Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 21.09.2017, 20:44

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Организация проектно-исследовательской деятельности в общеобразовательных учреждениях [2]
Организация проектно-исследовательской деятельности в дошкольных образовательных учреждениях [5]
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке [24]
на уроке русского языка и литературы, физики, химии, биологии, иностранного языка, истории и обществознания, музыки и других
Организация проектно-исследовательской деятельности во внеклассной работе [5]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исследовательская деятельность в ОУ » Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке

Интегрированный урок-семинар математики и литературы «Муза в храме науки»
[ ] 08.07.2009, 13:24
Лыткина Е.Н., учитель математики,
Булдакова Ю.В., учитель литературы
МОУ СОШ № 5 города Кирова.

Подобная форма работы в 6 классе способствует расширению представлений детей об окружающем мире, показывает взаимосвязь науки и искусства в жизни каждого человека, учит новым методам получения и применения информации. Главная цель урока – воспитание мыслящей, творческой личности, умеющей самостоятельно принимать решения, находить красоту в различных ее формах.  Основной этап подготовки – организация самостоятельной работы учащихся. 

Цели урока:
- Показать связь математики и литературы на примере научных открытий, творчества известных ученых, писателей, поэтов.
- Расширить знания учащихся о связи наук в окружающем нас мире.
- Развить навыки и умения работы с информацией, подготовки доклада и публичного выступления.
- Сформировать ответственность, потребность к самообразованию, воспитывать патриотизм.
- Воспитать гармоничную личность учащихся

Подготовка к уроку:
1.    Работа над докладами учащихся в форме индивидуальных и групповых консультаций
2.    Презентация «Муза в храме науки»

Этапы урока Дидактическая цель Содержание урока Содержание работы учителя Методические приемы Содержание работы учащихся
Организация начала урока.
 
Подготовка учащихся к новой форме работы.
 
Рассказ о специфике интегрированных и семинарских занятий. 
Актуализация знаний о приемах работы на семинаре (постановка вопросов по содержанию доклада, краткие записи: автор, тема, главная мыль).
Беседа, частично-поисковый.
Восприятие цели урока.
Вводное слово учителя. Постановка проблемы.
Представить тему урока.
Постановка проблемных вопросов: «Как связаны гуманитарные и технические, естественно-научные дисциплины?», «Как найти свое место в жизни?».
Ставим проблему, определяем связь дисциплин.
Демонстрация презентации по теме урока.
Фронтальная беседа.
Восприятие цели урока.
Выступление участников семинара и обсуждение докладов.
Демонстрация связи математики и литературы. Расширение знаний о связи наук в окружающем мире.
Представление докладов.
Комментирование выступлений, организация обсуждения докладов. Организация ведения учащимися самостоятельных записей.
Демонстрация презентации по теме урока.
Эвристическая беседа: вопросно-ответный диалог. Дискуссия.
 
Развивают навыки и умения работы с информацией, публичного выступления. Ведение записей.
Подведение итогов.
Анализ и оценка успешности достижения цели и определение перспектив дальнейшей работы.
Обобщение новой информации, формулирование выводов.
Заключительное слово учителя.
Демонстрация презентации по теме урока.
Беседа.
Записывают краткие выводы: важность широкого кругозора, трудолюбия, активной жизненной позиции.
Рефлексия.
Осмысление связи наук, новых приемов работы с информацией.
Предлагает охарактеризовать урок и поученные знания, умения навыки одним словом, которое будет последним словом на уроке.
Организация рефлексии учащихся.
«Последнее слово».
Формулируют ответы на проблемные вопросы, поставленные в начале урока в форме «последнего слова».

Ход урока.

Вступление.
Сегодня мы проводим необычный урок – Интегрированный урок математики и литературы. Мы не будем решать задачи, отвечать на вопросы по предметам. Мы поговорим о том, что дала математика людям? Зачем ее изучать? Часто можно прочесть, что математика возникла в глубокой древности из практических потребностей людей. По поводу древности математики никто спорить не будет, а вот о том, что же побудило людей ею заниматься, существует другое мнение. Согласно ему, математика, так же как и поэзия, живопись, театр и вообще – искусство, была вызвана к жизни духовными потребностями человека, его стремлением к познанию и красоте. Что любят, то находят повсюду, и было бы странно не встретиться с математикой в художественной литературе.
Многие считают, что математики - это люди не способные увидеть красоту жизни, они полностью закрылись своими формулами и задачами. Поэтов и писателей мы тоже часто считаем людьми, далекими от реальности. Так ли это на самом деле - мы узнаем на нашем уроке.
Резкое противопоставление математики и литературы сложилось давно. Русский поэт Антон Дельвиг считал, что поэт не может быть математиком - об этом его стихотворение.
Ученик читает стихотворение А. Дельвига «Поэту-математику».

На Древнем Востоке уже понимали связь литературы и математики – многие просвещенные люди средневековой Персии и Ирана занимались различными науками, при этом продолжая заниматься творчеством: писать стихи, прозу. Крупнейший персидский математик и астроном, поэт и философ Омар Хайям был  человеком, сведущим во всех областях, особенно же в математике.

Выступление ученика с докладом о Хайяме.
Подобная судьба у известного французского математика и физика Блеза Паскаля. Его литературные и философские произведения мало известны широкому читателю.
Выступление ученика с докладом о Паскале.

Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии. Этот афоризм А. С. Пушкина как нельзя лучше отражает личность великого русского математика Николая Ивановича Лобачевского.
Выступление ученика о Лобачевском.

Софья Васильевна Ковалевская стала первой женщиной-академиком в России, но при этом она интересовалась не только математикой, но и литературой, написала несколько повестей и романов.  
Выступление ученика о Ковалевской .

Многие знакомы с приключениями Алисы – героини волшебных сказок английского математика и писателя Чарльза Лютвиджа Джонсона, сочинявшего под псевдонимом Льюис Кэрролл.
Выступление ученика о Кэрролле .

Поэт ХХ века Андрей Белый был известен всем, но у студентов физико-математического факультета Московского университета не менее популярным был преподаватель физики Борис Бугаев.
Выступление ученика о Белом .

Математика участвует и в стихосложении: знания геометрии позволили поэтам использовать геометрические фигуры в написании особых фигурных стихов.
 Выступление ученика о фигурных стихах .

Изучение поэзии также не обходится без математических знаний, прежде всего статистики
Выступление ученика о математических методах в стиховедении.
Выступление ученика о связи математики и стихотворных размеров.


Широта взглядов и глубина проникновения в природу вещей характерны для каждой работы выдающегося  отечественного математика, доктора физико-математических наук, профессора Андрея Николаевича Колмогорова. Кроме математики он занимался стиховедением, первым применил математические методы и программирование к стихам.
Выступление ученика о Колмогорове.

Заключительное слово учителя.
Интересно, что среди математиков много писателей, людей занимавшихся не только строгой наукой, но и творчеством. Это, наверное, связано с тем, что ни один из них не считал свои успехи в науке единственной целью в жизни, каждый из этих ученых стремился познать окружающий мир во всей его красоте и многообразии. Так же, как и математики, писатели и поэты стремятся найти истину, постичь красоту мира, понять его устройство - в этом им успешно помогает наука, прежде всего - математика. Мы надеемся, что наш урок поможет вам найти свое место в жизни, и понять, что мир не показывается нам только одной стороной. Он многолик, и чтобы познать его нужно быть и ученым, и поэтом в душе.
Рефлексия. Ответьте на вопрос, что помогает людям увидеть разнообразие жизни? Одним словом охарактеризуйте наш урок – и пусть ваши слова станут главной мыслью нашего урока.

Использованная литература

1.    http//kvant.mccme.ru
2.    http://ru.wikipedia.org.
3.    Белый Андрей  [Электронный ресурс]// http://www.litera.ru/stixiya/articles/15.html
4. Дельвиг А.А. Собрание сочинений. Стихи. [Электронный ресурс]// http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=12483
5.    Лиман, М.М. Школьникам о математике и математиках. [Текст]/ М.М. Лиман -   Москва. «Просвещение», 1981.
6.    Омар Хайям [Электронный ресурс]// http://hayam.spinners.ru/
7.    Холшевников, В. Е. Стиховедение и математика [Текст] //Содружество наук и тайны творчества. - М., 1968. - С. 384-396
8.    Энциклопедия для детей.Т.11.Математика/Глав. Ред. М.Д.Аксенова.-М.Аванта+,1998,-688с. Ил.

Категория: Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке | Добавил: Администрация
Просмотров: 11823 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.1/9 |
Всего комментариев: 1
1  
видимо очень интересный урок,но дайте пожалуйста полный конспект урока.

Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52841)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39773)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27972)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27869)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27059)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26790)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz