Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 21.09.2017, 20:45

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Организация проектно-исследовательской деятельности в общеобразовательных учреждениях [2]
Организация проектно-исследовательской деятельности в дошкольных образовательных учреждениях [5]
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке [24]
на уроке русского языка и литературы, физики, химии, биологии, иностранного языка, истории и обществознания, музыки и других
Организация проектно-исследовательской деятельности во внеклассной работе [5]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исследовательская деятельность в ОУ » Организация проектно-исследовательской деятельности во внеклассной работе

Социальное самоопределение: история возникновения и пути достижения
[ ] 02.07.2009, 15:51
Щеклеина Светлана Николаевна,
 специалист по учебно-методической работе
МОУ ДПО ЦПКРО г. Кирова

Миграция населения во второй половине 19 века из слаборазвитых регионов Европы в Америку, внутренняя миграция сельского населения в город, из Южной Америки в Северную привела к тому, что появились люди, а порой и целые семьи, не способные полноценно устроиться в изменившихся условиях. Это привело к росту преступности, нищеты и бродяжничества и послужило предпосылкой научного объяснения социальных явлений. Философское обоснование проблемы социализации впервые было представлено в трудах американских философов в начале 20 века и было поддержано педагогической наукой для поиска путей успешной адаптации мигрантов.
В России идеи социализации стали востребованы с 20-х годов 20 века и практическое применение получили в работах С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, П.П. Блонского, однако, идеологические перегибы тоталитарного общества долгое время противопоставлавляли воспитание процессу социализации. Поэтому более глубокое изучение социальных вопросов связано с кризисом системы образования 70-х годов, появлением государственной поддержки семьи, интеграцией школы с учреждениями дополнительного образования, воспитательной работой по месту жительства и т.п. С 80-х годов вопросы социализации стали оформляться в новое направление – социальную педагогику, предметом изучения которой стало социальное воспитание человека, а ключевыми понятиями – развитие и социализация.
В непростые для нашей страны 90-е годы и связанные с ними социальные потрясения внесли новые коррективы и оказали существенное влияние на развитие образования. Вопреки заявленной в 1985 году «перестройке» большинство населения страны не смогли «перестроиться», адаптироваться в новых социально-экономических условиях, что привело к обнищанию населения страны, росту безработицы, детского сиротства, бродяжничества, преступности. Поэтому федеральным законом «Об Образовании» от 10 июля 1992 года было установлено, что общеобразовательные программы должны быть направлены «..на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ». Таким образом, вопросы социализации стали рассматриваться как общепедагогические и иметь в своей основе нравственную составляющую, учитывающую возможности и интересы разных поколений. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года от 29.12.2001 подтвердила государственный заказ на социализацию обучающихся с учётом реальных потребностей рынка труда.
С началом глобального экономического кризиса 2008 года сократилось число рабочих мест, возросла миграция населения из сельских районов в город, что вызвало необходимость поиска новых психолого-педагогических механизмов социального самоопределения личности.
«Словарь по социальной педагогике» трактует самоопределение личности как процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самосуществования в конкретных обстоятельствах жизни, а уровень сформированности установок, знаний, умений и этических качеств, достаточных для добровольного, умелого и ответственного выполнения всей совокупности социальных ролей, присущих взрослому, как социальную зрелость.
В психологии выделяют четыре базовых, фундаментальных компонента социально зрелой личности, вокруг которых определённым образом группируются множество других. Во-первых, это ответственность, терпимость и саморазвитие, а во-вторых, интегративный компонент, который охватывает все предыдущие и одновременно присутствует в каждом из них. Этим компонентом является позитивное мышление, позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир.
Применительно к педагогической практике общеобразовательных учреждений для достижения социальной зрелости старшеклассников в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения широкое распространение получил метод проектов.
Не вызывает сомнений утверждение о том, что вся наша жизнь состоит из большого количества проектов различной продолжительности, при этом каждый человек хочет быть успешным. О том, как достичь успеха, рассуждали ученики 10 класса МОУ Оричевской СОШ №1 в рамках классного часа «Мечты карьериста».

Классный час «Мечты карьериста»

Цель: Создать условия для осознания необходимости сознательного руководства собственной жизнью, её планирования; развитие позитивного отношения к миру.
Время проведения: 90 минут.
Оборудование: ручка, бумага, шаблон этапов проектирования.
Форма проведения: семинар-практикум.
Структура и содержание кл. часа:
1. Вступительное слово кл. руководителя.
•    Тема кл. часа, цель – научиться проектировать свой успех.
•    Что такое мечта? (по мнению учащихся)
- нечто созданное воображением, мысленно представляемое;
- предмет желаний и стремлений (словарь С.И. Ожегова).
•    Кто такой карьерист? Какой нравственный оттенок несет это слово: положительный или отрицательный? Почему? (по мнению учащихся)
- человек, стремящийся любыми способами продвинуться по службе и использующий для этого все средства (словарь С.И. Ожегова).
•    Что такое карьера? (по мнению учащихся)
- род занятий, профессия;
- путь к успехам, видному положению в обществе, на служебном поприще, самое достижение этого поприща (словарь С.И. Ожегова).
•    Когда мечта реализуется? (по мнению учащихся)
- когда достигается то, к чему стремились, т.е. получен результат.
•    Что такое результат? (по мнению учащихся)
- конечный итог, завершающий собой что-нибудь;
- показатель мастерства (словарь С.И. Ожегова).

Совместный вывод: Результата можно добиться только в том случае, если знаешь чего хочешь (поставлена цель) и как ты этого будешь добиваться, т.е. видишь путь достижения.

Результат = цель + путь

2. Практикум по проектированию.
По желанию учащихся работа может быть организована как в парах, так и в группах. Важно, чтобы предложенные темы были для них значимы и направлены на позитивное решение проблемы. Часть тем учащимся предлагается, но многие предлагают свои варианты.
Примерные темы: Я – «душа» класса, Улучшение годовой оценки по предмету, ЕГЭ на «пять», Успешное окончание учебного года, Поступление в ВУЗ, Получение углублённых знаний по моей любимой химии и т.п.
В зависимости от выбранной темы учащиеся заполняют таблицу:


3. Защита проектов групп.
4. Заключительная беседа с классом:
Зачем человеку так тщательно планировать свои действия? (по мнению учащихся)
- Вероятно по тому, что каждый человек хочет быть успешным…
Что такое успех? (по мнению учащихся)
Успех – удача в достижении чего-нибудь;
           – общественное признание;
           – хорошие результаты в работе, учёбе (словарь С.И. Ожегова).
С успехом – легко успешен, без затруднений (словарь С.И. Ожегова).
Как его достичь? Почему же успех сопутствует не всегда? (по мнению учащихся)
- Для достижения успеха необходимо постоянно анализировать свою деятельность.
Совместный вывод: Результата можно добиться только в том случае, если знаешь чего хочешь (поставлена цель) и как ты этого будешь добиваться (видишь путь достижения + выполнение всех задуманных шагов по достижению цели) при постоянном анализе каждого выполненного шага…

Результат = цель + путь + анализ

И тогда вас ждёт УСПЕХ!
Подобный классный час вскрывает большое количество проблем, на основе которых необходимо выстраивать дальнейший диалог не только со старшеклассниками, но и с их родителями. Так многие родители или чрезмерно опекают ребёнка, лишают его свободы выбора, права на ошибку или наоборот занимаются попустительством. Поэтому одно из направлений взаимодействия с родителями должно быть определение и дозирование родительской помощи ребёнку.
Категория: Организация проектно-исследовательской деятельности во внеклассной работе | Добавил: Администрация
Просмотров: 1620 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52841)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39773)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27972)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27869)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27059)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26790)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz