Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 21.11.2017, 07:17

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Организация проектно-исследовательской деятельности в общеобразовательных учреждениях [2]
Организация проектно-исследовательской деятельности в дошкольных образовательных учреждениях [5]
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке [24]
на уроке русского языка и литературы, физики, химии, биологии, иностранного языка, истории и обществознания, музыки и других
Организация проектно-исследовательской деятельности во внеклассной работе [5]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исследовательская деятельность в ОУ » Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке

Формирование интереса к математике с помощью проектно-исследовательской деятельности
[ ] 01.07.2009, 15:26
Наталья Валерьевна Хараева
 учитель математики
МОУ Гимназия № 46 города Кирова,
n-a-t-a-l-y-a2008@yandex.ru

Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет.
(Уильям Артур Уорд)

«Можно пригнать стадо животных к водопою, но нельзя заставить из пить». Очень часто ученики оказываются в роли «стада», а учитель старается изо всех сил научить детей тому, что им не интересно.
Как заинтересовать, увлечь школьников такой не простой наукой – математикой?
Оказывается и здесь есть свои приемы. Один из них – метод проектов. В контексте образования, проект – это результативная деятельность, совершаемая в специально созданных педагогом условиях. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию личности ученика, развитие его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей в деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.
Реализация метода проектов позволяет нам, учителям, изменить свою позицию. Из «носителя готовых знаний» мы превращаемся в организатора увлекательной познавательной, исследовательской деятельности наших учеников, основанной на интересе.
Стать таким организатором не просто. Нужно не перекладывать большую всю работу на плечи учеников и их родителей, а создавать условия, при которых ученики сами с интересом приобретают знания из разных источников, учатся пользоваться этими знаниями для решения различных познавателных и практических задач. И всё это при непосредственной поддержке учителя, который выступает в роли тьютора, помогает не только при определении темы и цели проекта, но и на всех дальнейших этапах его реализации. Тогда удаётся уйти от пресловутого авторитарного метода, стать другом, помощником ученика.
Метод проектов не только формирует интерес к предмету, он развивает память, наблюдательность, логическое мышление, творческие способности. Он помогает ребятам научиться сортировать, обрабатывать информацию, выделять главное. Метод проектов развивает навыки взаимодействия и коммуникативные навыки: учит ребят работать в парах, в группе, общаться со сверстниками и взрослыми.
Именно это и привлеко меня и моих учеников в методе проектов.
Конечно, подготовка к такой работе с учениками, отличается от традиционной подготовки к уроку. Начинать нужно с выбора типа проекта, тем проектов, количества участников в группах. Будет замечательно, если ученики смогут сами придумать темы.
Для каждой темы учитель должен продумать несколько вариантов проблем. Эти проблемы не выкладываются ученикам в готовом виде, ученики приходят к ним самостоятельно, например, в режиме «мозгового штурма», учитель только направляет учеников.
Мне повезло работать в классе, который с удовольствием откликался и участвовал во многих нестандартных для математики, приемах.
В 6 классе мы с учениками выполняли творческие проекты в виде математических газет. Для газет я подготовила около 20 тем с краткой аннотацией, из них учащимся было предложено выбрать наиболее интересные. Затем класс делился на несколько групп по выбранным темам (важно, чтобы группы были не большие 3-4 человека). В этом возрасте ребятам интересно попробовать разные роли, поэтому часто у нас «журналист» превращался в «художника».
Приведу здесь примеры названий газет, которые выпустили ребята: «Великие математики древности», «Магические квадраты», «Такие разные единицы измерения», «Математика в стихах». Обязательным этапом работы над проектом является его представление, защита, поэтому мы провели несколько занятий, на которых ученики выступали со своей газетой, рассказывали не только содержание проекта, но и говорили о стадиях работы, о роли каждого ученика в группе. Конечно такие проекты носят больше информативный характер, но они позволяют ребятам расширить кругозор, учат выбирать и обрабатывать информацию.
В 7 классе ребята выполняли краткосрочные проекты, направленные на формирование интереса к новому для них предмету: геометрии. Составление тематических кроссвордов, карточек с пропусками для проверки знаний помогали ученикам запомнить теоретический материал. Такие проекты можно отнести к практико-ориентированным.
Приведу пример проекта «Составление тематического кроссворда». Класс делился на пары и в каждой паре ученики выбирали, какие понятия будут включены в кроссворд. Многие ребята материалом урока, а находили также понятия, имеющие отношение к данной теме, но не встречающиеся на уроке. Выбранные понятия и их определение выписывались в отдельную тетрадь. Затем учащиеся составляли сетку кроссворда, выписывали задания. За такую работу учащиеся обязательно получали оценку; чем больше понятий включалось в кроссворд, тем выше балл получали ученики. Традиционной защиты такого проекта не было: учащиеся обменивались кроссвордами и разгадывали их.
В 8 классе проекты выполнялись в парах. В этом возрасте нужно помочь ученику развивать исследовательские умения: выявление проблемы, построение гипотез, сбор информации, выделение главного, анализ, обобщение. Ребята уже могут делать проекты, носящие исследовательский характер. По времени выполнения такие проекты относятся к долгосрочным, поэтому работа шла в течение нескольких месяцев.
Мы с учениками выбрали темы объединённые общей идеей: «За страницами учебника». Вот примеры тем, над которыми работали учащиеся: «Правильные многогранники», «Золотое сечение», «Лента Мёбиуса», «Симметрия вокруг нас». Учителя математики видят, что эти темы не изучаются не только в 8 классе: правильные многогранники – объёмные тела, рассматриваются в стереометрии 10 класса; а лента Мёбиуса приводит учеников к топологии, о которой даже не упоминается в школьной программе! Но именно новизна и привлекла учащихся, вызвала подлинный интерес и желание узнавать, искать, сравнивать и делать выводы. В 9 классе ребята работали над проектами как в парах, так и индивидуально. Многие из них решили продолжить темы, начатые в 8 классе. Например, тему «Правильные многогранники» ученица дополнила уже изученными правильными многоугольниками, их свойствами и применение в современной жизни (архитектура, дизайн), что привело к изменению названия и цели проекта.
В этот раз были и проекты, обобщающие и расширяющие уже изученные темы. В работе «Прямоугольный треугольник: известный и неизвестный» ученик рассмотрел не только изученные свойства и признаки прямоугольного треугольника, но и нашел разные доказательства теоремы Пифагора, использование треугольника и его свойств в архитектуре, живописи.
Защита проектов в 8 и 9 классах проходила на научно-практической конференции, которая традиционно проводится в апреле месяце в нашей гимназии. При защите таких проектов ученики в отведённое время должны аргументировать выбор темы, рассказать об этапах работы над проектом, владеть необходимой терминологией. Оценивались чёткость формулировок, результативность работы, культура речи, умение аргументированно отвечать на вопросы слушателей. Все теоремы, использованные в работе, ученики могли доказать.
Каждый докладчик сопровождал свою работу компьютерной презентацией (лучше использовать презентацию – иллюстрацию к докладу, не применять различные сложные приемы анимации, которые требуют излишнего внимания выступающего).  
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность учащихся помогает развитию важнейших компетенций для современной жизни: способность делать выбор, брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, владеть устным и письменным обобщением.
Используя метод проектов в течение нескольких лет, я увидела, как меняется отношение ребят к одному из самых сложных предметов школьной программы. За скучными формулами и теоремами мы с учениками открыли целый удивительный мир. Ребята поняли, что математика существует не только на бумаге, она присутствует в архитектуре, в живописи, в музыке, в окружающей нас природе.
А нам, учителям, не надо бояться сложностей в работе с новыми методами. Попробуйте, и у Вас всё получится!

Категория: Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке | Добавил: Администрация
Просмотров: 8868 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.0/4 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52955)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39945)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28048)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27936)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27160)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27120)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26920)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz