Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 25.11.2017, 03:14

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Организация проектно-исследовательской деятельности в общеобразовательных учреждениях [2]
Организация проектно-исследовательской деятельности в дошкольных образовательных учреждениях [5]
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке [24]
на уроке русского языка и литературы, физики, химии, биологии, иностранного языка, истории и обществознания, музыки и других
Организация проектно-исследовательской деятельности во внеклассной работе [5]
Статистика

Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исследовательская деятельность в ОУ » Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке

Развитие самостоятельности и активности учащихся на уроках физики через постановку познавательных задач
[ ] 10.06.2009, 10:17
Кантор Владимир Рафаилович,
учитель физики
МОУ СОШ с УИОП № 10 г. Кирова,
е-mail: school-k10@mail.ru

Давайте представим себе ученика, открывающего учебник физики и читающего: «При решении различных научных и практических задач, связанных с механическим движением тел, нужно уметь описывать это движение, т.е. определять траекторию, скорость, пройденный путь, положение тела и некоторые другие характеристики движения для любого момента времени».
Зададимся вопросами: какого рода мысли рождает этот текст; какие чувства испытывает подросток, сталкиваясь с ним; какой вид активности может проявить ученик при данном стиле предъявления материала? Пытаясь ответить на поставленные вопросы, приходим к выводу, что подобный стиль изложения не оставляет места творчеству, не будит мысль.
«Когда мы говорим о высоком научном уровне изложения учебного материала, то зачастую под этим понимаем сугубо логизированную схему результатов развития науки. Однако при этом в учебниках, как правило, тщательно вытравливают следы того реального пути, которым шла наука для получения соответствующих результатов. Тем самым у учащихся создается неверное представление о научном методе. Мы их, по существу, знакомим с методами изложения научных данных, а не с методами их получения.
Учащиеся вместо довольно неправильного, но очаровательного лица живой, цветущей науки видят суровый лик с абсолютно правильными чертами, вызывающими почтение, но не любовь», - В.А. Фабрикант Физическая наука и образование. – В сб.: «Проблемы преподавания физики». - М.: Знание, 1978.
Именно поэтому стиль предъявления нового материала на уроке должен отличаться от стиля написания учебника. Необходимо так организовать работу, чтобы учащиеся «открыли» для себя новое в процессе собственной деятельности.
На уроке это достигается путем решения специально подобранных учебных задач, только эти задачи не должны быть надуманными, а должны быть как бы выхваченными из окружающей действительности.
Первый урок по теме «Кинематика» я начинаю с такой задачи:
Представьте, что мы едем по загородному шоссе и нам необходимо определить нашу скорость, чтобы проверить спидометр. Что у нас для этого имеется, и каковы должны быть наши действия?
В ходе беседы выясняем, что для измерения времени нам необходимы часы, а для измерения расстояния можно воспользоваться указателями вдоль дороги.
При построении математической модели ситуации изображаем спрямленный участок шоссе, километровые столбики.
[Image]
Обращаем внимание на столбик, с которого мы начали считать («нулевой» столбик). Вводим понятие о координатной оси, теле отсчета, системе отсчета. Вспоминаем формулу v = L/t. Построение математической модели ситуации решает поставленную проблему.
В качестве домашнего задания учащимся предлагается придумать и подробно описать метод определения скорости течения реки.
Чтобы обосновать необходимость введения двумерной системы координат предлагается следующая задача:
 - Вагон шириной 2,4 м, движущийся со скоростью 15 м/c, был пробит пулей, летевшей перпендикулярно движению вагона. Смещение отверстий в стенках вагона относительно друг друга равно 6 см. Какова скорость пули?
После введения двумерной системы координат можно начинать разговор о векторах и их проекциях. Сложение векторов я начинаю с обсуждения двух вопросов:
 - Человек прошел на север 300 м, повернул на восток и прошел еще 200 м. В какой точке он окажется?
 - Самолет держит курс на север по компасу, и его сносит ветром, дующим с запада на восток. Где он окажется через определенное время при заданных скоростях движения?
Отвечая на первый вопрос, ученик «переоткрывает» правило треугольника, решение второго вопроса иллюстрирует правило параллелограмма.
Таким образом, новые понятия и правила обращения с ними не предлагаются в готовом виде, а конструируются как необходимые инструменты познания и преобразования окружающей действительности.
При реализации такого подхода к преподаванию урок состоит из таких этапов:
  1. постановка проблемы;
  2. актуализация имеющихся знаний;
  3. «создание» новых знаний в ходе совместной деятельности учителя и учащихся.
Поэтому процесс обучения может быть выстроен по следующей схеме:
Проблема
Ресурсы
материальные
идеальные
Явление
объект
система

Модель
физическая
или
математическая
Преобразование
модели
Преобразование
предметной области

Это – схема действий, к которой надо приучать учащихся. Приучать через совместную деятельность по преодолению затруднений при решении учебных задач.
Например, при введении понятия «электрическое напряжение» на уроке демонстрируется горение сетевой лампы накаливания и маленькой лампочки для карманного фонаря, включенных последовательно в сеть с напряжением 220 В.
Эту электрическую цепь целесообразно собрать еще раз при решении задач по теме «Работа и мощность электрического тока». Для придания интриги можно «пожертвовать» маленькой лампочкой, чтобы поставить естественный вопрос:
 - Какую мощность должна иметь сетевая лампа, чтобы маленькая лампочка не перегорала?
Наши материальные ресурсы – это набор электрических ламп разного номинала.
Наши идеальные ресурсы – это знания законов постоянного тока.
Изучаемое явление – тепловое действие тока.
Изучаемый объект – электрическая цепь.
Физическая модель – последовательное соединение потребителей тока, равенство токов в проводниках.
Математическая модель – формула электрической мощности.
Преобразование модели – расчет мощности.
Преобразование предметной области – замена лампы мощностью 100 Вт на лампу мощностью 45 Вт.
После замены лампы убеждаемся в том, что электрическая цепь работает, и следовательно убеждаемся в эффективности научного подхода.
Учебная проблема, которую мы ставим перед учеником на уроке, должна быть личностно значимой для него, или, хотя-бы, входила в круг его жизненного опыта. Поэтому изучение темы «Сила трения» я начинаю с вопроса: «Представьте, что произошло дорожно-транспортное происшествие. На место выехала группа ГИБДД. Что делает инспектор ГИБДД с мерной лентой при анализе дорожно-транспортного происшествия?» Учащиеся отвечают, что он измеряет тормозной путь, чтобы определить скорость автомобиля до начала торможения.
На уроке ставится и решается проблема: - как определить начальную скорость по тормозному пути? Это, по существу, урок актуализации знаний и умений. Учащиеся применяют формулы кинематики равноускоренного движения, законы Ньютона, отрабатывают алгоритмический метод решения задач по механике.
Решая задачу нахождения скорости, получаем формулу

Делаем вывод: нам необходим закон, позволяющий вычислить силу трения.
На втором уроке (урок – лабораторная работа) учащиеся выдвигают гипотезы о том, от каких величин может зависеть сила трения (свойства трущихся поверхностей, прижимающая сила, площадь соприкосновения, скорость движения) и проводят их экспериментальную проверку. При этом учащихся целесообразно разбить на группы. В ходе опыта устанавливается характер зависимости силы трения от силы нормального давления и формулируется закон Кулона-Амонтона. В результате приходим к

Взяв из справочника значение коэффициента трения резины по асфальту 0,4 и введя переводной коэффициент 3,6, получим рабочую формулу . По ней (в качестве домашнего задания) можно составить рабочую таблицу и график зависимости v(L).
На третьем уроке (урок обобщения и систематизации) сравниваются два способа представления результатов (таблица и график), их достоинства и недостатки. Систематизируются знания о силе трения, полученные на предыдущем уроке. Производится проверка построенной модели на основе следующих фактов:
Ножной тормоз автомобиля считается исправным, если при торможении автомобиля, движущегося со скоростью 30 км/час, тормозной путь не превышает 9 м. (Д.89).
Тормозной путь автомобиля при скорости 60 км/час составляет 26 м.
Делается вывод: формула  хорошо работает при не очень больших скоростях, пока силы сопротивления воздуха сравнительно невелики.
Таким образом, в ходе решения грамотно поставленной учебной проблемы, все этапы данной серии уроков логически связаны между собой. Учащимся не составляет труда самостоятельно ставить перед собой промежуточные цели для достижения конечного результата. Достигается высокая степень самостоятельности и активности, процесс решения задачи вызывает положительные эмоции. Работа над учебной задачей превращается в физическое мини- исследование. Можно сказать, что учащиеся действуют научными методами, как ученые-исследователи. Учебная задача в отличие от научной более проста и содержит цель, которая уже достигнута наукой, но для учащихся она остается субъективно новой. Поэтому, решая задачу, они делают открытия и знакомятся с общими чертами научного метода.

Категория: Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке | Добавил: Администрация
Просмотров: 2971 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52961)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39959)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28052)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27941)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27165)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27125)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26931)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz