Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 22.09.2017, 07:26

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Организация проектно-исследовательской деятельности в общеобразовательных учреждениях [2]
Организация проектно-исследовательской деятельности в дошкольных образовательных учреждениях [5]
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке [24]
на уроке русского языка и литературы, физики, химии, биологии, иностранного языка, истории и обществознания, музыки и других
Организация проектно-исследовательской деятельности во внеклассной работе [5]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исследовательская деятельность в ОУ » Организация проектно-исследовательской деятельности в общеобразовательных учреждениях

Установка учащихся на самостоятельный поиск новых способов действия в нестандартных ситуациях
[ ] 13.07.2009, 16:14
Людмила Дмитриевна Слобожанинова,
учитель математики МОУ Оричевской СОШ №1
пгт Оричи Кировской области

Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то в жизни он всегда будет только подражать, копировать,
так как мало таких, которые бы, научившись копировать,
умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.
                                                                       Л. Толстой

Перед современной школой стоит достаточно прагматичная задача: наилучшим образом подготовить выпускников к тому периоду активной трудовой деятельности, который ожидает их в будущем. В последние годы в связи со сменой парадигмы образования, и школьного математического образования в частности, остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей и навыков исследований. Важная роль отводится методам обучения учащихся, которые должны способствовать усвоению не столько знаний, сколько способов деятельности.
В массовой школе следует создать условия, позволяющие раскрыть и реализовать личностный потенциал всех учащихся. Главной задачей этой работы следует считать формирование у детей мотивации учения, так как человек целеустремленный, решающий личностно-значимые задачи, добьется в жизни большего успеха, чем тот, который более одарен, но менее заинтересован. Как нельзя лучше для этих целей подходит метод проектов. Организация проектной деятельности учащихся, как технология сопровождения ученика в его самостоятельной деятельности, имеет много положительных сторон:
  • выходит за рамки общепринятых программ, предусматривает детальное, углубленное изучение наиболее важных тем, идей;
  • дает возможность для реализации системного подхода к обучению, т.к. темы для ученических проектов могут быть межпредметными, что ведет к межпредметной интеграции;
  • учитывает специфику интересов учащихся, поощряет инициативу детей, их самостоятельность в учебе и развитии;
  • соответствует их способу усвоения знаний, прививает стремление к приобретению знаний;
  • создает условия к стремлению детей глубоко вникать в сущность изучаемой темы, предусматривает развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения,
  • стимулирует исследовательскую деятельность учащихся, развивает творческие способности.
Каждый учитель в своей работе сталкивался с проблемой: учащиеся пассивно изучают тему, с нежеланием выполняют предложенные задания, в результате с трудом усваивают материал, имеют неглубокие знания. Практика работы в школе убедила меня, что повысить интерес к предмету, сделать дидактические цели учителя целями учащихся помогают творческие работы, которые ребята выполняют с большим увлечением.
С 5-го класса ребята учатся сочинять математические сказки, выпускают книжки-малышки с набором занимательных задач и загадок, выполняют творческие работы по составлению и красочному оформлению задач, составляют кроссворды, математические диктанты по заданным темам. В старших классах мастерят стереометрические модели, головоломки, выполняют рефераты по отдельным наиболее важным темам, готовят и проводят математические конкурсы и викторины для младших ребят, ставят сценки и целые спектакли на математические темы, с интересом участвуют в конкурсах сочинений: «Математика вокруг нас», «Математика и искусство», «Математика в профессии моей мамы», «Математика в моей будущей профессии».
Сегодня, когда в практику работы образовательных учреждений Кировской области введены новые учебные предметы: основы проектной деятельности и основы проектирования, появилась возможность всю творческую и самостоятельную деятельность учащихся сделать научно обоснованной, последовательной и завершенной. С уроков ОПД ребята умеют ставить цели и задачи проектов, планировать свою деятельность, работать с каталогами, со справочной литературой. На уроках информатики они учатся создавать электронные презентации. Остается только сопровождать их в этой деятельности.
В 2005- 2007 годах мне довелось работать в профильном классе, в котором учащиеся были смотивированы на глубокое изучение математики. Поэтому они с удовольствием занимались математическими проектами. Вот темы некоторых из них: «Математический анализ — важнейшая из наук в современном мире», «История развития тригонометрии», «Применение производной», «Преобразование графиков на примере тригонометрических функций», «Обратные тригонометрические функции», «Графики функций с модулями», «Однородные тригонометрические уравнения».
Для реализации проекта было проведено сопровождение на всех этапах проектирования:
1.    Выбор темы проекта.
2.    Организация проектной деятельности:
•    этап планирования;
•    этап сбора информации.
3.    Практический этап:
•    анализ и отбор материала;
•    написание реферата.
4.    Отчётно-презентационный этап:
•    подготовка презентации;
•    защита.
5. Анализ и подведение итогов. Рефлексия.
Как показывает опыт, публичное представление результатов собственной работы – это одно из затруднений, которое испытывают учащиеся. Для того, чтобы преодолеть эти затруднения была проведена предварительная защита и её видеозапись. При анализе и подведении итогов ребята увидели себя на экране, проанализировали свои ошибки, что помогло им в дальнейшем исправиться и чувствовать себя более уверенно.
В результате такой целенаправленной работы учащиеся приобретают теоретические и практические навыки проектной деятельности.
В другом 11 классе в 2008 году ребята выбрали такие темы: «Функции и графики», «Виды неравенств и методы их решения», «Тригонометрические задания на ЕГЭ по математике». Серьезная работа над этими темами помогла выпускникам хорошо сдать выпускной экзамен и поступить в престижные ВУЗы страны.
Реализацию проекта я начинаю с установочного или вводного урока, на котором говорю о теме и целях проекта, способах работы над ним, формах представления результатов работы. Представляю ребятам работу над проектом как новую форму взаимодействия участников проектной деятельности. Рассказываю о роли проектов в создании бизнес-планов как основы развития мелкого и среднего предпринимательства. Затем перехожу к показу образцов проектов, кратко характеризуя каждый вид. Многие ребята проявляют интерес и через некоторое время выбирают для себя темы проектов.
Работа с такими учащимися проводится, как правило, после уроков. Результатом внеурочной деятельности становятся выступления учащихся на уроке, школьной научно-практической конференции, на районных конкурсах. В 2009 году два проекта: «Математика помогает экономить» и «Математика на дачном участке», которые выполнили ученики 6 класса, заняли призовые места на районном конкурсе проектов. Защита проектов перед одноклассниками с использованием электронных презентаций, которые ребята приготовили самостоятельно, получилась очень эффектной. Теперь и другие учащиеся захотели заняться проектированием и уже выбирают темы для новых проектов. Следует отметить, что проектная деятельность для учащегося особенно значима тогда, когда он видит результаты своего труда. Поэтому учителю необходимо подумать, где и как будут представлены работы его учеников.
При работе учащегося над проектом очень важными оказываются умения работать с компьютером. Актуальность этих умений бесспорна для получения информации из мультимедиа источников, подготовки и использования электронных презентаций для публичных выступлений, подготовки информационного мультимедийного продукта проектной деятельности.
Следует также отметить, что пользовательские навыки сегодня являются неотъемлемым элементом грамотности каждого человека. Введение метода проектов в образовательный процесс дает наиболее эффективный способ их освоения: не в тренировочных упражнениях, формирующих определенные навыки, а в осознанном применении, позволяющем не только освоить определенные способы деятельности, но и осознать их как свои ресурсы.
С каждым проектом навыки проектной деятельности учащихся совершенствуются. Учащиеся, вовлеченные в выполнение проектных заданий, учатся учиться, приобретают жизненно важный опыт по самостоятельному решению различных проблем. Обучение проектной деятельности позволяет ученику проявить свои способности, научиться защищать свой проект, аргументировать свои выводы, просто стать успешным. В проектной деятельности получают развитие и психологические качества личности школьника. Растет самооценка, уверенность в себе, усиливается мотивация на достижение успеха, развивается внимание, память, осваиваются различные формы межличностной коммуникации. Поэтому проектное обучение обладает большим педагогическим потенциалом, способствует толерантности подрастающего поколения, формированию мотивации к учению в стремительно меняющихся условиях современности.

Категория: Организация проектно-исследовательской деятельности в общеобразовательных учреждениях | Добавил: Администрация
Просмотров: 4022 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.5/2 |
Всего комментариев: 1
1  
Занятно. Ждем новых сообщений на эту же тему :)

Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52842)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39774)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27977)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27870)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27060)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26791)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz