Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 21.09.2017, 20:48

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Организация проектно-исследовательской деятельности в общеобразовательных учреждениях [2]
Организация проектно-исследовательской деятельности в дошкольных образовательных учреждениях [5]
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке [24]
на уроке русского языка и литературы, физики, химии, биологии, иностранного языка, истории и обществознания, музыки и других
Организация проектно-исследовательской деятельности во внеклассной работе [5]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исследовательская деятельность в ОУ » Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке

Первые шаги в создании проектов
[ ] 24.06.2009, 13:12
Гудина Наталья Геннадьевна,
учитель начальных классов
МОУ Гимназии № 46 города Кирова

В УМК «Планета знаний» по программе курса «Литературное чтение» предусмотрена проектная деятельность учащихся. Такие уроки повышают интерес детей к чтению и позволяют сделать эти уроки необычайно интересными. На таких уроках исключается деятельность по готовому образцу. Ребенок сам решает поставленные перед ним задачи: осознает мотив своей деятельности, открывает для себя, что-то новое, оценивает результаты своего труда. Вместе с этим меняется и роль учителя в учебном процессе: из простого передатчика информации учащимся он превращается в организатора довольно сложной деятельности школьников, направляет эту деятельность в нужное русло. Такая деятельность учителя требует проявления творчества, хорошо продуманной подготовительной работы.
По завершению некоторых тем автор учебника по курсу «Литературное чтение» Э.Э. Кац предлагает учащимся варианты создания проектов. Но в некоторых случаях учащиеся сами обозначают проблему и предлагают варианты ее решения. Приведу пример одного интересного проекта.
Читая по программе русские народные сказки, анализируя прочитанные произведения, мы много говорили с детьми о главных героях сказок, выясняли мотивы их поступков, давали оценочную характеристику. На одном из итоговых уроков по русским народным сказкам возник вопрос: «Баба – Яга это положительный персонаж сказки или отрицательный?» Дети живо включились в обсуждение. В итоге обсуждения мы пришли к мнению,  что мы мало знаем об этой очень известной героине сказок и этот вопрос требует дальнейшего изучения. Таким образом, итоговый урок по сказкам стал началом работы по созданию внеурочного  проекта на тему «Жила – была бабушка…» Когда определилась тема нашего коллективного проекта, мы вместе с учениками обсудили возможные источники получения информации. Основной вывод учащихся заключался в том, что нам необходимо расширить информационное поле об этой такой знакомой незнакомке. Так как тема нашего обсуждения была сказочная, кто–то из ребят предложил оформить список прочитанных сказок в виде свитка.  Мы решили создать музей Бабы – Яги. Ученики живо включились в обсуждение возможных экспонатов музея.  Ребята предлагали принести в музей метлу, как главное средство передвижения, горшок, в котором Баба – Яга готовила колдовское зелье, ухват, чучело совы, разные травы, при помощи которых Баба – Яга варила колдовское зелье. Мы пять заострили внимание на том, что нужно очень внимательно читать сказки, чтобы пополнить «Музей Бабы – Яги». Затем поступило предложение создать портретную галерею этой героини сказок. Ребенок, который плохо рисовал, робко спросил: «А можно ли взять родителей в помощники?» Этот вопрос был задан учителю. Мне пришлось обратиться за советом к ученикам. Мы приняли коллективное решение о том, что помощь родителей возможна. Дети настолько воодушевились предложенной им темой для обсуждения, что идеям не было конца. Одни предлагал создать макеты жилища Бабы - Яги, другие предлагали написать стихи посвященные главной героине. Мне тоже пришлось вмешаться в этот творческий процесс обсуждения. Детям было предложено провести исследовательскую работу и сравнить образ главной героини, используя материал разных сказок. Дети предложили составить викторину о Бабе – Яге. По итогам нашего обсуждения мы решили издать информационное объявление, чтобы все наши идеи были зафиксированы. Наших родителей мы считаем главными помощниками, поэтому информация о нашем творческом деле будет полезна и для них. Вот, что у нас получилось.

Информация для детей и родителей

  1. Совершим путешествие в сказочную страну. Читаем русские народные сказки. Отмечаем сказки, в которых встречается Баба – Яга, как один из персонажей сказки. Обратите внимание на действия Бабы – Яги в разных сказках. Каждый ученик готовит «свиток» с названиями прочитанных сказок.
  2. Пытаемся создать «Музей Бабы – Яги». Всей семьей думаем, размышляем, фантазируем о том, какие личные вещи этой пожилой женщины могут попасть в музей. Начинаем собирать коллекцию.
  3.  На уроке открывается выставка портретов Бабы – Яги. Портреты могут быть представлены в различной технике исполнения. Это может быть коллективная работа всех членов семьи.
  4. В различных сказках пытаемся узнать, какими волшебными силами обладает Баба – Яга,  можно провести исследовательскую работу и сравнить образ главной героини, используя материал разных сказок.
  5. Пытаемся воссоздать жилище нашей героини. Это может быть макет, рисунок и др.
  6. Если вы найдете стихи, посвященные Бабе – Яге, или сочините их сами – это будет замечательно.
  7. При чтении сказок просим обратить внимание на мельчайшие подробности о данной героине. По сказкам будет проведена викторина. Лучшие знатоки русских народных сказок будут отмечены.
Всех детей и взрослых просим серьезно отнестись к этой, может быть, не очень серьезной теме. На итоговом уроке каждому ученику необходимо показать:
  • свою эрудицию по теме;
  • хорошее владение литературным языком;
  • умение выступать перед классным коллективом и вести диалог по теме;
  • отстаивать свою точку зрения.
Подготовительная работа проводится в течение двух недель.

Время окончания работы было определено, учащиеся могли приступать к выполнению работы над проектом. В течение двух недель ученикам было отведено время для консультаций. В нашей работе по созданию проекта произошло тесное слияние урочной и внеурочной деятельности. В итоге нашей проектной деятельности был проведен итоговый урок, который проходил в необычной обстановке. На уроке мы оказались в музее Бабы – Яги, ученики выступали с подготовленными сообщениями, читали стихи, рассказывали о бытовых проблемах нашей сказочной героини, демонстрировали музейные экспонаты, составили сборник трав, необходимых для приготовления зелья, анализируя прочитанные сказки, пытались ответить на вопрос, с которого и началась вся работа по заданной теме: «Баба – Яга это положительный персонаж сказки или отрицательный?». Основной вывод, к которому мы пришли в результате нашей работы: «Нужно быть внимательным читателем. Чтение должно быть осмысленным». Только выполняя эти условия, мы сможем ответить на любой вопрос.

Категория: Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке | Добавил: Администрация
Просмотров: 2641 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52841)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39773)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27972)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27869)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27059)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26790)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz