Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 21.09.2017, 20:50

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Организация проектно-исследовательской деятельности в общеобразовательных учреждениях [2]
Организация проектно-исследовательской деятельности в дошкольных образовательных учреждениях [5]
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке [24]
на уроке русского языка и литературы, физики, химии, биологии, иностранного языка, истории и обществознания, музыки и других
Организация проектно-исследовательской деятельности во внеклассной работе [5]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исследовательская деятельность в ОУ » Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке

Вкус познания
[ ] 03.06.2009, 13:53
Ухова Людмила Валерьевна,
учитель физики и информатики
МОУ Шахунская СОШ №14,
г. Шахунья Нижегородской области,

В 2006 году я выпустила профильный естественно-математический 11 класс – 30 человек, в котором была классным руководителем и учителем физики и астрономии.
Сейчас 83% моих выпускников успешно заканчивают третий курс, являясь активными участниками научной работы ВУЗов, победителями и призерами олимпиад и конкурсов. Стать успешными, почувствовать вкус познания, изведать путь творческого поиска, которые приучают самостоятельно находить решение, ибо, по словам И.Г. Песталоцци «каждый узнает лишь то, что попробует сделать сам», помогла проектно-исследовательская деятельность на старшей ступени обучения, формирующая ключевые компетентности старшеклассников.
Организацию проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе, функцию учителя, типологию проектов, анализ имеющего опыта выполнения проектов можно найти во многих источниках. Мне помогли работы Т. И. Шамовой и В. Гузеева.
На школьном объединении учителей естественного цикла мы решили предложить учащимся Межпредметные проекты, в ходе работы над которыми ребята могут применять комплекс полученных знаний. По словам В. Гузеева, «…межпредметные проекты могут выступать в роли интегрирующих факторов, помогающих преодолеть традиционную дробность и обрывочность нашего образования». В конце апреля проходит защита работы – долгосрочного проекта. Такой проект помогает обобщить материал во время итогового повторения. Так в 10–м классе готовили проект «Загадки простой воды», в 11–м классе – «Периодические процессы в природе». На мой взгляд, такие проекты создают оптимальные условия учащимся для реализации своих способностей. Для выполнения проекта создаются группы и пары (возможно индивидуальная работа) физиков, химиков, биологов, географов, даже литераторов. При подготовке проекта «Периодические процессы в природе» были выбраны следующие аспекты (их может быть больше или меньше):
  • Колебательный процесс
  • Волновой процесс
  • Периодичность солнечной активности
  • Работы А.Л. Чижевского
  • Строение кристаллов
  • Периодический закон
  • Определение веществ с заданными свойствами на основе периодической системы элементов
  • Биоритмы
  • Периодичность клеточных процессов
  • Ритм и рифма
  • Художественное восприятие периодичности в лирике.
Варианты могут быть и другими, главное, чтобы они позволяли моделировать ситуацию исследовательской деятельности: анализ различных научных источников, освещающих данное явление; описание научных исследований этого явления; систематизацию количественных и качественных показателей изучаемого процесса; формулировки собственного взгляда на проблему; наблюдение и качественное описание явления; изучение и объяснение; прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемого процесса или явления.
В каждом классе есть не только физики, но и лирики, которые помогают защиту работы сделать эмоциональной, поэтичной. В проекте «Периодические процессы в природе» использовалась лирика Ф. Тютчева, Н. Заболоцкого, В. Солоухина, А. Тарковского.
Организация проектной деятельности учащихся – сложное дело, требующее добавочного времени как для ученика, так и для учителя, дополнительных усилий обеих сторон, но если проект интересен и значим для учеников, спланирован во времени, то перегрузка практически отсутствует.
Важные моменты – это качественное руководство работой учеников консультантом-наставником, которого надо найти, и экспертиза, и оценка работы и ее защита. В качестве научных руководителей я привлекаю учителей-предметников и студентов ВУЗов – выпускников школы.
При защите проекта используем различные формы, чтобы интересно было слушателям: рекламный плакат; афиша; газетный лист; отчет, иллюстрированный слайдами; мультимедйная презентация; альбом фотографий; свод рекомендаций и другое. Оценивает работы комиссия (2 – 3 человека) в соответствии, с разработанными критериями.
Опыт работы в школе показывает, что больше возможности для организации исследовательской деятельности учащихся 7 – 9 классов дает внеклассная работа. Для этой цели я использую занятие кружка «Физика в природе» для 7 и 8 классов (образовательная программа составлена мной и опубликована в газете «Физика» приложение к «1 сентября» №15 за 2008 год, скачать можно на сайте http://www.president.kremlin.ru/). Программа кружка составлена на основе интеграции учебных предметов естественного цикла, что позволяет составить учителю комплексный план проведения проектно-исследовательской деятельности, рассчитанной на весь учебный год, дающей возможности выбора ребятам работы, исходя из своих интересов и возможностей. Задания предусматриваются как индивидуальные, так и групповые. Примеры заданий приведены в таблице.

Виды исследований
Примеры
Описательное исследование
  1. Исследование зависимости смачивания листьев растений от их строения.
  2. Наблюдение и качественное описание какого-либо явления, как зарница, радуга, град, метель, гало и другие.
  3. Наблюдение и объяснение физических закономерностей образование росы и инея.
Диагностическое исследование – отслеживание, изучение, объяснение и прогнозирование явления или процесса.
  1. Изучение признаков сохранения ясной и сухой погоды, соотнесение с народными приметами.
  2. Изучение поведенческой терморегуляции домашних животных.
Аналитическое исследование – наблюдение, фиксация и анализ качественных показателей изучаемого явления или процесса.
  1. Выращивание кристаллов.
  2. Изучение зависимости теплопроводности почвы от ее состава.
  3. Исследование влияния солнечных лучей на скорость роста.
  4. Исследование отражающей способности различных природных материалов.
  5. Исследование интенсивности испарения жидкости листьями разных комнатных растений.
  6. Определение процента выхода сушеных сельскохозяйственных продуктов.
  7. Исследование влияния силы тяжести на направление роста растений.
Конструктивное исследование – проектирование и создание самодельных приборов и устройств.
Ростомер, глубиномер, ареометр, жидкостный манометр, дождемер, плотометр, барометр, гироскоп и другое (Абдурахманов С.Ф. «Исследовательские работы по физике в 7-8 классах сельских школ» М.: Просвещение, 1990 г)

Работы, выполняемые учащимися 7-8 классов, можно назвать исследовательскими потому, что, выполняя, их ученики проходят основные этапы научного познания, а самостоятельная исследовательская работа с научным текстом способствует систематичности, глубине знаний учащегося. Ведение дневников, регулярные наблюдения и измерения формируют самостоятельность и настойчивость, составление таблиц, диаграмм, графиков способствует развитию у учащихся понятия функциональной зависимости. Изучение объектов и явлений природы способствует экологическому воспитанию школьников.
Результаты, полученные в ходе исследований, используются при изучении программного материала по физике, биологии, географии.
Посредством включения учащихся в проектную и исследовательскую деятельность формируются ключевые компетентности старшеклассников, развиваются творческие и интеллектуальные способности личности, что способствует их успешности, а публичная защита работы развивает умение презентовать себя, развивает коммуникативные навыки.

Категория: Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке | Добавил: Администрация
Просмотров: 2570 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.8/5 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52841)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39773)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27972)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27869)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27059)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26790)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz