Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 25.11.2017, 03:19

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Организация проектно-исследовательской деятельности в общеобразовательных учреждениях [2]
Организация проектно-исследовательской деятельности в дошкольных образовательных учреждениях [5]
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке [24]
на уроке русского языка и литературы, физики, химии, биологии, иностранного языка, истории и обществознания, музыки и других
Организация проектно-исследовательской деятельности во внеклассной работе [5]
Статистика

Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исследовательская деятельность в ОУ » Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке

Обособленные определения и приложения
[ ] 26.06.2009, 12:36
Соболева Галина Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №40 г. Кирова
В курсе синтаксиса раздел «Предложения с обособленными членами» является одним из сложных. Обобщающий урок по теме «Обособленные определения и приложения» поможет коллегам организовать обобщение этой непростой темы, а учащимся вспомнить и углубить знания данного раздела. Теоретический и практический материал подобран так, что его можно использовать с 8-11 классы и для подготовки к сдаче ЕГЭ и ГИА (задания В.)
Прочному усвоению знаний способствует использование приёмов современных педагогических технологий: технологии проекта, технологии критического мышления.

Тема урока: «Обособленные определения и приложения»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний по теме «Обособленные определения и приложения».
Цели урока:
1. Обобщить знания и умения учащихся по теме «Обособленные определения и приложения», подготовить учащихся к выполнению задания В 14.
2. Углубить понятия обособления и условия обособления определений и приложений; продолжить развитие навыка видеть в тексте предложения с обособленными членами; закрепить пунктуационный навык.
3. Продолжить работу по развитию монологической речи учащихся, воспитанию внимания к культуре речи точности слов и выражений.

1. Организация класса (объявление темы урока, определение задач урока)

2. Обобщение изученного по теме «Обособленные определения и приложения».
2.1. Заполните пропуски, восстановив связный текст
Выделение второстепенных членов …. называется ……..
Языковым средством обособления служит……..
Выделенные второстепенные члены называются………….
Это обособленные…………. .
Употребление в речи обособленных членов характерно для ……. стилей.
2.2. Самостоятельная работа. Используя материалы таблиц 1, 2, вспомните условия обособления определений, приложений и составьте план сообщения
1 вариант – обособление определений,
2 вариант – обособление приложений.

3. Проверка усвоения теоретического материала. Слушаем планы сообщения обособления определений, приложений и проверяем себя.

4. Совершенствование умений и навыков на основе применения обобщенных знаний.
Используя образец рассуждения, объясните условия обособления определений и приложений.
1.    Лед идет, большой, громоздкий, ночью движется и днем.
2.    Фантазер-изобретатель, он свои планы излагал с увлечением, картинно, восторженно.
3.    Прекрасные пловцы, пингвины могут жить на воде месяцами.
4.    Кто родился в России, чудесной стране, тот нигде никогда не забудет о ней.
5.    Талантливый флотоводец, Степан Осипович Макаров, был выдающимся ученым-океанографом.
6.    Близким кажется небо, соединившееся с горами.
7.    В воздухе закружилась сорванная с деревьев листва.
8.    Освещенное лучами восходящего солнца, море лежало неподвижно.
9.    Мой друг, как лучший математик класса, будет участником олимпиады.
10.    Этот подарок мне дорог как память о турпоходе.

5. Работа в группах.
1 группа.
Запишите предложения, объясните условия обособления, выделите их графически.
1.    Плотник он прижился и здесь, стал обучать ремеслу других. (В. Баранов.)
2.    На траве седой от росы был большой след. (М. Пришвин.)
3.    Лес казавшийся мне до сих пор пустынным вдруг оживился. (В. Катаев.)
4.    Сбитые с боевого настроения люди и лошади с трудом выбивались из снежного месива. (И. Друцэ.)
5.    Молчаливый он не запрещал мне говорить обо всем. (М. Горький.)
6.    Пригреваемые солнышком уснули продрогшие за ночь ребятишки. (А. Гайдар.)
7.    Двухэтажное здание школы с широкими окнами расписанными морозом стояло близ шоссе за невысокой оградой. (Ю. Нагибин.)
2 группа.
Запишите и определите, в каких предложениях причастные обороты, стоящие перед определяемым словом, имеют добавочные значения и обособляются, выделите их графически.
1. Размываемая весенними разливами почва не пригодна для земледелия.
2. Искусно спрятанные в зелени гнезда птиц недоступны для хищников.
3. Уверенный в победе спортсмен все же испытывал волнение.
4. Груженный сеном воз приближался к телятнику.
5. Истомленные длительным переходом туристы крепко спали.

6. Трудные случаи обособления.
Запишите предложения, определив роль слова как, расставьте знаки препинания, графически выделите  приложения.
1)    Мы любим и ценим Шевченко не только как поэта, но и как художника.
2)    С Горьким как писателем я познакомился уже давно.
3)    За советом решили обратиться к профессору как к видному специалисту в области хирургии.
4)    Телевизионные уроки хороши как дополнительный материал, расширяющий знания.
5)    Эта трава используется как лекарственное растение.
6)    Спутники Земли как маленькие научные лаборатории запущены в мировое пространство.

7.    Проверка усвоения теоретического материала и практических навыков.
Решение теста. Найти соответствие цифры, обозначающей предложение, и буквы, указывающей на условия обособления.
А – определение обособлено, так как стоит после определяемого слова;
Б – приложение обособлено, так как стоит после имени собственного;
В – определение обособлено, так как относится к личному местоимению;
Г – определение обособлено, так как имеет добавочное обстоятельственное значение;
Д – определение обособлено, так как отделено от определяемого существительного другими членами предложения;
Е – приложение обособлено, так как обозначает собственное имя и поясняет нарицательное существительное.

1.    Я старался вообразить себе капитана Миронова, моего будущего начальника, и представлял его строгим, сердитым (А. Пушкин).
2.    Тополи, покрытые росой, наполняли воздух нежным ароматом (А. Чехов).
3.    У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные глаза, серые скулы, широкое лицо…(И. Тургенев).
4.    Оглушенный ударом кулака, Буланин сначала зашатался на месте, ничего не понимая (А. Куприн).
5.    В гневе грома, чуткий демон, он давно усталость слышит (А. Горький).
6.    Залитые солнцем, стлались за рекой гречаные и пшеничные нивы (М. Шолохов).
Проверка: 1Б, 2А, 3Е, 4Г, 5В, 6Д.

8. Работа с текстом. (Выполнение заданий ГИА В1-В14).
Верный друг
(1)Каждый раз встречала на пристани пароход Людмила Васильевна, жена капитана. (2)Когда-то ее муж, капитан парохода Сибирин, привез ей щенка Руслана.
(3)Щенок превратился в великолепного сильного пса, беззаветно преданного хозяйке.
(4)Началась война, и из очередного рейса судно не вернулось. (5)Людмила Васильевна оставшаяся совсем одна, как-то ослабела, превратилась в старушку, одинокую и беспомощную.
(6)Руслан, огромный пес, поражавший своим умом, сам ходил на рынок, относил записки соседям. (7)У жены капитана, обожаемой хозяйки Руслана, не оставалось уже ничего: ни продуктов, ни вещей, ни денег. (8)Соседи, хорошие люди, приносили ей кое-что из еды, но собака голодала.
(9)Однажды Руслан не вернулся домой. (10)Он прибежал в порт и долго смотрел на моряков, работавших на погрузке, потом схватил пакет и понес его в трюм, затем второй, третий. (11)Прекратившие работу матросы смотрели за ним. (12)Целый день проработал Руслан и получил котелок густого борща с сахарными косточками. (13)Верный друг, Руслан медленно, стараясь не расплескать, понес котелок домой и поставил его перед хозяйкой, дремавшей в кресле. (14)Моряки, отправившиеся следом за собакой, рассказали ей все.
(15)Каждый день ходил Руслан на работу в порт, а матросы приносили в дом старой женщине, вдове капитана, два котелка: один - для нее, другой – для Руслана.

9. Подведение итогов урока. Рефлексия.
На партах лежат сигнальные карточки трех цветов: красная – «всё понятно», зеленая – «есть затруднения», синяя – «нужна помощь». Выберите карточки по мере вашего усвоения материала, подпишите их и сдайте.
Приложения к уроку - образец рассуждения:
1)    … (вопрос, ответ)
2)    Определение (приложение) … относится



Категория: Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке | Добавил: Администрация
Просмотров: 39960 | Загрузок: 0 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 3.8/15 |
Всего комментариев: 1
1  
Очень понравился дидактический материал, но в обычном классе его выполнить можно, наверное, часа за два. С уважением.

Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52961)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39959)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28052)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27941)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27165)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27125)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26931)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz