Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 22.09.2017, 07:24

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Организация проектно-исследовательской деятельности в общеобразовательных учреждениях [2]
Организация проектно-исследовательской деятельности в дошкольных образовательных учреждениях [5]
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке [24]
на уроке русского языка и литературы, физики, химии, биологии, иностранного языка, истории и обществознания, музыки и других
Организация проектно-исследовательской деятельности во внеклассной работе [5]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исследовательская деятельность в ОУ » Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке

«Книги - корабли мысли…»
[ ] 08.07.2009, 13:13
Галкина Ирина Витальевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №5 г. Кирова.

Школьные программы по литературе включают достаточно широкий перечень философских, этических, психологических понятий. Без их осмысления нельзя оценить и осмыслить мотивы поведения тех или иных литературных героев, устанавливать структурные связи внутри художественного произведения. В процессе изучения литературы следует обращать внимание на  такие виды работы, которые позволяют учащимся подходить творчески и с интересом к изучаемым произведениям.
И.А.Ильин в статье «О чтении» пишет: « Каждый писатель тревожится о том, как его будут читать? Поймут ли? Увидят ли то, что он хотел показать? Почувствуют ли то, что любило его сердце? И кто будет его читатель? От этого зависит так много… И прежде всего – состоится ли у него желанная, духовная встреча с теми далёкими, но близкими, для которых он втайне писал свою книгу?
Наш  разговор пойдёт о темах так называемых «сквозных», то есть традиционных для русской литературы,  когда на основе нескольких произведений необходимо провести исследование одной проблемы и выявить её значимость. Так к уроку «Книги – корабли мысли… (Ф.Бэкон)» учащимся 10 класса были предложены такие: «Любовь -   всё, и это всё, что мы о ней знаем», «Семья в произведениях А.С.Пушкина», «Дуэль в произведениях литературы», «Сон как образ русской литературы», «Образ дороги в литературе», «Мой современник в литературе», «Образ Дома в литературе», «Герои в зеркале имени» и другие. Учащиеся  приготовили презентации по выбранной теме и выступили с защитой своего проекта на уроке.
    Как воспитать вдумчивого читателя, как заинтересовать учащихся чтением? Считаю, что в сегодняшнем мире в «соперничестве» с компьютером и сетью Интернет нужно находить новые формы работы с книгой. Организовать учебный процесс так, чтобы чтение стало процессом общения с автором, чтобы состоялся диалог между автором и читателем. Как говорит В.Ю.Троицкий «Литература каждому даёт столько, сколько он может взять…».    Интерес к чтению, к внимательному прочитыванию произведений можно прививать участием в различных конкурсах, конференциях. Так работы учащихся были представлены на городской детской научно-практической конференции «Вечные вопросы». «Романтический идеал женщины» (по произведениям А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и Ш.Бронте «Джен Эйр»), на фестивале педагогических идей издательского дома «Первое сентября» «Портфолио» «Семья в произведениях Пушкина», на всероссийском конкурсе исследовательских работ им. В.И.Вернадского в секции гуманитарных наук «Семья в произведениях А.С.Пушкина», в конференции «Прошу слова» «Любовь – это всё, и это всё, что мы о ней знаем…».
    Поразмышляем над мудрыми мыслями о книге. Какие из них кажутся вам наиболее близкими и понятными, с чем много знать», вы не согласны? «Книга подобна воде – дорогу найдёт везде», «Одна хорошая книга лучше многих сокровищ», «Книга поможет в труде, выручит в беде», «Хорошая книга ярче звёздочки светит», «Испокон века книга растит человека», «Не красна книга письмом, красна умом», «Книга для ума что тёплый дождь для всходов» (пословицы), «Книги – это друзья. Бесстрастные, но верные» (В.Гюго), «К книгам, в которых живёт дух великих людей, обращаемся мы за советом, развлечением и утешением, в радости, в горе, в богатстве и в бедности» (С.Смайлс), «С книгами у нас обстоит дело так же, как с людьми. Хотя мы со многими знакомимся, но лишь некоторых избираем себе в друзья, в сердечные спутники жизни» (Людвиг Фейербах).
С.Л. Штильман пишет: «Главной задачей учителя – словесника было и остаётся воспитание читателя». И.А.Ильин видел основную цель воспитания человека не в наполнении памяти и не в образовании «интеллекта», а в зажигании сердца.
    В книге «Заветное» в статье «Русская классическая литература» читаем у Д.С.Лихачёва: «…Русская классическая литература – не развлекательная, хотя увлекательность ей свойственна в высокой мере. Это увлекательность особого свойства: она определяется предложением читателю решать сложные нравственные и общественные проблемы – решать вместе: и автору и читателям. Лучшие произведения русской классической литературы никогда не предлагают читателям готовых ответов на поставленные общественно – нравственные вопросы. Авторы не морализируют, а как бы обращаются к читателям: «Задумайтесь!», «Решите сами!», «Смотрите, что происходит в жизни!», «Не прячьтесь от ответственности за всё и за всех!». Нравственно – общественные вопросы, с которыми русская классическая литература обращается к читателям, - не временные, не сиюминутные, хотя они и имели особое значение для своего времени… Русская классическая литература вечно живая, она не становится историей, «историей литературы» только. Она беседует с нами, её беседа увлекательна, возвышает нас и эстетически, и этически, делает нас мудрее, приумножает нашу жизненную опытность, позволяет нам пережить вместе с её героями «десять жизней», испытать опыт многих поколений и применить его в своей собственной жизни»

Урок в 10 классе «Книги – корабли мысли,
странствующие по волнам времени
и бережно несущие свой груз от поколения к поколению»
(Ф.Бэкон).

Модель урока. Технология проблемного обучения и исследовательский проект.
Тип урока – комбинированный.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуации, проверка усвоения системы знаний и умений.
Цели по содержанию.
Образовательная:
создать условия для проблемного анализа художественных текстов. Выделения и исследования ключевых эпизодов, идей, образов, выделения причинно-следственных связей.
Развивающая:
способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитие речевых навыков.
Воспитательная:
способствовать процессу духовного развития через внимательное и вдумчивое чтение художественной литературы. Воспитание самостоятельности, сотрудничества, творческой индивидуальности, эстетического вкуса, коммуникативности.

Ход урока.

1.    Вступительное слово учителя.

2.    Целеполагание:
создать условия на уроке, чтобы каждый учащийся смог представить свой проект – презентацию.

3.    Выбор эпиграфа.
(Пословицы и мудрые мысли о книге представлены в презентации и напечатаны на стенде).

4.    Защита творческих проектов – презентаций учащихся.

5. Итог урока. Рефлексия. Творческая работа, включающая размышление учащихся над советом Ю.Левитанского:

Всего и надо, что вчитаться, боже мой,
Всего и дело, что помедлить над строкой –
Не пролистнуть нетерпеливою рукой.
А задержаться, прочитать и перечесть.
Категория: Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке | Добавил: Администрация
Просмотров: 3890 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52842)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39774)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27977)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27870)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27060)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26791)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz