Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 25.11.2017, 03:17

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Организация проектно-исследовательской деятельности в общеобразовательных учреждениях [2]
Организация проектно-исследовательской деятельности в дошкольных образовательных учреждениях [5]
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке [24]
на уроке русского языка и литературы, физики, химии, биологии, иностранного языка, истории и обществознания, музыки и других
Организация проектно-исследовательской деятельности во внеклассной работе [5]
Статистика

Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исследовательская деятельность в ОУ » Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы
[ ] 24.06.2009, 12:17
Татьяна Юрьевна Гришина,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Кировский физико-математический лицей»,
grishina@kpml.ru

В последнее время наблюдается тенденция обесценивания предметов гуманитарного цикла, особенно литературы: зачастую книгу заменяет компьютер, а школьное сочинение уступает место сухому, не рассчитанному на полёт творческой фантазии и точному ЕГЭ.
Чтение, особенно в школе, начинает восприниматься как принудительное и ненужное действие, отнимающее к тому же немало времени. Почему это происходит? Ответ очевиден: методика преподавания предметов гуманитарного цикла устарела и отстала от времени. Методическая формула “рассказ о писателе — чтение произведения — обсуждение — сочинение” исчерпала себя. Обусловлено это самой реальностью, способной дать молодому человеку не однолинейное, а объёмное представление о мире, поэтому задача преподавателя литературы состоит как раз в выработке новых средств работы с художественным текстом — чтобы он приобрёл объём, стал звучащим, многогранным, притягательным. Одним из методов современного преподавания литературы является создание мультимедийных литературных проектов, сочетающих в себе как глубокий литературоведческий анализ, так и использование средств сети Интернет и новейших информационных технологий.
Методика проектной работы предполагает коллективную групповую работу учащихся под руководством педагога, который выступает как консультант, в результате чего образовательный процесс демократизируется, увеличивается ответственность каждого участника за свою часть работы. Таким образом, решается коммуникативная педагогическая задача: учащиеся не только выполняют совместную работу, но учатся деловому творческому общению. При создании мультимедийных проектов по литературе в качестве консультантов могут выступать два педагога: словесник и преподаватель информатики, так как сам проект представляет собой интеграцию этих дисциплин.
Главная цель проектной деятельности — разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся. Работая над проектом, учащиеся имеют максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создаётся с таким расчётом, что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических, художественных, музыкальных, артистических, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными, и талантливого ребёнка можно попросту “не заметить”. Обязательная задача педагога при работе над проектом — дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.
Работу по созданию проектов по литературе веду уже несколько лет. В старших классах отводим на нее, как правило, четвертую четверть. Учащиеся готовят проекты «В. Высоцкий – герой нашего времени», «Подпоручик Киже» - современный взгляд», «А.Грин – рыцарь мечты», «М.Ю.Лермонтов и В.Пелевин – два взгляда на проблему лишних людей», «Рукописи не горят»(сравнительный анализ проблематики романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» и Р.Брэдбери «451 по Фаренгейту»), «Человек и власть» (по поэме А.С.Пушкина «Медный всадник» и роману Милана Кундеры «Шутка») и др.
В 5-м классе создание проектов не является самоцелью, учащиеся создают небольшие мультимедийные презентации-проекты к определенному уроку.
Особенно эффективным является использование мультимедийных проектов вместе с интерактивными технологиями.
Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вокруг себя ярче. Решая проблему информатизации школы нельзя забывать об основных инструментах работы преподавателя и ученика: доска, мел, ручка, тетрадь - сегодня эти традиционные инструменты предстают в новом исполнении как электронная SMART-доска. Педагогические возможности электронной доски как средства обучения по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса.
В нашем лицее появилась возможность соединить в себе легкость и удобство традиционных инструментов с перспективными инновационными технологиями с приобретением SMART-доски и мультимедийного проектора для оборудования кабинета, в котором учителя могут проводить интерактивные уроки. Для меня как педагога, преподающего русский язык и литературу учащимся, более склонным к изучению физики и математики, доска стала своеобразным «волшебником», который смог сделать  гуманитарные предметы для «негуманитариев» увлекательными, запоминающимися и эффективными.
Однако если с использованием доски на математике и информатике, английском языке, биологии и даже русском языке с самого начала было все более или менее ясно, то вопрос об использовании ее на уроках литературы вызывал  много вопросов. Занятия в творческой лаборатории «Интерактивные технологии в образовательном процессе школы» позволили расставить все точки над i.
«Плюсов», на мой взгляд, у такой доски гораздо больше, чем минусов. Электронная доска SMART помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных,  такие нелегкие для «физиков» и «математиков» предметы, как русский язык и литература, способны конкурировать с профильными.
За счет большой наглядности использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Наглядное управление программами, быстрые заметки, корректировка рукой на доске, запись в видеофайл, который можно использовать как раздаточный материал и который учащиеся могут взять домой для самостоятельной работы, – позволяют сделать процесс обучения на уроке более эффективным.
Возможность записи в видеофайл позволяет также при отсутствии ученика на уроке по болезни не только просмотреть действия, которые учитель делал на занятии у электронной доски, но и прослушать объяснение, если педагог при этом использовал микрофон. Тем самым достигается эффект присутствия ученика на уроке. Эти же технологии используются при обучении больных детей, имеющих домашний компьютер на дому.
Творческие учителя нашей школы освоили программу PowerPoint и часто используют свои презентации на разных этапах урока. Электронная доска позволяет учителю и обучающимся во время объяснения вносить маркером дополнения, пояснения и сохранять или не сохранять записи прямо в слайде. Использование же программы Notebook расширяет возможности подготовки презентаций к урокам.
Интерактивная доска позволяет ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс. Наглядность электронной интерактивной доски - это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Наглядность учебы особенно ценна для работы с непоседливыми детьми, она целиком увлекает их. Все ученики класса уделяют больше внимания объяснениям преподавателя, доска достаточно велика, чтобы видели ее все.
На каждый урок я создаю документ средствами программы Notebook, где записываю тему урока, определения, задания для выполнения в классе, домашнее задание и многое другое (все заготовки для урока). Также на доске во время урока заполняем таблицы, находим ошибки, делаем заметки и многое другое. Это сокращает время на уроке для записи этих материалов на обычной доске, а также эта заготовка останется сохраненной на следующий год. В нее по желанию можно внести изменения и корректировку для конкретного класса. Такие заготовки позволят сократить время подготовки к уроку, и сделать урок более наглядным и понятным.
Однако следует заметить и то, что использование интерактивной доски требует серьезной длительной подготовки, навыков работы с компьютером и, безусловно, большего времени для подготовки учителя к уроку. Но в данном случае потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату.
Хочу поделиться конспектом одного из уроков с применением проектной деятельности и использованием интерактивной доски в 5 классе на уроке литературы.

Урок литературы в 5 классе по теме «Распахни окно»
 (образы русской природы в фотографиях, музыке, поэзии 19-20 веков)

Модель урока

Дидактическая цель урока: создать условия развития речи, творческого воображения средствами ИКТ и интерактивных технологий; подготовить к написанию творческой письменной работы (эссе, миниатюры, стихотворения).

Цели по содержанию:
Образовательная:
  • Вспомнить ранее изученные на уроке стихи,
  • Сформировать представление об использовании образов природы в различных видах искусства, определить цель такого использования,
  • Познакомить с возможностями интерактивной доски,
  • Научить применять технические возможности интерактивной доски на уроке литературы.
Развивающая:
  • Содействовать развитию речевой деятельности лицеистов,
  • Способствовать развитию творческих возможностей учащихся, чувств, эмоций.
Воспитательная:
  • Способствовать воспитанию интереса к предмету средствами ИКТ-технологий,
  • Способствовать воспитанию культуры общения, творческой активности.
Тип учебного занятия: урок-обобщения и систематизации материала
Вид урока: урок-настроение
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная
Средства обучения: компьютеры для учителя, интерактивная доска , проектор.
Подготовка учителя к уроку.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Предлагает учащимся опережающее задание – подбор фотографий, создание презентаций по стихам русских поэтов, которые писали о природе (по учебнику литературы)
1. Подбирают фотографии с изображением природы из семейного архива
2. Просматривает все сданные до урока презентации детей, корректирует их2. Выбирают стихотворение, изученное в 5 классе, заучивают его наизусть.
3. Создает свою презентацию (слайд-шоу из фотографий детей для создания определенного настроения на уроке)3. Создают мультимедийную презентацию выбранного стихотворения (с включением фотографий, звука, звуковых эффектов и т.д.)
4. Разрабатывает задания для интерактивной доски к уроку
5. Распечатывает таблицы с фамилиями учащихся и названиями их презентаций

Интерактивный урок-настроение «Распахни окно…»

1 слайд –  «О чем мы будем говорить сегодня на уроке?»
Подсказка за шторкой:
Учитель: - Наш урок посвящен тому, о чем слагают стихи и прозу, ей посвящают музыкальные произведения, ее изображают художники. Многие люди синонимом к ней называют слова «душа», «свобода», «музыка», «язык». Она полна загадок, и не каждый мудрец может их разгадать.(дети дают варианты ответов….)
Если правильный ответ не дан, смотрим презентацию («Природа»).
Учитель: - сегодня мы будем говорить о природе и восхищаться природой, которая так влияет на наше настроение. Мы попробуем выглянуть в воображаемое окошко. Поэтому тема нашего урока (запишите в тетради «Распахни окно…»)

2 слайд – «Тема урока: «Распахни окно»
Учитель: - а что делать, если за окном дождь, настроение пасмурное?
Ученики: - воображать, представлять, смотреть на фото и картины, читать стихи о природе.
Учитель: недавно я просила вас подобрать фотографии (желательно из семейного архива), с изображением картин природы. Я отобрала у каждого несколько фотографий, добавила несколько своих и сейчас предлагаю вам полюбоваться на них. У вас на парте лежат белые листочки. Когда вы будете смотреть фотографии, то увидите, что все они пронумерованы. Я прошу вас выбрать одну, которая понравится больше всего и написать ее номер на листочке.
Обращение к слайду с рулеткой. А двое учеников помогут нам посчитать, чья же фотография вам понравилась больше всего. А для чего мы это делаем, вы узнаете позже, на втором уроке.
Просмотр слайд-шоу.
Ребята проставляют номер понравившейся фотографии и сдают листочки.
Учитель: В этом учебном году вы читали много стихов о природе, многие учили наизусть. Давайте вспомним, кто из русских поэтов писал о природе. В тетради запишите имена поэтов, которых вы знаете. Надо выйти к доске и написать их имена. (Ученики по очереди выходят и пишут на доске.)

3 слайд – «Кто из русских поэтов писал о природе?»
Учитель: Прекрасно, а знаете ли вы поэтов в лицо. Итак, кому же принадлежит портрет?

4 слайд.
Ребята называют фамилии поэтов. Кто-то из ребят стирает «резинкой» с доски, проверяя правильность имени.
Учитель: - Ну что же, поэтов вы знаете. А знаете ли вы, что природа вдохновляет не только поэтов, но и людей по своей профессии совсем далеких от поэзии. Например, копьютерщиков, информатиков.
Учитель: - Перед вами стихотворение, которое написал учитель информатики А.Маркин. Оно не простое, в нем зашифрованы слова компьютерного языка. Давайте попробуем восстановить его. Запишите в тетради, что у вас получилось. А к доске пойдет…..

5 слайд – « Природа вдохновляет»
Учитель: - В начале урока я сказала, что у многих людей природа ассоциируется с музыкой, часто говорят «музыка природы». Я приглашаю вас в маленькую галерею. Кто самый смелый. Давайте развесим картины природы в рамки. А потом послушаем музыку. А вам задание. Прозвучит три отрывка. Каждый обозначен цветом. Вы послушайте их и решите для себя, какая музыка близка вам сейчас, отражает ваше настроение. А затем мы вместе выберем одну мелодию, с которой встретимся позже, на втором уроке.

6 слайд – «Музыка природы»
(ученик выбирает картины. Затем слушаем три отрывка и голосуем карточками.)

7 слайд – «Презентация учеников 5 класса» (интерактивный приём «рулетка»)

А теперь пришло время познакомиться с вашими работами – презентациями стихотворений. Порядок выступлений нам поможет определить волшебная стрелочка.

А оценить ваши работы помогут наши гости (взрослое жюри) и ваше мнение. Для этого вы получите листок оценки, где после каждого выступления оцените по 10-тибалльной шкале исполнение и оформление работы. Учтите, что исполнение может быть как вживую, так и в записи.
(Заслушиваются работы учащихся). Слушаем мнение взрослого жюри.

8 слайд – «Я открываю окно и …»
А завершить наш разговор о природе
 поможет миниатюра «Я открываю окно и …». Поможет вам написать ее музыка, которую вы выбрали и фотография, которую вы выбрали. Пусть она будет перед глазами и вдохновляет вас.

Работы пятиклассников, созданные на уроке литературы.

«Я открываю окно и …»

… сразу вижу яркое солнце, слепящее мне в глаза. Мне тепло, приятно, только глазки немного жмурятся, наверное, от счастья…(Прозоров Лев).

…и чувствую запах весны, вижу разбухающие почки. Вижу ярко светящее солнце, голубое небо и белые облака. Во время дождя я вижу, как крохотные капельки приземляются на землю, наполняясь в лужу. Осень я вижу хоровод листьев, зимой -хоровод снежинок. Вся природа медленно движется. (Пахмутов Д.).

… и вдыхаю свежий запах весны. Я чувствую, как на земле через прошлогоднюю траву пробивается свежая зленная травка. На березах начинают распускаться первые листочки. В воздухе чувствуется запах свежих листьев. Грачи, свившие гнезда на деревьях, приносят корм своим птенцам. С утра было прохладно, а к полудню солнце уже нагрело землю, всюду видно, что весна пришла! (Рубанов И.).

…вижу дождь и слякоть, на улице холодно и сыро. Неприятно. Мне очень грустно и скучно, хотя я не знаю почему. Наверно, кому-то эта погода нравится, но не мне. Наверное, от состояния человека зависит, как он видит природу. Иногда мне очень весело и даже нравится такая погода, но может случиться и наоборот. Поэтому для каждого человека своя погода, и о ней очень сложно говорить (Зеленев А.).

…и вижу моих друзей, играющих во дворе. Ветер шевелит листья, на дворе тихий августовский день. Ребята играют в прятки. Вдруг один из них замечает меня в окне и громко зовет гулять. Я говорю, что выйду через пару минут. А сам провожаю глазами летящий в небе самолет (Дехтерев К.).

…открываю окно и вдыхаю свежий зимний воздух. Мой взгляд сразу же падает на рябину. Через белоснежную шубку видны ярко-красные ягоды-пятнышки. Так и хочется  смотреть на эту рябину и вдыхать свежий воздух и хочется никогда не закрывать окно. Вскоре в комнате становится холодно. Залетевшие в комнату снежинки уже не тают на подоконнике. Можно рассмотреть их волшебные узоры. Но сколько не ищи – двух одинаковых не найдешь. Но осторожно: стоит только их тронуть, и они превратятся в капельки воды. Вдруг порыв морозного воздуха захлопывает окно… (Шишкин М.).

…Я открываю окно и вижу мир.
Прекрасный, солнечный, весенний.
Я открываю окно и вижу мир.
Простой, но сказочный, волшебный.
На каждой улице живет
Любовь, забота, доброта.
Смотрю на улицу в окно
И вижу в том окне себя. (Васильева П.)

… и вижу солнечное поле и лес вдали. Темные сосны, еще молодые зеленые елочки. Все поле заросло цветами. Ромашки, одуванчики, полевые гвоздики. То тут, то там виднеются горки земли. Здесь кроты выбросили ее из своих подземных ходов. Если выйти и пройтись по этому полю, то можно услышать переливчатый голосок-колокольчик ручейка. Он там вдали… Если присмотреться, то можно увидеть его. Ручеек, переливаясь и журча, серебряной ленточкой бежит между деревьями. Небо над полем светло-бирюзовое. По нему бегут наперегонки белые пушистые облака-барашки. К вечеру оно поменяет цвет. А к ночи станет совсем темное. Природа не бывает одинаковой. Она разнообразна каждый день. Только природа имеет столько красок и только она способна передать ту красоту, которая царит в моей душе… (Рогозина Т.)

Категория: Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке | Добавил: Администрация
Просмотров: 27942 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.5/16 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52961)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39959)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28052)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27941)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27165)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27125)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26931)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz