Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 21.09.2017, 20:51

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Организация проектно-исследовательской деятельности в общеобразовательных учреждениях [2]
Организация проектно-исследовательской деятельности в дошкольных образовательных учреждениях [5]
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке [24]
на уроке русского языка и литературы, физики, химии, биологии, иностранного языка, истории и обществознания, музыки и других
Организация проектно-исследовательской деятельности во внеклассной работе [5]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исследовательская деятельность в ОУ » Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке

Индивидуализация и актуализация духовного опыта детства
[ ] 26.06.2009, 13:24
Шмырова Екатерина Фёдоровна
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №40 г. Кирова,
e-mail: shmirova65@.ru

Тема «духовный опыт детства» проходит через весь курс литературы в школе и позволяет не только использовать «живые впечатления детей» (Е.О. Галицких), но обогатить их опыт, сформировать сознательное отношение к детству как важнейшему периоду человеческой жизни, «создать условия для их духовного роста, раскрыть живые связи жизни и искусства». Постижение тайн бытия, проникновение в сокровенные стороны реальности, познание законов развития личности – дар, которым от рождения наделён человек. И задача учителя этот огонь зажечь, помочь обыденный мир увидеть глазами художника, писателя. «Удивиться ему! Пережить радость и причастность к его таинству!» Почти каждый большой мастер слова отдал дань этой незабываемой поре жизни. Кто-то сосредоточил своё внимание на сложностях становления личности, на психологических особенностях детской души (как, например, Достоевский, Толстой, Набоков), кто-то на поэзии детства (как Бальмонт), кто-то на чистоте и одухотворённости детского восприятия мира (как Бунин). Уроки внеклассного чтения дают возможность сконцентрировать внимание учащихся на этих проблемах.
Отличительные особенности этих уроков и планирование представлено в книге Е. Галицких и Г. Самохваловой «Готовимся к уроку литературы в 5 классе» (г. Киров, 1996). Педагоги выделяют следующие особенности:
- системность в планировании с 5 по 11 класс, в отборе содержания, в усложнении форм уроков, в восприятии их учащимися как системы уроков- целостность, обращённость к человеку во всей его сложности и развитии, стремление преодолеть «разорванность» восприятия литературы о детстве и проследить духовное взросление учеников в течение всех школьных лет;
- актуализация опыта детства каждого ребёнка и перевод опыта в объект творческого рассмотрения;
- «чтение как труд и творчество» (В. Асмус), открытие духовного мира писателя через анализ художественного текста в единстве формы и содержания;
- активизация самопознания учащихся путём самостоятельного литературного творчества, поиск книги для души и т. д.;
- духовное общение ученика и учителя на уроке, сотворчество как необходимое его условие.
Система же таких уроков может быть у каждого учителя своя, варьироваться и изменяться. Предлагаем свой вариант системы уроков внеклассного чтения «Индивидуализация и актуализация духовного опыта детства».
5 класс. «Второго детства не бывает». Читательская конференция по повести А. Лиханова «Мой генерал», урок речи по стихотворению А. Блока «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…».
6 класс. «Каждый человек – это целый мир». Урок - беседа о детстве, дружбе, подвиге (по рассказу Ю. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный…»)
7 класс. «Человек создан для счастья»? Урок – размышление о том, что такое счастье (по повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант»).
8 класс. «Глюки во сне и наяву». Урок – беседа о понятии свободы, об истинных и ложных ценностях современной молодёжи, о необходимости самосохранения (по рассказу Л. Петрушевской «Глюк»).
9 класс. “Найти себя”. Урок – исследование творческой природы человека, которая закладывается в детстве как жажда поступка, самореализации (по рассказу Дины Рубиной «Всё тот же сон»).
10 класс. "Маленькие взрослые". Урок – суд, в основе которого разговор о "потерянном детстве", т.е. о детях, которые с детства не знали, что такое семья, любовь, ласка, забота (по произведениям А. Лиханова «Никто» и «Благие намерения»).
11 класс. «Потерянный рай». Урок погружения в анализ художественного произведения, исследующего драму одиночества героя-подростка (по повести В. Набокова «Другие берега»).
Предлагаем вашему вниманию опыт работы над рассказом современной писательницы, настоящего мастера слова, Дины Рубиной «Всё тот же сон…»

Найти себя

Тип урока: изучение произведения искусства.
Вид урока: урок-практикум.
Цели: пробудить интерес к современной литературе и, в частности, к творчеству Дины Рубиной; развивать навыки анализа произведения искусства; формировать стремление к самореализации, к духовному становлению, активной жизненной позиции, к творчеству.
I.    Вызов. Вопросы к теме:
- Что значит найти себя?
- Что такое призвание?
- Какие качества необходимы человеку для самореализации?
Прочитайте цитаты, найдите аргументы и контраргументы, подберите эпиграфы к теме.
"Стать личностью есть задача человека. Личность не рождается от родителей... она творится богом и самотворится... Личность выковывается в самоопределении. Она всегда предполагает призвание, единственное и неповторимое призвание каждого... Человек только тогда личность, когда следует своему внутреннему голосу, а не внешним влияниям". Н. А. Бердяев.
"Человек одаренный ответствен перед некой высшей силой за самореализацию. При этом дар, талант вовсе не гарант счастья, напротив, он изнуряет, ищет выхода, воплощённости в чем-то. Дар, превращаясь в страсть, требует жертв - отречения от всего, что не есть он сам. " О. Дмитриенко.

II.     Основное содержание урока.
1. Слово о писателе. См. Сайт Дины Рубиной.
2. - Вы прочитали рассказ «Всё тот же сон». Какое впечатление оказал на вас рассказ?
3. Инсценировка. На доске портрет Пушкина; в качестве музыкального сопровождения использовались фрагменты из «Аве Марии» В. А. Моцарта и современной ритмической композиции. Инсценировка проходит в темпе, напоминая кадры кинофильма. Это воспоминания героини о детстве.
4. Вопросы на восприятие рассказа.
- Кто выступает в роли рассказчика? Кто является главным героем?
- Какова тема произведения? (Детство, зарождение таланта, формирование личности).
- Что составляет зерно сюжета? (Эволюция Сеньки).
5. Анализ рассказа. Задания по группам.
1 группа. Как из «шпаны» и «неуча» рождается талант? Какую роль играет композиция?
2 группа. Эволюция Сеньки. Проследите динамику духовного роста героя. Сделайте вывод.
3 группа. Анализ эпизода «Разговор в осеннюю ночь».
- Где происходит встреча? При каких обстоятельствах?
- Какое признание делает Сенька?
- О чём говорят герои?
- Какова роль пейзажа?
4 группа. Кто представляет мир взрослых в рассказе? Как они изображены?
5 группа. Анализ эпизода «Выступление». Составьте словарь мимики и жестов героев. Сделайте вывод.
6 группа. Эволюция героини. Составьте психологическую партитуру.
7 группа. Художественные особенности рассказа:
- ирония, исповедальность, лиризм;
- приём антитезы;
- разнообразие изобразительных средств;
- символ (А. С. Пушкин – нравственный критерий, идеал);
- особенности стиля (отсутствие стилистического единства, смешение высокого и низкого).
6. Выступление групп. Задание. Составить опорный конспект.
Дина Рубина «Всё тот же сон»
«Лучше Пушкина никто не сможет повлиять»
пробуждение таланта

Сенька

героиня
«шпана большого полёта»
эволюция
«никчёмность», «высокие помыслы и сердечный пыл, круто замешенные на любви к литературе»
режиссёр
художник, творец
писатель

«Нужно ли это кому-нибудь или только нам?»


7.     - Как сложились судьбы героев?
- Как вы понимаете смысл названия?

Вывод. Дар – это воплощённая возможность человека заниматься поиском себя в творчестве, заниматься исследованием своего духа, способность видеть, путешествовать во времени и пространстве, способность реализоваться.
Категория: Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке | Добавил: Администрация
Просмотров: 2896 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52841)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39773)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27972)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27869)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27059)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26790)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz