Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 21.09.2017, 20:45

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Организация проектно-исследовательской деятельности в общеобразовательных учреждениях [2]
Организация проектно-исследовательской деятельности в дошкольных образовательных учреждениях [5]
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке [24]
на уроке русского языка и литературы, физики, химии, биологии, иностранного языка, истории и обществознания, музыки и других
Организация проектно-исследовательской деятельности во внеклассной работе [5]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исследовательская деятельность в ОУ » Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке

Исследовательский проект «Сравнение как изобразительно-выразительное средство»
[ ] 02.07.2009, 16:04
Людмила Леонидовна Снигирёва,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ с УИОП № 37 г. Кирова

Вступление.

Исследование функций изобразительно-выразительных средств в художественном произведении представляет особый интерес. Цель проекта - исследование функций сравнения. Актуальность данной работы обусловлена вниманием современной лингвистики к проблеме исследования тропов, в частности, сравнения как языковому средству образности речи и более глубокого осмысления художественного текста. Литература – искусство слова, и поэтому задача писателя – рассказать о жизни, природе, о героях так, как будто мы видим эти картины природы и знакомы с этими литературными персонажами. Чтобы речь была красивой и правдивой, нужно использовать тропы. Задачи проекта – учиться находить сравнения в тексте, определять их функцию, использовать в речи.

Учебный предмет: литература.
Возраст: 11-12 лет.
Продолжительность: 40-45 минут.
Цели проекта.
Обучающие:
1. определить роль сравнений в художественном тексте;
2. узнать формальные признаки тропа;
3. научиться находить сравнения в тексте и правильно использовать их в речи.
Воспитательные:
1. приобщать к литературно-нормативному языку;
2. воспитывать любовь к слову и художественному произведению.
Развивающие:
1. Создать условия для развития творческих способностей учащихся, фантазии, воображения, выразительности речи;
2. Формировать коммуникативную компетентность;
3. развивать навыки анализа текста, умения сопоставлять, сравнивать, делать выводы.
Рекомендации.
Проектная деятельность предполагает групповую работу. При работе над данным проектом предполагается организовать учащихся в творческие  группы по два человека (работа в парах).
Ход проекта.
1. Актуализация жизненных впечатлений.
Сравнений в жизни очень много. Приведите сравнения из жизни.
2. Работа с определением.
Что такое сравнение?
3.Работа с иллюстрацией (фотоэтюд «Закат»).
С чем можно сравнить солнце?
Продолжите предложения.
Солнце над горизонтом, как ...
Солнце над горизонтом похоже на …
Солнце огненным (сущ. в Т.п.) застыло над горизонтом.
4. Формальные признаки тропа.
1) Сравнительные союзы : как, будто, как будто, словно, точно и др.
2) Слова наподобие, похоже на и др.
3) Существительное в Т. п.
5. Функции сравнений в речи.
Работа с раздаточным материалом.
Задание: Найдите сравнения в отрывках из художественных текстов и определите их роль.
Вывод.
1) Сравнения в речи используются для описания природы (красота, неповторимость).
2) Сравнения используются для описания героя (портрет, внешний вид, характер, чувства, авторское отношение).
6. Игра «Соревнование с писателем».
7. Сравнение в загадках.
Отгадайте загадку без сравнений.
Подставьте сравнения в загадку.
Сверьте с оригиналом и определите роль сравнений в загадке.
8. Озвучивание картинок.
Составьте связный текст по картинкам.
Подберите к каждой картинке фразы, включив в них сравнения.
Выразительно прочитайте.
Сравните свой текст с авторским.
9. Итоги урока. Составление опорного конспекта. Рефлексия.
10. Домашнее задание.
1) Выучить опорный конспект.
2) Придумать загадку с использованием сравнений для рукописного «Сборника загадок».
Заключение.
Рассмотрев несколько случаев употребления сравнений и проанализировав сравнение как изобразительно-выразительное средство, мы пришли к следующим выводам.
Сравнение в тексте может выражаться тремя способами: с помощью сравнительных союзов; с помощью слов наподобие, похоже на; существительным в Т.п.
Сравнение используется для описания природы , для характеристики героев, для выражения авторского отношения к изображаемому.
Употребление сравнение помогает сделать речь образной и выразительной.
Практическая ценность данной работы заключается в том, что её можно использовать с целью подготовки к ЕГЭ.

Литература.

1. Русский язык. 10-11классы: исследовательские работы (сост. Т.М. Амбушева и др.)- Волгоград: Учитель, 2009.
2. Пахомова Н.Ю. «Метод учебного проекта в образовательном учреждении». Пособие для учителей и студентов педагогических вузов.-3-е издание, исправленное и дополненное.- М.: АРКТИ, 2005.
3. Русский язык 6-11 классы: проектная деятельность учащихся (сост. Г.В. Цветкова.)- Волгоград: Учитель, 2009.

Примерные материалы к уроку.

1. На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ……., она.
( М.Ю.Лермонтов)

2.Загадка.
Сижу на тереме, как …(мышь),
Красна, как …(кровь),
Вкусна, как …(мёд).
(Вишня)

3. Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий…
(А.С.Пушкин)

4. …Там верстою небывалой
Он торчал передо мной;
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой…
( А.С.Пушкин)
Категория: Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке | Добавил: Администрация
Просмотров: 7403 | Загрузок: 0 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 3.6/5 |
Всего комментариев: 2
2  
If time is money you've made me a weelihtar woman.

1  
я ничего не понимаю.....поподробнеее пжл...

Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52841)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39773)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27972)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27869)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27059)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26790)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz