Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 21.11.2017, 07:09

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Организация проектно-исследовательской деятельности в общеобразовательных учреждениях [2]
Организация проектно-исследовательской деятельности в дошкольных образовательных учреждениях [5]
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке [24]
на уроке русского языка и литературы, физики, химии, биологии, иностранного языка, истории и обществознания, музыки и других
Организация проектно-исследовательской деятельности во внеклассной работе [5]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исследовательская деятельность в ОУ » Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке

Урок-исследование по литературе на тему: «Парадоксы басен Крылова»
[ ] 03.07.2009, 15:00
Людмила Ивановна Дёминова,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Лицей естественных наук города Кирова»

Задачи урока

Обучающий аспект:
  • способствовать расширению читательского диапазона
  • способствовать формированию потребности общения с классической литературой.
Развивающий аспект:
  • содействовать развитию умений работать с текстом художественной литературы, умения вчитываться и вслушиваться в отдельное слово,  анализировать, делать самостоятельные выводы, аргументировать свою точку зрения, логически и грамотно строить свою речь;
  • содействовать формированию коммуникативной и информационной компетентности
  • содействовать развитию читательского воображения
Воспитательный аспект:
  • способствовать формированию необходимых нравственных ценностных установок,
  • способствовать формированию  волевых качеств: стремления понять то, что кажется непонятным и сложным

Конспект урока.

1. Вступление. Сегодняшний урок мне хотелось бы начать словами замечательного русского поэта Н. Рыленкова.
                 Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться,
                 Чтоб тихой любовью наполнилось сердце.
                 Здесь мало услышать – здесь вслушаться нужно,
                 Чтоб в душу созвучья нагрянули дружно…
Строки эти посвящены любви к родной русской природе, но, мне кажется, их в полной мере можно отнести  к умению читать классическую литературу. Чтобы понять, по достоинству  оценить и полюбить классику, нужно уметь вслушиваться и всматриваться в слово.

2. Обратимся к  очень известному четверостишью А.С.Пушкина, которое, я уверена, было у вас на слуху не раз.     Давайте попробуем вслушаться, всмотреться в каждое слово и по-новому посмотреть на знакомые фразы.
•    Демонстрация  слов на экране.
                                                    О, сколько нам открытий чудных
                                                    Готовит просвещенья дух!
                                                    И опыт, сын ошибок трудных,
                                                    И гений, парадоксов друг.

Задание по парам: дать целостное толкование  цитаты А.С.Пушкина:
•    Какое лексическое значение вложено в словосочетание «просвещенья дух»?
•    Раскройте смысл тропов «опыт, сын ошибок трудных» (почему «трудных»?),
                                           «гений, парадоксов друг» (почему гений-друг парадоксов?)
•    Прокомментируйте  мысль поэта в целом

Комментарии. В словаре С.Ожегова дано 7 значений слова «дух».               
      1. дух – сознание, мышление; то, что побуждает к действию, к деятельности.
Дух просвещенья – стремление к познанию нового, неизвестного. На пути к неизведанному исследователей ждёт много открытий. Путь этот тернистый, полный  и разочарований («опыт, сын ошибок трудных…»), и неожиданностей («парадоксов друг»), но очень увлекательный («о, сколько нам открытий чудных готовит…»).

3. Итак, путь исследований - это путь ошибок, парадоксов и открытий. Сегодня на уроке мы стоим на этом пути. Давайте вслушиваться, всматриваться в слово, и нас ждут открытия.
 Как вы уже догадались, речь пойдёт о баснях Крылова.

Тема нашего урока «Парадоксы басен Крылова ».

Парадокс – это странное мнение, высказывание, расходящееся с общепринятыми мнениями, научными положениями ,иногда противоречащее здравому смыслу.
 Гений – это тот, кто увидел необычное в обычном.
 Давайте попробуем себя в роли гениев
Обратимся к басням Крылова и попробуем взглянуть на них другими глазами.

4. Предлагаю вам  первое маленькое исследование:
•    Как вы думаете, от какого слова произошло слово «басня»? Расшифруйте его, приведите примеры однокоренных слов, синонимов слова «басня».
                     Комментарии: От слова «баять» - увлекательно говорить. Синоним –байка. Однокоренные слова: обаять, обаятельный.
•    Почему же тогда не байка, а басня? Какое ещё слово в русском языке образовано таким же способом?
Комментарии. Песня – от петь, басня  - от баять.
              Песня и басня – это жанр литературы, а байка (разг.) - это жанр УНТ.

•    Назовите известных  вам  баснописцев, начиная с древности.
•    Почему же Белинский назвал И.А.Крылова первым русским баснописцем…..?
                            ( первым – в значении «самым лучшим»)
Комментарии. «Можно забыть, что читаешь стихи: так этот рассказ лёгок, прост и свободен! Между тем, какая поэзия! Я разумею здесь под словом поэзия искусство представлять предметы так живо, что они кажутся присутственными…» В.А.Жуковский

•     Что же такого необыкновенного в языке басен Крылова? ….и почему «басни И.А.Крылова нельзя переводить ни на какой иностранный язык»? (Белинский В.Г.)

 Комментарии. Его басни написаны разностопным ямбом, т.е. басенным стихом, приближающимся к разговорной речи. В своих баснях  Крылов искусно соединил книжную, поэтическую возвышенную и разговорную лексику, включая просторечия, отсюда та необыкновенная «лёгкость, простота и свобода» языка, которыми не переставали восхищаться В.А.Жуковский и Н.В.Гоголь. «Он умел так по-русски смотреть на вещи, и язык его басен настолько связан с живой разговорной стихией, что их нельзя переводить ни на какой иностранный язык»? (Белинский В.Г.)

•    Презентация «Живая разговорная стихия» басни И.А. Крылова «Лягушки, просящие царя»


А теперь обратимся к последней строчке А.С.Пушкина.
 « Гений – парадоксов друг», по сути тот, кто способен в абсурде, в несоединимом увидеть НЕЧТО, что и сделал Крылов. Вот и первый парадокс басен Крылова_- их язык.

5. А.С. Пушкин определил Крылова как «представителя духа» русского народа, выразившего отличительные черты именно русского нрава: «живописный способ выражаться, насмешливость и весёлое лукавство ума».
П. Вяземский, отнюдь не принадлежавший к числу поклонников Крылова, писал о нём: «Крылов вовсе не беззаботный, рассеянный и до ребячества простосердечный, каким слывет он у нас. Но во всём и всегда был он, что называется, себе на уме. Басни были  его призванием…здесь он мог  многое говорить, не проговариваясь…»
•    Давайте попробуем разгадать ещё одну загадку басен Крылова.
•    Обратимся к давно известной вам басне «Ворона и Лисица»  и попытаемся взглянуть на неё другими глазами.
( Можно сразу спросить, в чем парадокс этой басни и доказать это)

Как известно, сюжеты многих басен Крылова заимствованы,  в т.ч сюжет  данной басни «Ворона и Лисица» встречается у Эзопа и А. Сумарокова.

Сравним эти басни.

1.    Сопоставьте морали всех басен. Против кого направлена басня Эзопа, Сумарокова ,и кого, исходя из морали, осуждает Крылов?
2.    Кому из героев явно сочувствует автор? Докажите.
3.    Почему   Крылов вместо Ворона, как и Сумароков, вводит в басню Ворону?
4.    Почему в конце басни крыловская Лисица  воздерживается от прощального наставления Вороне, в отличие от Лисы из басни Эзопа?
5.    Как описывает Крылов Ворону и Лисицу: сравните лексику, синтаксис , интонацию.
6.    Почему Ворона у Крылова – вещунья?
7.    Почему Ворона каркнула не во всё горло, а во всё воронье горло?
  
 Вывод: на чьей стороне Крылов-рассказчик?
Явно, симпатии и автора, и читателей на стороне Лисицы.
•    В чем парадокс?

Обратимся к морали басни: «Лесть гнусна, вредна…
Оказывается, мораль  совершенно не находит подтверждения  в содержании басни.
 
Лесть не вредна и не низка - она  блестящее оружие борьбы с глупостью и спесивостью тех (вещунья), кто в этой жизни оказался сидящими намного выше остальных.

Перед нами не просто осмеяние глупости – перед нами месть за унижение всех, волею обстоятельств поставленных ниже, в менее выгодные условия, кому кусок сыра не достался, хотя они, может, имеют на него куда большие права.

Итак, басня Крылова по своему внутреннему содержанию посвящена не осуждению лести, а восхвалению особого таланта, что является прямо противоположно заявленной морали.
Перед нами ещё один парадокс басен Крылова.


Л.С. Выготский писал по этому поводу: «Нередко мораль в басне Крылова является лишь литературной маской».
И снять эту маску под силу только вдумчивому читателю, который умеет вчитываться и вглядываться в слово.

Сегодня это попытались сделать ваши одноклассницы Баранова С. и Беккер Ж..
Они представят своё прочтение басни Крылова «Синица».

•    Презентация «Моё прочтение  басни Крылова «Синица».

Домашнее задание (по выбору)
1.    Попытайся прочесть «по-новому», найти подтекст одной из басен Крылова «Любопытный», «Волк и ягнёнок», «Лягушка и вол», «Кот и повар».
2.      Попытайся прочесть «по-новому», найти подтекст одной из басен Крылова, которую ты найдёшь сам.


Категория: Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке | Добавил: Администрация
Просмотров: 12484 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 3.5/12 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52955)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39945)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28048)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27936)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27160)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27120)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26920)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz