Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 22.09.2017, 07:29

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Организация проектно-исследовательской деятельности в общеобразовательных учреждениях [2]
Организация проектно-исследовательской деятельности в дошкольных образовательных учреждениях [5]
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке [24]
на уроке русского языка и литературы, физики, химии, биологии, иностранного языка, истории и обществознания, музыки и других
Организация проектно-исследовательской деятельности во внеклассной работе [5]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исследовательская деятельность в ОУ » Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке

Обучение основам проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы
[ ] 23.06.2009, 10:13
Разницына Людмила Александровна,
учитель начальных классов
МОУ Гимназия № 46 города Кирова

В наше время происходят изменения в жизни общества и образования. Важнейшей приоритетной задачей является развитие индивидуальности каждого ученика, его творческих начал, самостоятельности в продвижении в информационном поле.
Передо мной как учителем стояла проблема: как сформировать подлинно свободную личность, умеющую самостоятельно мыслить, планировать свои действия, обдумывать свои решения, быть контактным со своими сверстниками и окружающими людьми.
Я видела, что урок не позволяет каждому до конца себя реализовать в плане самостоятельного поиска, проявить себя как личность.
 Решение задачи виделось в организации такой формы работы как проектно-исследовательская деятельность. Эта работа выступает как основная форма, связующая урочную и внеурочную деятельность школьников. Под этой деятельностью подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполненный детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ: викторин, газет, моделей, макетов, проектов, презентаций, исследований. Понятие  «тема» в  проектно-исследовательской деятельности я определяла как некую составляющую той или иной области знаний, выделяемую на основе наблюдения познавательных потребностей и интересов детей и реализуемую через проекты и исследования.
Проектно-исследовательскую деятельность в классе я организую в виде двух взаимосвязанных блоков:
  1. Сбор сведений по теме.
  2. Работа над самим проектом или исследованием.
Эти блоки работы относительно независимы друг от друга.
Как же происходит выбор темы? Сначала дети знакомятся с предложенной темой учебника. Каждый ученик в праве выбрать свою подтему. По выбранной добровольно теме дети вместе с родителями собирают сведения. На данном этапе они учатся ставить цели  и задачи, выдвигать гипотезы, работать с различными источниками информации, обрабатывать собранный материал. Учащиеся посещают музеи, выставки, библиотеки. Можно организовать встречи с интересными людьми, занимающимися наукой или имеющими какие-либо увлечения.
В процессе работы над темами учащиеся готовят мини-доклады, оформляют фотоальбомы, стенды, выставки своих работ. Они используют различные источники: книги, энциклопедии, справочники, телепередачи, документальные фильмы. Для этого учитель организует классный час, где дети показывают или рассказывают  о своих достижениях. Это могут быть уроки, если тема совпадает с подтемами детей, где заслушиваются их сообщения. Учитель на данном этапе выступает в роли консультанта, корректора, источника знаний.
После этого идёт выбор проекта и организуется работа над проектами и  исследованиями. При выполнении проектов  дети могут работать индивидуально или группами, т.е. им предоставляется выбор. Учитель по необходимости помогает и контролирует ход деятельности учащихся. Удачные находки становятся достоянием всего класса.
Работа над проектами завершается их защитой. Формы защиты различны. Это может быть конференция, смотр-конкурс, мультимедийная презентация, сборник работ учащихся.
Приведу пример такой работы. На уроке окружающего мира мы знакомились с темой «Наш город». Детей заинтересовала эта тема. Они решили узнать как можно больше об истории нашего города. Была организована экскурсия «Город на семи холмах», из которой школьники почерпнули новые знания; на встречу с детьми приглашены старожилы города, родители, увлечённые историей нашей земли. Дети объединились в группы, где начали сбор материала об истории названия улиц, города, о знаменитых людях, родившихся здесь, о старинных зданиях, храмах. Учащиеся с помощью родителей  подготовили выставки, иллюстрации, викторины. Со своими мини-темами они выступали на классных часах. Затем началась работа над проектом. Родители под руководством учителя объединили эти мини-проекты в общий проект. Результатом всей этой работы стало изготовление макета родного города. Был составлен сборник, состоящий из мини-проектов детей. Учитель контролировал и направлял в нужное русло деятельность детей и родителей.
Некоторые проекты явились «самопрезентующимися», например: создание спектакля. На уроке литературного чтения  изучалась тема «Сказки». Ребятам  был предоставлен выбор: объединиться в группы по интересам или выполнить индивидуально задания по сбору материала на обозначенную тему. Учащиеся составляли выступления по мини-темам «Сказки о животных», «Сказки народов мира», «Сказки о добре и зле», «Сказки о любви и дружбе» «Авторские сказки». Были подготовили выставки книг со сказками, изготовлены поделки и рисунки любимых героев, кроссворды, вопросы к известным сказкам. Затем решили подготовить единый проект – спектакль. Ряд действий по созданию спектакля предоставляет многим детям найти занятие по душе, потому что нужны актёры, костюмеры, суфлёры, оформители сцены, изготовители программ. В классе был подготовлен и прошёл спектакль «Теремок». Это был настоящий праздник сказки, в котором участвовали и родители, и все дети. Был оформлен стенд на тему «В стране сказок». Учитель здесь играл  роль куратора,  координатора, режиссёра.
Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения, чтобы в ребёнке проснулась гордость за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектом или исследованием учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. Каждый ученик, после завершения работы над своим проектом, имеет возможность рассказать о своём проекте, показать, что у него получилось и услышать похвалу в свой адрес. Такие презентации проектов детей проходят в присутствии родителей.
Очень часто такие проектные работы перерастают в исследовательские. Например: Даша разрабатывала проект «Моя родословная» в первом классе, а во втором классе она занялась исследованием: является ли Попов её предком, жил ли он в селе Усовы, есть ли интересные места в этом селе. Тема работы стала звучать так: «Моя малая Родина» В своём исследовании она доказала, что её гипотеза верна.
Дети моих классов постоянно работают над исследованиями, в которых они глубоко и последовательно доказывают истинность своих предположений. Приведу пример тем исследовательских работ учащихся моего класса: «Вышивка Кировской области», «Влияние сотового телефона на организм человека», «Из истории оригами», «Самая первая марка России».
Многолетняя и планомерная работа с детьми приносит результаты. Дети довольно хорошо умеют мыслить, самостоятельно находить нужный им материал, выделять главное в информационном поле.
К четвёртому классу, участвуя в проектно-исследовательской деятельности, школьники умеют:
  1. Самостоятельно расширять кругозор в интересующих их областях знаний.
  2. Находить источники информации и извлекать информацию, относящуюся к теме.
  3. Планировать свою работу над проектом или исследованием.
  4. Сотрудничать друг с другом при выполнении работ.
  5. Доводить начатое дело до конца.
Многие ученики являются членами гимназического научного общества «Личность. Интеллект. Культура», где я являюсь руководителем. Учащиеся моих классов успешно выступают на различных конкурсах и научно-практических конференциях. Среди них есть победители и призёры гимназических, городских научно-практических конференций «Эврика», «Я-кировчанин», региональной конференции «Я-исследователь», регионального конгресса молодых исследователей «Шаг в будущее», областной научно-практической конференции «Стимул», всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ «Портфолио». В дальнейшем мои выпускники продолжают заниматься проектной и исследовательской деятельностью, которая помогает успешно осваивать школьную программу. Я постоянно нахожусь в творческом поиске.
Разницына Людмила Александровна, учитель начальных классов
МОУ Гимназия № 46 города Кирова

В наше время происходят изменения в жизни общества и образования. Важнейшей приоритетной задачей является развитие индивидуальности каждого ученика, его творческих начал, самостоятельности в продвижении в информационном поле.
Передо мной как учителем стояла проблема: как сформировать подлинно свободную личность, умеющую самостоятельно мыслить, планировать свои действия, обдумывать свои решения, быть контактным со своими сверстниками и окружающими людьми.
Я видела, что урок не позволяет каждому до конца себя реализовать в плане самостоятельного поиска, проявить себя как личность.
 Решение задачи виделось в организации такой формы работы как проектно-исследовательская деятельность. Эта работа выступает как основная форма, связующая урочную и внеурочную деятельность школьников. Под этой деятельностью подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполненный детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ: викторин, газет, моделей, макетов, проектов, презентаций, исследований. Понятие  «тема» в  проектно-исследовательской деятельности я определяла как некую составляющую той или иной области знаний, выделяемую на основе наблюдения познавательных потребностей и интересов детей и реализуемую через проекты и исследования.
Проектно-исследовательскую деятельность в классе я организую в виде двух взаимосвязанных блоков:
  1. Сбор сведений по теме.
  2. Работа над самим проектом или исследованием.
Эти блоки работы относительно независимы друг от друга.
Как же происходит выбор темы? Сначала дети знакомятся с предложенной темой учебника. Каждый ученик в праве выбрать свою подтему. По выбранной добровольно теме дети вместе с родителями собирают сведения. На данном этапе они учатся ставить цели  и задачи, выдвигать гипотезы, работать с различными источниками информации, обрабатывать собранный материал. Учащиеся посещают музеи, выставки, библиотеки. Можно организовать встречи с интересными людьми, занимающимися наукой или имеющими какие-либо увлечения.
В процессе работы над темами учащиеся готовят мини-доклады, оформляют фотоальбомы, стенды, выставки своих работ. Они используют различные источники: книги, энциклопедии, справочники, телепередачи, документальные фильмы. Для этого учитель организует классный час, где дети показывают или рассказывают  о своих достижениях. Это могут быть уроки, если тема совпадает с подтемами детей, где заслушиваются их сообщения. Учитель на данном этапе выступает в роли консультанта, корректора, источника знаний.
После этого идёт выбор проекта и организуется работа над проектами и  исследованиями. При выполнении проектов  дети могут работать индивидуально или группами, т.е. им предоставляется выбор. Учитель по необходимости помогает и контролирует ход деятельности учащихся. Удачные находки становятся достоянием всего класса.
Работа над проектами завершается их защитой. Формы защиты различны. Это может быть конференция, смотр-конкурс, мультимедийная презентация, сборник работ учащихся.
Приведу пример такой работы. На уроке окружающего мира мы знакомились с темой «Наш город». Детей заинтересовала эта тема. Они решили узнать как можно больше об истории нашего города. Была организована экскурсия «Город на семи холмах», из которой школьники почерпнули новые знания; на встречу с детьми приглашены старожилы города, родители, увлечённые историей нашей земли. Дети объединились в группы, где начали сбор материала об истории названия улиц, города, о знаменитых людях, родившихся здесь, о старинных зданиях, храмах. Учащиеся с помощью родителей  подготовили выставки, иллюстрации, викторины. Со своими мини-темами они выступали на классных часах. Затем началась работа над проектом. Родители под руководством учителя объединили эти мини-проекты в общий проект. Результатом всей этой работы стало изготовление макета родного города. Был составлен сборник, состоящий из мини-проектов детей. Учитель контролировал и направлял в нужное русло деятельность детей и родителей.
Некоторые проекты явились «самопрезентующимися», например: создание спектакля. На уроке литературного чтения  изучалась тема «Сказки». Ребятам  был предоставлен выбор: объединиться в группы по интересам или выполнить индивидуально задания по сбору материала на обозначенную тему. Учащиеся составляли выступления по мини-темам «Сказки о животных», «Сказки народов мира», «Сказки о добре и зле», «Сказки о любви и дружбе» «Авторские сказки». Были подготовили выставки книг со сказками, изготовлены поделки и рисунки любимых героев, кроссворды, вопросы к известным сказкам. Затем решили подготовить единый проект – спектакль. Ряд действий по созданию спектакля предоставляет многим детям найти занятие по душе, потому что нужны актёры, костюмеры, суфлёры, оформители сцены, изготовители программ. В классе был подготовлен и прошёл спектакль «Теремок». Это был настоящий праздник сказки, в котором участвовали и родители, и все дети. Был оформлен стенд на тему «В стране сказок». Учитель здесь играл  роль куратора,  координатора, режиссёра.
Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения, чтобы в ребёнке проснулась гордость за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектом или исследованием учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. Каждый ученик, после завершения работы над своим проектом, имеет возможность рассказать о своём проекте, показать, что у него получилось и услышать похвалу в свой адрес. Такие презентации проектов детей проходят в присутствии родителей.
Очень часто такие проектные работы перерастают в исследовательские. Например: Даша разрабатывала проект «Моя родословная» в первом классе, а во втором классе она занялась исследованием: является ли Попов её предком, жил ли он в селе Усовы, есть ли интересные места в этом селе. Тема работы стала звучать так: «Моя малая Родина» В своём исследовании она доказала, что её гипотеза верна.
Дети моих классов постоянно работают над исследованиями, в которых они глубоко и последовательно доказывают истинность своих предположений. Приведу пример тем исследовательских работ учащихся моего класса: «Вышивка Кировской области», «Влияние сотового телефона на организм человека», «Из истории оригами», «Самая первая марка России».
Многолетняя и планомерная работа с детьми приносит результаты. Дети довольно хорошо умеют мыслить, самостоятельно находить нужный им материал, выделять главное в информационном поле.
К четвёртому классу, участвуя в проектно-исследовательской деятельности, школьники умеют:
  1. Самостоятельно расширять кругозор в интересующих их областях знаний.
  2. Находить источники информации и извлекать информацию, относящуюся к теме.
  3. Планировать свою работу над проектом или исследованием.
  4. Сотрудничать друг с другом при выполнении работ.
  5. Доводить начатое дело до конца.
Многие ученики являются членами гимназического научного общества «Личность. Интеллект. Культура», где я являюсь руководителем. Учащиеся моих классов успешно выступают на различных конкурсах и научно-практических конференциях. Среди них есть победители и призёры гимназических, городских научно-практических конференций «Эврика», «Я-кировчанин», региональной конференции «Я-исследователь», регионального конгресса молодых исследователей «Шаг в будущее», областной научно-практической конференции «Стимул», всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ «Портфолио». В дальнейшем мои выпускники продолжают заниматься проектной и исследовательской деятельностью, которая помогает успешно осваивать школьную программу. Я постоянно нахожусь в творческом поиске.
Категория: Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке | Добавил: Администрация
Просмотров: 6497 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52842)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39774)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27977)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27870)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27060)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26791)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz