Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 25.11.2017, 03:15

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования [54]
Статистика

Каталог файлов

Главная » Файлы » Развитие личности учащихся и воспитанников » Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования

Формирование духовности во взаимоотношениях детей через сюжетно-ролевую игру
[ ] 06.05.2010, 13:08
Е.Б. Князева, М.В. Овсюкова

Глухой к другим людям – останется глухим
к самому себе: ему будет недоступно самое
главное в самовоспитании – эмоциональная
оценка собственных поступков.
В.А. Сухомлинский
 
Мы живем в очень сложное время – время, когда у многих людей на первый план жизненных интересов выходят материальные ценности. Поэтому детский сад и семья совместными усилиями стараются привить в детях духовные качества: доброту, сопереживание, коммуникабельность. И детский сад для детей является школой нравственности, где интеллектуально-нравственные, духовные ценности преобладают над материальными.
Воспитание духовно развитого поколения – это одна из важнейших задач дошкольного учреждения.
Как сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами?
Как научить детей нравственно общаться между собой?
Подход к воспитанию духовно - нравственных взаимоотношений у дошкольников недостаточно изучен. Мы предполагаем использовать сюжетно – ролевую игру на начальном этапе формирования всех нравственно – духовных качеств и особенностей личности ребенка.
Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Благодаря сюжетно-ролевой игре дети впервые осознают себя единым коллективом, сплачиваются и приобретают возможность проявить себя, свои лучшие качества личности.
Для этого необходимы следующие условия:
1. Разработка планирования педагогического взаимодействия с учетом комплексного подхода к сюжетно - ролевой игре (приложение 1).
2. Проведение с детьми сюжетно-ролевой игры в режимных моментах (приложение 2).
В соответствии с этим целью нашего исследования является формирование духовности во взаимоотношениях у детей посредством сюжетно-ролевой игры.
Для достижения этой цели, нами были поставлены основные задачи:
· Изучить психолого-педагогическое влияние игры на формирование духовно-развитых взаимоотношений у детей.
· Изучить методику руководства сюжетно-ролевой игры и использовать её в работе с детьми в разных возрастных группах.
Объектом исследования является процесс формирования  представлений духовно-нравственных взаимоотношений у детей.
Предметом исследования является духовно-нравственные взаимоотношения детей в сюжетно-ролевой игре.
В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя различные роли и воспроизводят человеческие отношения. Дети играют друг с другом или с куклой как с идеальным партнером, который тоже наделяется своей ролью.
Цель игры заключается в осуществлении взятой на себя роли.
Результатом игры является то, как осуществляется эта роль.
Новизна заключается в активном обучении детей рефлексии (самоанализу).
Возникая у детей 3-летнего возраста, самосознание (самопознание себя и самоотношение к себе) начинает существенно влиять на обогащение развития личности дошкольника (В.С. Мерлин, В.В. Столин и др.). Формулируя в речи замысел игры: «Я буду хорошей мамой» - ребенок выбирает себе дочку, организует комнату, выполняет действия, стремится к достижению результата (накормил, вымыл, уложил спать и т.д.). По мимике легко заметить то состояние, которое испытывает малыш: удовлетворение или огорчение. И когда воспитатель спрашивает: «Кем ты был? Каким ты был?» – малыш формулирует самооценку (самоотношение). Когда же спрашивают: «Почему ты считаешь, что была заботливой?» - включается другой процесс самосознания – самопознание. Если малыш соглашается признать недостатками игры какие-то ошибки, не доведенные до результата, то он обязательно с радостью, уверенно говорит: «Я буду заботливым в следующий раз…».
Важно помнить, что пока сам ребенок не сумеет сформулировать оценку самого себя, он не достигнет уровня освоения игры как формы самовоспитания.
В самоанализе необходимо помочь детям осознать свои действия и поступки в совместной игре, преодолеть возникшие разногласия.
Проведенная работа способствовала:
1) Умению детей оценивать качество и результат своих личных действий и действий сверстников.
2) Дети, объединенные дружескими отношениями, научились уступать друг другу в выборе сюжета игры, распределению ролей. Согласовывать свои действия.
3) Сформировались положительные качества: дружелюбие, самостоятельность, организованность.
4) Исследования, проведены педагогом-психологом в подготовительной группе по сформированности коллектива, показали:
- высокий уровень благополучия взаимоотношений;
- сверхвысокий уровень сплоченности группы;
- коэффициент удовлетворенности взаимоотношений составил – 79%.
Следовательно, высокий уровень воспитательных усилий в группе обеспечил комфортное пребывание детей в коллективе.
 
Литература:
  1. Аникеева Н.П. «Воспитание игрой». М.: Просвещение. 1987.
  2. Бондаренко А.К., Матусик А.И. «Воспитание детей в игре». М.: Просвещение. 1983.
  3. Выготский Л.С. «Игра и её роль в психическом развитии ребёнка». Вопросы психологии 1996. № 6.
  4. Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика». Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений, стереотип, 4-е издание, М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  5. Крылова Н.М., Иванова В.Т. «Детский сад - дом радости».
  6. Менджерицкая Д.В. «Воспитателю о детской игре». Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение. 1982.
  7. Тверитина Е.Н. «Руководство играми детей в дошкольных учреждениях». М.: Просвещение. 1986.
  8. Урунтаева Г.А. «Дошкольная психология». Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений, 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия». 1999.
  9. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. Составитель З.Я. Рез и др. - М.: Просвещение. 1990.
  10. Щербакова Е.И. .«Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре». Учебное пособие по специальному курсу для студентов пед. институтов по спец. 2110. - М.: Просвещение. 1984.
  11. Эльконин Д.Б. «Детская психология». М.: Учпедиз. 1960.
 Приложение 1
2-я младшая группа
Игра
Цель:
Материал
Работа с родителями
Дочки-матери»
Сентябрь
· Рассматривание картин (профессии родителей).
Цель: работа по «чтению» мимики лица (улыбается или нет),
вызвать желание выбрать роль мамы, папы, заботится о
кукле.
· Разучивание колыбельных песен.
Цель: включение песен в игру.
· Театр воспитателя «Уложим маленькую куклу спать».
Цель: «Оживить» куклу, доказать детям чего хочет и не
хочет кукла. Обучение строительству кроватей.
· Игра с маленькими куклами.
Цель: учить детей находить место в пространстве,
заботиться о кукле, учить строить и заправлять кроватку.
 
Картинки с заботливыми
мамами и папами.
 
 
Подбор аудиокассет и текст
песен. «Колыбельная»
Ю. Шишкова
Постельное бельё по размеру кроваток.
 
Куклы маленького размера.
 
Привлечение родителей
подбору картинок.
 
 
Помощь в подборе
 
 
Сшить постельное бельё
для куколок разного
размера.
 
Октябрь
· Театр воспитателя «Уложим куклу среднего размера спать».
Цель: учить детей строить кроватки для кукол среднего
размера. Подбирать постельные принадлежности
соответствующего размера.
· Игра с куклами среднего размера.
Цель: обучение строительству кроватки для кукол
среднего размера, подбирать соответствующего размера
постельное бельё, учить детей во время строительства
быть вежливыми, не ломать постройку товарища.
 
Куклы среднего размера.
 
 
 
 
Постельное бельё по
размеру кукол.
 
 
Ноябрь
· Театр воспитателя «Уложим большую куклу спать».
Цель: обучение строительству большой кроватки и
подбирать постельные принадлежности.
· Игра с большими куклами.
Цель: обучение строительству кроваток для больших кукол ,выбор постельного белья.
 
Куклы большого размера,
постельное бельё для
больших кукол.
 
 
· Чтение Е. Благининой «Алёнушка» и рассматривание иллюстраций.
Цель: углубление интереса.
· Наблюдение ухода за детьми ясельного воспитателя во время прогулки.
Цель: развивать заботливое отношение к детям
· Игра со всеми видами кукол.
Цель: умение строить кроватки в соответствии с размерами куклы, подбор постельных принадлежностей. Заботливое отношение к куклам.
Книга «Алёнушка»
Е. Благининой
 
 
Декабрь
· Театр воспитателя «Накормим куклу»
Цель: обучение строительству столовой.
· Игра «Накорми куклу».
Цель: научить детей строить стол, стул, умывальник, накрывать на стол. Бережное отношение к кукле, обучение самоанализу.
· Игра-занятие «Приготовим кукле обед»
Цель: обогащать знания детей для предстоящей игры.
 
Наблюдение за накрытым столом няней.
 
 
 
 
Предметы - заместители.
 
Оформление родительского уголка
«Как дарить подарки»
Январь
· Игра «Дочки-матери»
Цель: воссоздание заботы о кукле, уметь анализировать свои действия. Вызвать у детей чувство радости, удовольствия от создания образа
Куклы 3-х размеров, постельные
принадлежности, предметы - заместители, посуда, иллюстрации с заботливыми мамами и папами.
 
«Гости»
Февраль
· Беседа с детьми о праздниках, рассматривание картин праздника.
· Разговор о подарках.
· Разучивание стихов, песен.
Цель: вызвать желание играть в игру, вспомнить о положительном настроении, хороших взаимоотношениях.
 
Иллюстрации, фото с праздниками.
Изготовление подарков. Подбор стихов и песен
 
Помощь родителей в подборе иллюстраций.
 
· Игра-занятие «У куклы день рождения», «У куклы новоселье»
Цель: обогащение сюжетом игры.
Куклы
Принести шарфики, платочки, шляпки, старые бусы и т.д. для игры.
 
Март
·Утром в подгрупповой деятельности проигрываем в игру «Гости»
Цель: определить место в пространстве для игры.
Обустройство праздничного стола хозяевами, гостям нарядиться, найти себе место в пространстве. Постройка автобуса. Вызвать положительное взаимоотношение во время игры. Обучать самоанализу.
 
Куклы, «подарки», посуда, предметы-заместители.
 
 
Апрель
·После сна рассматривание картин праздника.
·Игра «Гости»
Цель: вызвать желание поиграть в игру. Деление на подгруппы (гости и хозяева). Учить самоанализу.
 
Иллюстрации праздника.
Атрибуты для игры.
 
 
Май
·Творческая игра «Гости».
Цель: развитие положительных взаимоотношений между детьми, быть добрыми, заботливыми, внимательными друг к другу.
 
 

Приложение 2

 
Конспект сюжетно-ролевой игры «Дочки - матери»
2-ая младшая группа
Программное содержание: развивать заботливое отношение к кукле, желание участвовать в совместных играх. Научить детей передавать свою любовь другому, давать самооценку в игре: каким я был. Самостоятельно наводить порядок в группе в определённой последовательности по 1 предмету. Учить делать самооценку выполненной роли, образа.
До сна: дети договариваются о предстоящей вечерней игре (мамы и папы).
Вопросы к детям:
•   Кем вы будете?
•   Какими?
•   Чем будете кормить детей?
После сна:
            Развесить в спальне картинки заботливой мамы и папы (гуляют, кормят, причёсывают, читают сказку и т.д.).
Вопросы к детям:
Посмотри, кто на картинках?
• Какая мама? Папа?
• Как она заботиться о дочке? Сыночке? И т.д.
Хоровод «Подними ладошки выше», «Колпачок» и т.д.
В группе музыкальная разминка. Дети делятся на 2 группы (1 группа - кормить дочку, 2 группа - укладывать спать).
• Пойдите, спросите у дочки, что она хочет, спать или кушать?
Действия в игре:
Дети выбирают себе место, где будет их дом. Воспитатель спрашивает: «На какой улице твой дом?» (на школьной, музыкальной, мебельной - зависит от места расположения в труппе).
Мамы и папы идут в «детский сад» за ребятами и начинают обустраивать свой «дом». Дети, которые кормят дочку, строят стол и стул из напольного конструктора и накрывают стол (готовят «обед»).
Дети, которые укладывают спать дочку, вначале перед сном гуляют. Затем строят кроватку и заправляют её. Ребёнок ходит с куклой.
Когда всё построено, воспитатель не стоит, а ходит, нюхает - «пахнет, вкусно готовится, горячо». У других - «засыпает, не шуми». Воспитатель подкидывает «дровишки» (идеи) для игры. Воспитатель проходит и даёт оценку: поела дочка, полотенца чистые и т.д.
Воспитатель готовит детей к завершению игры: «Выходной день» закончился, «детям» пора в детский сад. Уборка идёт, всё по 1 предмету с закреплением математических задач: полотенца длинные сюда, короткие
сюда; одеяла широкие сюда, узкие сюда; чашки большие сюда, маленькие сюда и т.д.
Оценка игры:
• Как вы думаете, хорошо ли дочки провели выходной день?
   Почему? Иди, расскажи, как ты думаешь, почему хорошо?
   (рефлексия).
• Как ты узнал, что она хорошо отдохнула? (быстро заснула – итог).
• Как ты узнал, что дочка хочет спать? Еда понравилась?
-Хорошую игру придумали, позаботились о дочках и сыночках. ---Будем ещё играть? - задумка на следующий этап игры.
Категория: Развитие личности учащихся и воспитанников в условиях современного образования | Добавил: Администрация | Теги: духовность, Самоанализ, нравственность, взаимодействие, эмоции, коллективизм, игра, роль, деятельность, общение
Просмотров: 3985 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.5/4 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52961)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39959)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28052)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27941)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27165)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27125)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26931)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz