Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 21.09.2017, 20:53

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Организация проектно-исследовательской деятельности в общеобразовательных учреждениях [2]
Организация проектно-исследовательской деятельности в дошкольных образовательных учреждениях [5]
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке [24]
на уроке русского языка и литературы, физики, химии, биологии, иностранного языка, истории и обществознания, музыки и других
Организация проектно-исследовательской деятельности во внеклассной работе [5]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исследовательская деятельность в ОУ » Организация проектно-исследовательской деятельности в дошкольных образовательных учреждениях

Использование метода проектов для развития восприятия музыки у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста
[ ] 08.07.2009, 10:53
Ирина Юрьевна Жуйкова,
музыкальный руководитель
МДОУ детский сад комбинированного вида
№ 4 пгт. Вахруши Слободского района,
e-mail: zhujirina@yandex.ru

Проектный метод обучения является для дошкольных учреждений инновационным и актуальным, так как он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Успешное применение метода проектов в обучении дошкольников во многом обусловлено особым взаимопроникновением разных разделов программы друг в друга. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно – эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов и музыкантов.
Вариативность использования метода проектов предполагает полную интеграцию (один из приоритетных разделов интегрируется со всеми другими разделами программы); частичную интеграцию (одно из направлений интегрируется в другое); интеграцию дополнительного образования и  воспитательно-образовательного процесса.
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:
1.    Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2.    Развитие познавательских способностей;
3.    Развитие творческого мышления;
4.    Развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте:
1. Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
2. Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
3. Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте:
1. Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
2. Развития умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
3. Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
4. Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
В целом метод проекта можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели. Подробнее вы можете познакомиться с методом проекта на примере конспекта музыкального занятия из серии проектных занятий по теме «Знакомство с морскими животными».

Занятие «На морском дне»
старшая подготовительная группа

Задачи: развитие коммуникативных навыков; развитие творческого мышления; развитие целостного восприятия музыкального произведения; развитие способностей элементарного анализа музыкального произведения; повторение морских животных; знакомство с техникой граттаж.

Ход занятия
(под фонограмму шума моря дети заходят в зал, оформленный под морское дно)

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите какие чудеса произошли в нашем детском саду, сегодня утром здесь я оставила блюдечко с волшебной водой, и, посмотрите, она каким-то чудесным  образом превратила наш зал в подводное морское царство! (дети осматривают зал).
Посмотрите, как изменилось все вокруг. Вы знаете, в жизни человека тоже постоянно происходят изменения, например, очень часто меняется настроение. Только что  мальчик или девочка были грустными, но вот они улыбнулись, грустное настроение куда-то исчезло, и они стали веселыми. Вот и наше морское царство целый день не может все время находиться в одном и том же настроении. Сейчас мы попробуем почувствовать эти волшебные перемены. А помогать нам в этом будет музыка. И вы через движения покажете мне и нашим гостям, как от изменения характера музыки меняется настроение воды.

Музыкально – ритмическая импровизация
«Старинная французская песенка» П. Чайковский
(после импровизации дети садятся на стульчики)

Музыкальный руководитель: Я до сих пор еще удивляюсь, какие чудеса произошли сегодня в нашем детском саду. Какое красивое морское царство: посмотрите: вот это морские водоросли; приветливые  и ласковые волны гуляют по морскому дну; смешные, озорные воздушные пузырьки плавают на поверхности; и даже удочки со сверкающими, но острыми крючками закинули рыбаки в море, чтобы…. Ой, а вам не кажется, что в нашем подводном царстве чего-то не хватает? Как – то пусто вокруг! (дети отвечают, что нет вокруг рыб и других морских жителей).
Что же получается! Здесь нет ни одной рыбки, ни одной медузы, ни морских звезд, ни крабов, ни маленькой улиточки! Ни кого! Такая красота вокруг, и никто из морских обитателей ее не видит! Ну вот я расстроилась…. Что же делать? Как сделать, чтобы в нашем прекрасном подводном царстве появились жители? (дети дают варианты ответов).
Музыкальный руководитель: Правильно, наше морское царство нужно обязательно сделать живым, шумным, радостным и веселым! И ведь я не случайно наш подводный мир все время называю волшебным: я думаю, что сегодня чудеса в нашем детском саду не закончились, чудеса в нашем детском саду продолжаются!
Сейчас нам с вами предстоит встреча с волшебством музыки. Музыка нам повстречается разная: и зависимости от характера звучащей музыки, в нашем подводном мире будут появляться разные морские обитатели. Вы готовы внимательно слушать? Помните: от того, как вы охарактеризуете музыкальный характер зависит: появится ли на нашем морском дне жители и какие!!!

«Марш» Д. Шостакович
(после прослушивания музыки дети ее характеризуют:
военная, солдатская, смелая, твердая, топающая, сильная, боевая)


Воспитатель:
Сильный, твердый,
Волевой, упорный.
Когда характер таким бывает
То важный краб по дну шагает.
         (воспитатель ставит краба на пол)

Музыкальный руководитель: А вот и следующий морской житель! (играет вступление песни, дети по вступлению отгадывают, что это рыбка)

Песня « Рыбка» музыка Т. Попатенко
Воспитатель:  
Песенка нам слышится,
Плавники колышутся.
Вот золотая рыбка,
Она быстра и гибка!
(воспитатель подвешивает рыбку к гелиевому шару, таким образом создается впечатление, что рыбка плавает)

Музыкальный руководитель: Ну вот, в нашем царстве поселились крабы и золотые рыбки. Ребята, а вам интересно, кто еще из морских жителей появится у нас на морском дне? (дети отвечают) Тогда слушайте внимательно!

«Вальс» музыка П. Чайковского
(после прослушивания музыки дети ее характеризуют:
воздушная, солнечная, кружащаяся, легкая, игривая, порхающая, нежная)


Воспитатель:  
Легкая, воздушная, мягкая,
Солнечная, яркая.
Лучики золотые в волнах сверкают,
Медузы в царстве подводном  играют.
(воспитатель вешает медузу на гелиевый шар)

Музыкальный руководитель: 
Волшебство у нас продолжается,
Снова волны морские качаются.
Это звезды морские явились,
В танце они закружились.

Танец « Сны, сны» фонограмма
(после танца воспитатель вешает звезды)
(Фонограмма шума волн)

Музыкальный руководитель:
Посмотрите, как радостно и весело стало в нашем морском царстве. Но к сожалению, все чудеса когда – нибудь заканчиваются, и наше с вами увлекательное приключение подошло к концу.
Воспитатель: Как жаль!!! Мне бы очень хотелось, чтобы у нас в группе всегда было также красиво, как здесь!
Музыкальный руководитель: Тогда возьмите с собой вот этот волшебный аквариум (делает движение, словно зачерпывает воду, но дети замечают, что в нем нет рыб). Тогда возьмите в руки волшебные палочки! Видно волшебство все же еще не закончилось!!!
Дети под руководством воспитателя выполняют рисунок в стиле граттаж.

Используемая литература:
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждении. Пособие для руководителей и практических работников в ДОУ. – Москва, 2003.

Категория: Организация проектно-исследовательской деятельности в дошкольных образовательных учреждениях | Добавил: Администрация
Просмотров: 6068 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 3.0/4 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52841)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39773)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27972)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27869)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27059)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26790)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz