Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 22.09.2017, 07:39

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Организация проектно-исследовательской деятельности в общеобразовательных учреждениях [2]
Организация проектно-исследовательской деятельности в дошкольных образовательных учреждениях [5]
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке [24]
на уроке русского языка и литературы, физики, химии, биологии, иностранного языка, истории и обществознания, музыки и других
Организация проектно-исследовательской деятельности во внеклассной работе [5]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исследовательская деятельность в ОУ » Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке

Исследовательские проекты на уроке литературы
[ ] 03.07.2009, 14:50
Татьяна Аркадьевна Домская,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Лицей естественных наук
города Кирова»

Задача учителя словесника не только активизация художественно- эстетических потребностей детей, приобщение их к искусству слова, но и формирование комплекса ключевых компетентностей и умения создавать исследовательские проекты в процессе подготовки к уроку и непосредственно на уроке.
В результате многолетней работы по внедрению в практику новых образовательных технологий мною разработан новый тип занятия, включающий в себя оптимальные приемы и методы различных технологий и способствующий формированию всех ключевых компетентностей в целом, уделяя особое внимание коммуникативной компетентности.
Новая форма урока условно получила название « Открытый урок». «Открытый» потому, что на нем состоится открытие, открытие для детей и для учителя самих себя, открытие художественного произведения с новой, неожиданной стороны, открытие новых имен и новых перспектив.
Можно выделить следующие основные этапы «открытого» урока, которые требуют включения всего комплекса навыков и умений сразу:
•    Индивидуальное целеполагание, исходя из возникших проблем
•    Обращение к личному и читательскому опыту учащихся, идейно связанному с темой урока
•    Обращение к «Копилке мировой мудрости», высказываниям выдающихся людей, связанными с данной темой
•    Групповая форма работы, включающая само- и взаимокоррекцию, обмен мнениями, сотрудничество, оппонирование
•    Исследовательская деятельность учителя и учащихся на уроке и при подготовке к уроку
•    Исследовательские проекты учащихся на выходе
•    Детальный анализ текста(внимание к художественному слову)
•    Выход на проблему и решение проблемной ситуации
•    Афиширование результатов на каждом этапе работы
•    Рефлексия на каждом этапе урока
•    Творческая работа- эссе в конце урока (прием незаконченного предложения)
Все эти формы работы включаются в рамки одного сдвоенного урока (одной пары).
Такой урок требует большой предварительной подготовки учителя, а на самом уроке учитель остается «за кадром», он только направляет деятельность учащихся, помогает провести необходимую коррекцию и рефлексию.
Все учащиеся на таком уроке мотивированы на получение знаний, так как сами формулируют для себя цель и заинтересованы в получении результата.
Такая форма урока способствует формированию комплекса ключевых компетентностей.
Каждый ученик имеет возможность выступать в различных коммуникативных ролях и является субъектом собственной коммуникативной стратегии, его коммуникация встроена в деятельность и обусловлена ею. Все это способствует развитию коммуникативной компетентности.
Каждый учащийся ставит для себя цель, планирует свою деятельность и отслеживает результат, участвует в создании исследовательских проектов, приобретая навыки проектной компетентности.
Он находит нужную информацию, обрабатывает и использует для решения поставленных задач, развивая информационную компетентность.
Ученик работает в группе, взаимодействуя с другими учениками, анализируя и корректируя свою деятельность, принимает различные социальные роли. Это способствует развитию социальной и рефлексивной компетентностей.
Т.о., на таких уроках очень высокий КПД, в отличие от отдельного умения и навыка, которое можно тренировать каждое само по себе, развитие компетентности требует включения всего комплекса способностей и умений сразу.
Именно такой урок в 9 классе на тему «Проблема ума и безумия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» был представлен на Международной конференции.
Результатом групповой деятельности учащихся при подготовке к уроку являются четыре исследовательских проекта.
Домашнее задание учащиеся выполняли по алгоритму, предложенному учителем. В процессе работы необходимо было исследовать текст комедии и предложенные критические статьи, выйти на проблему и решить ее, привести необходимые аргументы, сделать вывод. Результатом анализа групповых исследовательских проектов на уроке будут сочинения-эссе, написанные учащимися в конце занятия, и домашнее сочинение «Письмо Чацкому».

Модель урока литературы в 9 классе
по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Тема: «Проблема ума и безумия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Технология проблемного обучения и ГСО.
Тип урока: комбинированный урок.
Вид урока: урок- исследование. Исследователь - А.С. Грибоедов, исследователь- учитель, исследователь-ученик.
Предмет исследования автора - различные типы ума героев комедии.
Предмет исследования учителя - эффективность различных методических приемов для формирования и развития ключевых компетентностей.
Предмет исследования учащихся - текст художественного произведения  с целью ответа на возникшие проблемные вопросы. Продукт самостоятельной групповой исследовательской деятельности учащихся к уроку - компьютерные проекты. Продукт индивидуальной исследовательской деятельности учащихся на уроке - сочинения- эссе.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки усвоения системы знаний и умений.
Цели по содержанию.
1.    Образовательная: создать условия для проблемного  анализа художественного текста, выделения ключевых слов, образов, идей, выявления причинно- следственных связей.
2.    Развивающая: способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитие речевых навыков.
3.    Воспитательная: способствовать процессу духовного развития через внимательное и вдумчивое чтение художественной литературы. Воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.

Ход урока.

1.    Вступительное слово учителя.
«Горе от ума»- одно из самых загадочных произведений русской литературы, произведение парадоксальное.
Парадоксы его судьбы начались до его официального «рождения»: комедия разошлась в списках и была выучена наизусть читающей Россией до ее публикации. Успех потрясающий: «Грому, шуму, восхищению, любопытству нет конца» (Из письма Грибоедова Бегичеву). В последующие годы страна пережила чуть ли не эпидемию пьес «Горе от ума-2», в которых «вычислялась» дальнейшая судьба ее героев.
Парадокс заключался и в жанровом своеобразии: комедия, помимо воли автора, стала восприниматься как трагикомедия, герои которой получают «миллион терзаний».
Парадоксально и то, что «Горе от ума»- эпизод из жизни самого Грибоедова (его возвращение в Москву, когда на одном из балов за смелые речи он был объявлен сумасшедшим), и сам автор в какой- то мере прототип Чацкого.
Наконец, парадокс заключен в самом названии «Горе от ума». Гельвеций, французский философ - материалист 18 века, писал: «Ум подготавливает счастье…». Но в комедии Грибоедова то, что должно подготавливать счастье, приносит только горе. Возникает вопрос: почему? На этот и другие вопросы мы постараемся ответить в ходе сегодняшнего урока. (Значение слова «парадокс» выписано на доске. Парадокс - это суждение, противоречащее здравому смыслу)

1.    Запись в тетрадь темы урока и осмысление.
Задание учащимся.
•    Подчеркните ключевые слова темы («ум», «безумие»). С чем ассоциируются у вас эти слова? («ум»- мудрость, образование, человек, успех и т.д.; «безумие» - хаос, глупость, мрак, болезнь и т.д.)
•    Какие проблемные вопросы, связанные с данной темой, возникли у вас, когда вы читали комедию? Сформулируйте на основе этих вопросов (вопроса) цель урока (цель индивидуальна), запишите ее в тетрадь.
2.    Целеполагание. Создать условия на уроке, чтобы каждый учащийся смог ответить на поставленные вопросы или наметил пути их решения.
3.    Выбор эпиграфа из предложенных учителем вариантов (на уроке) или самостоятельный подбор эпиграфа дома и обоснование собственного выбора. (Как данный эпиграф связан с темой и идеей урока?). Учитель может предложить свой вариант с его обоснованием.

Высказывания выдающихся людей.(Возможные варианты эпиграфа)
•    В наш век слепцам безумцы вожаки. (Шекспир)
•    Мудрый не покоряется безрассудной воле толпы, а сам дает ей направлений. (И. Лажечников)
•    В чем не знаешь толку, чего не понимаешь, то брани: это общее правило посредственности. ( В. Белинский)
•    Умный любит учиться, а дурак учить. ( А. Чехов)
•    Вера в то, что глупцы не думают, - самая опасная форма оптимизма. (Данил Рудый)
•    От ума до рассудка гораздо дальше, чем полагают. (Наполеон)
•    Каждый из нас бывает дураком по крайней мере 5 минут в день; мудрость заключается в том, чтобы не превысить лимит. (Хаббард)
•    Человек, который ищет истину и обычно отклоняется от принятых истин, обычно считается сумасшедшим. (Гельвеций)
                                                                                                                                                        
4.    Представление групповых исследовательских работ учащихся - компьютерных презентаций с комментариями. (Учащиеся самостоятельно составляют опору по каждой презентации в тетради)
Групповые презентации готовилась учащимися дома по предложенному учителем алгоритму. (Презентации см. на диске).

Алгоритм работы 1 группы.
Тема: проблема «ума» в комедии.
Задание: докажите, что комедия строится на противопоставлении различных типов ума.
a.    найдите в тексте комедии высказывания героев, содержащие слова «ум», «умный» и др. однокоренные слова;
b.    сопоставьте эти высказывания и сделайте вывод, как определяют это понятие Чацкий, Фамусов, Молчалин, Скалозуб, второстепенные персонажи, эпизодические лица;
c.    подберите ключевые слова - синонимы или синонимичные выражения, определяющие представления об «умном» человеке этих героев; найдите общее и различия;
d.    нарисуйте в тетради кластер, отражающий емкость понятия «ум» в комедии Грибоедова;
e.    составьте групповой ответ - доказательство предложенного тезиса или компьютерную презентацию.
Сделайте общий вывод: «Произведение А.С. Грибоедова оборачивается своего рода философским трактатом, пытливо исследующим, что есть «ум»…(закончите данную мысль). (Значение слов «философия» и «трактат» найти в Толковом словаре)

Алгоритм работы 2 группы.
Тема: проблема «безумия» в комедии.
Задание: докажите, что признание фамусовским обществом Чацкого сумасшедшим - закономерный итог его появления в этом обществе.
1)    найдите в тексте комедии высказывания героев, содержащие слова «сумасшедший», «безумный» и т. д.
2)    сопоставьте эти высказывания и сделайте вывод, как определяют эти понятия различные герои;
3)    подберите ключевые слова - синонимы или синонимичные выражения, определяющие представления о «безумии» этих героев; найдите общее и различия;
4)    нарисуйте в тетради кластер, отражающий понятия «безумие», «сумасшествие» в комедии Грибоедова;
5)    проследите, как рождается и развивается идея о сумасшествии Чацкого, составьте логическую цепочку, сделайте вывод;
6)    составьте групповой ответ- доказательство предложенного тезиса или компьютерную презентацию.
Сделайте общий вывод: «Рождение идеи о сумасшествии Чацкого закономерно в фамусовском обществе, потому что…(закончите данную мысль).

Алгоритм работы 3 группы.
Тема: проблема оценки «ума» Чацкого в критической литературе.
Задание: сравните различные точки зрения на вопрос: умен ли Чацкий?
1)    Прочитайте выдержки из предложенных учителем критических статей, подчеркните или выпишите  ключевые словосочетания и фразы, сформулируйте основные идеи, связанные с темой;
2)    сопоставьте точки зрения Гончарова, Пушкина, Грибоедова, Белинского и др. и сделайте вывод;
3)    сформулируйте свою точку зрения, аргументируйте ее;
4)    составьте кластер, отражающий мнение различных критиков и состоящий из ключевых цитат (слов, словосочетаний);
5)    составьте групповой ответ или компьютерную презентацию.
Сделайте общий вывод: « Точка зрения … кажется нам наиболее обоснованной, потому что…» (закончите предложение) или «В ходе обсуждения у нас возникли различные точки зрения…» (Значение фразеологизма «метать бисер перед свиньями» найдите во Фразеологическом словаре)

Алгоритм работы 4 группы.
Тема: смысл названия и особенности композиции комедии.
Задание: ответьте на вопрос, почему Грибоедов назвал свою комедию «Горе от ума» и какие композиционные приемы использовал для раскрытия авторского замысла.
1)    Сопоставьте первоначальное название комедии «Горе уму» с окончательным «Горе от ума». Почему, по вашему мнению, Грибоедов изменил название? Какой дополнительный оттенок вносит предлог «от»?
2)    Вспомните, что такое композиция произведения, обратите внимание на композиционные приемы, которые использует автор, подберите соответствующие примеры из текста:
- прием «кривого зеркала»
- прием «разговор глухих»
3) Докажите, что композиционный прием «открытый финал» является логически обоснованной частью авторского замысла и «финал в отсутствии финала» непосредственно связан с названием комедии.
4) Предположите, какова может быть дальнейшая судьба Чацкого и других героев. Почему? Составьте соответствующую таблицу в тетради.
Сделайте общий вывод: « По авторскому замыслу Чацкий, испытавший горе от ума, покидает Москву, но грибоедовская Москва, изгоняющая Чацкого,  обрекает себя на безумное существование, потому что.. (закончите мысль)

5.    Возможные комментарии учителя к презентациям по ходу урока.
•     Идея о сумасшествии Чацкого рождается на балу в доме Фамусова. Этот бал имеет  мифологические истоки и очень похож на пир чудовищ в балладе Жуковского «Светлана», в романе Пушкина «Евгений Онегин». Здесь ложь, фальшь, лица- маски, зловеще- гротескные портреты. (Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать! Какие- то уроды с того света!»- говорит графиня- внучка) Герой на таком балу ощущает себя словно во сне, чувствует, что сходит с ума. («Не впрямь ли я сошел с ума?»)
Важным мотивом бала является мотив сплетни, молвы. Рождение сплетни о сумасшествии Чацкого является закономерным потому что в фамусовском обществе важен не человек, а степень его нужности, прогрессивные идеи Чацкого чужды фамусовым, молчалиным, скалозубам. Для них признать ум Чацкого означает признать безнравственность собственной жизни, а сумасшедшего можно не воспринимать и даже пожалеть. И поэтому объявление Чацкого безумным - хороший выход из сложившейся ситуации. Все точки над и будут расставлены в финальном монологе Чацкого:
Безумным вы меня прославили всем хором.
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день побыть успеет,
Подышит воздухом одним
И в нем рассудок уцелеет.

Зачем Чацкому «метать бисер перед свиньями»? Зачем? Но разве речь Сократа перед судом присяжных не была тем же бисером? А речь Гуса перед Собором? А разве Галилей не повторил той же ошибки? Конечно, Чацкий не так велик, чтобы заслужить крест или костер, но и не настолько ничтожен, чтобы не поставить свою голову под камень и свой ум под кличку безумия» (В. Чаговец).
В мировой литературе есть герои- чудаки, безумцы: Гамлет, Дон Кихот, князь Мышкин- это «высокое безумие», к их числу относится и Чацкий.

Новаторство драматурга проявилось в смелом отказе от «свадебного венца» или гибели героя - финал в отсутствии финала. Куда уезжает Чацкий? В деревню, как Онегин? На Кавказ, как Печорин?  А, может, как уверял Салтыков- Щедрин, пойдет - таки к венцу с Софьей, «дабы затем встать во главе Департамента УМОПОМРАЧЕНИЙ, заменившего Департамент просвещения?

6.    Рефлексия ученическая и учительская.
•    Сегодня на уроке я…
•    Что получилось и что не получилось?
•    Достигли ли цели, поставленной в начале урока?
•    Если нет, что необходимо сделать для ее достижения?
•    Какие новые вопросы возникли в конце урока?

8. Диагностика. Творческая работа, включающая личный опыт учащихся.
Проблема ума и безумия - одна из ключевых проблем комедии Грибоедова «Горе от ума». Непримиримость взглядов Чацкого с фамусовским обществом ставит его в трагическую ситуацию, но предлог «от» в названии внес еще и дополнительный оттенок иронии, углубившей идею комедии.
«Если ты такой умный, почему ты такой бедный?» - спрашивали в Одессе.
«Если ты такой умный, покажи свои деньги», - предлагают в Америке.
« Если ты такой умный, почему несчастлив?»- возникает вопрос после прочтения комедии.
Поразмышляйте над последним вопросом и напишите эссе на тему: «Ум подготавливает счастье…» (Гельвеций)
Воспроизведение прочитанного.

9.    Итог урока.
Философская мысль комедии концентрируется в ее заглавии «Горе от ума»- в ней отражено противоречие, обнаруженное эпохой кризиса просветительских идей. Для «просветительской» философии понятия «ум» и «счастье» синонимичны, так как «овладение истиной и предопределяет счастье как отдельного человека, так и общества в целом». «Ум подготавливает счастье, которое добродетель завершает», - писал Гельвеций.
Во времена Грибоедова наиболее проницательные мыслители начинали понимать, что силам разума предстоят тяжелые испытания. Этот парадокс положен Грибоедовым в основу комедии. То, что должно приносить счастье, приносит горе, «мильон терзаний».

10.    Домашнее задание.
•    Сочинение «Письмо Чацкому из 21 века». Задача: в эпистолярном жанре выразить свое отношение к главному герою комедии. Включить выражения: мне импонирует в Вас…, я восхищаюсь…, удивительно то, что…; хочу поделиться…, хочу поспорить с Вами…, мне не совсем понятно…и т. д.

11.    Пострефлексия (на следующем уроке).
Обмен впечатлениями об открытом уроке с ребятами.

Категория: Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке | Добавил: Администрация
Просмотров: 25942 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 4.3/13 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52842)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39774)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27977)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27870)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27060)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26791)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz