Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 22.09.2017, 07:37

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Организация проектно-исследовательской деятельности в общеобразовательных учреждениях [2]
Организация проектно-исследовательской деятельности в дошкольных образовательных учреждениях [5]
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке [24]
на уроке русского языка и литературы, физики, химии, биологии, иностранного языка, истории и обществознания, музыки и других
Организация проектно-исследовательской деятельности во внеклассной работе [5]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исследовательская деятельность в ОУ » Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке

Использование элементов исследовательской деятельности на уроках в начальной школе
[ ] 23.06.2009, 10:07
Светлана Владимировна Мельникова,
учитель начальных классов
 МОУ СОШ с УИОП №66 г. Киров
e-mail: elena8714@mail.ru

Особое место в периоде детства занимает младший школьный возраст. Ученики, впервые переступившие порог школы, попадают в мир, где им предстоит получать знания, искать нестандартные решения в процессе творческой познавательной деятельности.
Психологи утверждают, что развивать творческое начало в детях следует как можно раньше, в противном случае оно может угаснуть. Следовательно, необходима целенаправленная работа по развитию творческого мышления младших школьников с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
«Интерес к обучению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха», - говорил В.А. Сухомлинский. А успех появится только в том случае, если уже с 1 класса ученики начнут заниматься исследовательской деятельностью.
Младший школьник охотно открывает для себя мир человеческих отношений, может понять и пережить то, что происходит с другим человеком. В этом возрасте интенсивно развиваются моральные чувства - товарищество, ответственность за порученное дело, негодование при чей-то несправедливости. Нравственное воспитание начинается с первых шагов сознательной жизни, когда дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и предательства.
Большие возможности нравственного воспитания заложены в содержании литературных произведений, изучаемых на уроках в начальной школе. Ученик имеет возможность для самовыражения нравственных суждений, для отстаивания своих взглядов и позиций.
Шаг за шагом мои ученики учатся наблюдать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
Предлагаю конспект урока окружающего мира в 1 классе.
Тип урока: « Изучения нового материала».
Тема: «Дружим с добрыми словами».
Цели: уточнить представления учащихся о добре и зле на основе организованного проблемного диалога, развивать творческое мышление, воспитывать чувство ответственности, доброты, внимательного отношения к людям.
Ход урока.

I. Актуализация.
Учитель: - Доброе утро, ребята. Наш учебный день начнём с урока окружающего мира. Разговор будет важным. А начать его мне хотелось бы с маленького предложения. Предлагаю послушать песенку: «Дорога добра».
-Именно по дороге Добра пришла к нам на урок маленькая гостья – ёлочка (игрушка ёлочка). Зовут её Добруля. Она умеет исполнять доброе желание. Возьмите Добрулю в руки и скажите пожелание друг другу. Так как сейчас Добруля у меня в руках, то я начну: «Здоровья, счастья всем присутствующим». (дети берут Добрулю в руки и говорят свои пожелания).
-Как много добрых слов вы знаете и подарили их друг другу, всем присутствующим. Это не случайно. Тема урока: «Дружим с добрыми словами».

II. Работа над темой.
1. Работа с пословицей.
Учитель: - Народная мудрость гласит: «Доброе слово человеку – что дождь в засуху». Как вы понимаете эту пословицу? Приятно, когда нас окружают внимательные, заботливые люди.

2. Диалог: «Утренняя встреча» (Смотрите приложение 1).
Учитель: - Посмотрим, как прошла встреча двух хороших друзей (ученики показывают сценку). Какие добрые, «волшебные» слова услышали? (учитель выставляет карточки с «волшебными» словами на наборное полотно). Может кто-то знает, что обозначают слова «здравствуйте», «до свидания» и т.д. Хотелось бы поговорить ещё об одном «волшебном» слове. Вы его, конечно, знаете и сразу вспомните как только прослушаете рассказ (Учитель читает рассказ из книги. Смотрите приложение 2). Когда мы говорим «извините», «простите».

3. Игра: «Как поступить».
Учитель: - Вы правильно отвечаете на вопросы, знаете «волшебные» слова. Думаю самое время открыть вам маленький секрет. Ёлочка Добруля принесла с собой Волшебный сундучок. Внутри сундучка лежат карточки с заданиями. Постарайтесь справиться с этими заданиями. Добруле будет очень приятно (ученики берут карточки из сундучка, читают задания и дают ответы на вопросы).

4. Говори правильно.
а) Учитель: - Очень часто мы встречаемся с людьми, которые всегда используют в речи «волшебные» слова. Как мы называем таких людей? (воспитанные, вежливые) С ними приятно общаться. Но бывает, что приходится встречаться с такими людьми.

Сценка: «Мальвина и Буратино». (Смотрите приложение 3).

Учитель: - Вы согласны, ребята, с Буратино.
б) Учитель: - Оказывается нужно не только знать «волшебные» слова, но и уметь правильно их говорить. Что значит говорить правильно? Сейчас мы поучимся у героя стихотворения (Смотрите приложение 4).
(Ученик рассказывает стихотворение).
Учитель:- Почему свирепый Гусь не обидел мальчика, а по-дружески кивнул головой? Как правильно нужно говорить «волшебные» слова? Нужно говорить «волшебные» слова с улыбкой, глядя в глаза человеку, с которым беседуешь, ласково, приветливо, с добрыми нотками в голосе. Попробуем это сделать. В жизни бывают разные ситуации. Вы воспитанный ребёнок. Найдите правильный выход из создавшейся ситуации.

*У вас перестала писать ручка. Попросите у товарища.
*У твоего друга игрушка, о которой ты давно мечтал. Как ты поступишь?
*Вашему другу подарили интересную книгу. Тебе очень хочется её прочесть. Что ты сделаешь в этом случае?

Учитель: - Ёлочка Добруля очень рада, что в нашем классе такие воспитанные дети, знают так много «волшебных» слов. Она верит, что вы всегда их будите использовать в своей речи.

5. Работа с текстом.
Учитель: - Ребята, когда мы встретились с Добрулей, я рассказала ей, что вы очень любите читать. Она предлагает вам прочитать рассказ. Но Добруля такая хитрая, специально из рассказа убрала некоторые слова. Догадайтесь, пожалуйста, что это за слова (учитель раздаёт ученикам тексты).
Однажды Вова поехал в цирк. В автобусе он сел около окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь …».
Женщина обрадовалась и очень вежливо ответила Вове: «… большое».
Вдруг автобус резко затормозил. Вова чуть не упал и нечаянно наступил на ногу какому-то мужчине. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сразу же сказал: «…меня …».
Войдя в цирк, Вова встретил свою соседку тётю Нину. Она пришла в цирк со своей дочкой. Вова улыбнулся и сказал: «… день».

Учитель: - Послушаем, что у вас получилось.

III. Рефлексия.
Учитель: - Наша мудрая гостья приготовила для вас ещё один сюрприз. Эти сердечки не простые, а сердечки доброты (учитель раздаёт каждому ученику, вырезанные из бумаги сердечки).
Подумайте, пожалуйста, кому бы вы хотели сказать несколько добрых слов, может быть попросить за что-нибудь прощение. Возьмите сердечко и подарите его кому-то из одноклассников (ученики берут сердечки, дарят их своим одноклассникам или учителю).
Учитель: - Очень хотелось бы, чтобы добрые «волшебные» слова как можно чаще звучали в вашей речи и тогда всем будет приятно общаться с вами, у вас всегда будет много друзей. Предлагаю закончить наш урок песней: «Настоящий друг».


Приложение 1

Однажды по улице шёл старичок, опираясь на большую сучковатую палку. Он был очень стар и от старости согнулся, поэтому шёл, глядя себе под ноги. На встречу ему, подняв голову к верху, и что-то рассматривая в небе, шёл мальчик. Мальчик не заметил старика и сильно его толкнул. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал старичку, и тот сразу подобрел.
Что же мальчик такое сказал, от чего дедушка сразу перестал сердиться?

Приложение 2

Диалог: «Утренняя встреча».
Антон: - Доброе утро, Катя!
Катя: - Здравствуй, Антон!
Антон: - Я очень рад, что встретил тебя!
Катя: - Спасибо, я тоже рада!
Антон: - Давай я помогу донести твой портфель.
Катя: - А тебе не будет тяжело?
Антон: - Нет, что ты, мне совсем не тяжело.
Катя: - Ты очень любезен, Антон.
Антон: - Мы же товарищи.
Катя: - Как бы не опоздать в школу.
Антон: - Не переживай, успеем.

Приложение 3

Сценка: «Мальвина и Буратино».
Мальвина: - Здравствуйте, дети!
Буратино: (бурчит себе под нос, стоит вполоборота к детям) – Здрасьте.
Мальвина: - Что ты такой невесёлый, Буратино?
Буратино: - Невесёлый и всё. А тебе что нужно?
Мальвина: - Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть тебе помощь нужна.
Буратино: - А что я тебе такого сказал?
Мальвина: - Ничего не сказал. Просто ты говоришь таким тоном, что неприятно становится.
Буратино: - Неприятно, не слушай.
Мальвина: - Буратино, что у тебя за тон?
Буратино: - Подумаешь - тон! Может быть, я иногда говорю немного громко или капризно. Зато я хороший товарищ, весёлый, помогаю всем, люблю всех веселить. Только некоторые шуток не понимают. Вот, например, вчера иду и вижу, Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: «Как посадка прошла?» Он обиделся и ушёл. А что я плохого сказал?
Мальвина: - Ребята, объясните, пожалуйста, Буратино, почему обиделся Пьеро.
Мальвина: - Ты понял, Буратино, как нужно вести себя? Ведь от доброго слова становится тепло на сердце, а от злого – дружба разрушается. Недаром есть пословица: «Слово лечит, слово и ранит». Давайте будем говорить только добрые слова.
Приложение 4
Стихотворение: «Здравствуй, Гусь».
Ко мне бежит огромный Гусь.
Я говорю себе: «Не трусь!
Быть может, этот Гусь - ручной,
Бежит знакомиться со мной».
Но у Гуся свирепый вид-
Он угрожающе шипит.
Щипаться будет? Ну и пусть!
Я улыбнулся: - Здравствуй, Гусь!
Он головой кивнул в ответ.
И мне послышалось: «Привет!»
(Т.Собакин)

Приложение 5

Карточки для сундучка.
1. Как обратиться к незнакомому прохожему и узнать у него время?
2. Учитель попросил взять в библиотеке книгу. Как попросить библиотекаря помочь вам?
3. Ты вошёл в класс. В классе учитель и твои одноклассники. Как поступить?
4. Вы поссорились с другом. Что делать?
5. Учитель занят разговором с кем-то, а вам нужно срочно к нему обратиться.
6. Ты опоздал на урок. Как правильно войти в класс?
Категория: Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке | Добавил: Администрация
Просмотров: 5436 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.7/3 |
Всего комментариев: 1
1  
надо больше информации

Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52842)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39774)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27977)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27870)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27060)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26791)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz