Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 22.09.2017, 07:32

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением [18]
Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся [66]
Проектно-исследовательская деятельность учащихся [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исслед. деятельность в образовании » Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением

Сотворчество в процессе театрализованной деятельности как одна из форм работы с родителями по адаптации детей раннего возраста
[ ] 15.12.2009, 14:19
Елена Леонидовна Белова,
заведующая МДОУ №175 г. Кирова

Основные трудности в работе с детьми раннего возраста возникают в период привыкания ребенка к режиму дошкольного учреждения. Ребенок впервые остается без мамы, с которой он чувствовал себя уверенно и защищено, поэтому находится в состоянии психологического напряжения. Неудивительно, что дети в период адаптации начинают болеть. Здесь как никогда необходима тесная работа педагогов и родителей.
Цель: Найти и организовать в ДОУ совместные формы работы с родителями, которые могли бы облегчить адаптацию ребенка.

Было принято  управленческое решение об организации данной деятельности в учреждении и наш коллектив приступил к сбору и обработке информации по этому направлению. Были выделены особенности раннего детства:
  • быстрый темп развития организма (ни в каком другом периоде детства не наблюдается такого быстрого увеличения массы и длины тела, развития всех функций мозга);
  • взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей (течение болезни и выздоровление в большей степени связано с настроением ребенка);
  • высокая степень ориентировочных реакций (ограничение в получении информации замедляет темп развития ребенка);
  • приобретение положительных эмоций (оказывают влияние на формирование познавательных способностей и является залогом становления личности);
  • в развитии детей раннего возраста ведущая роль принадлежит взрослому.
Так же следует отметить, что в ясельном возрасте малыш особенно жадно открывает для себя мир. Творческие возможности ребенка в это время несравненно выше творческих возможностей взрослых. Ему лишь не хватает знаний, которыми обладают взрослые. В этом возрасте ребенок фактически в основных чертах проходит путь всего человечества.

Нужно отметить, что создавая особым образом организованное для малыша жизненное пространство, мы решали две задачи:
  • создать психологический комфорт для ребенка (предоставление возможности максимального общения с родственниками, педагогами и детьми из дошкольных групп в условиях детского сада)
  • создать окружающую среду, которая способствует развитию речевых, физических, познавательных, социально-эмоциональных, эстетических, способностей малыша.
Были проанализированы материальная база, помещения в здании детского сада; педагогические кадры; существующие педагогические технологии и программы развития детей раннего возраста, а так же формы работы с ними в дополнение к основной программе Г.Г. Григорьевой «Кроха» и определены собственные субъективные возможности работы с детьми этого возраста.
Так в дошкольном учреждении имеются два зала - музыкальный и физкультурный, кабинет психологической разгрузки (комната психолога), группы имеют спальное помещение и игровую, существует медицинский блок). Развивающая среда позволяет организовывать занятия с раздаточным материалом в подгруппах.
В детском саду работают высококвалифицированные, творческие педагоги, способные внедрить и организовать работу в данном направлении.

Проанализированы различные варианты обучения детей раннего возраста, начиная с повышения педагогического мастерства самих родителей на базе ДОУ: «Клуб молодой семьи», темами которой стали советы по организации и проведению совместного досуга с детьми; изучение опыта работы детского сада г. Нововятска по организации групп кратковременного пребывания детей; работа центра перенатального развития по программе «Санотал» и сделан выбор в пользу программы Железновых «Музыка с мамой».
Наш детский сад посещают дети из социально неблагополучных, малообеспеченных семей. Они не готовы оплачивать дополнительные услуги, процент таких семей в учреждении составил, в среднем за три последних года, 32,5%.

Так сложилось, что в течение длительного времени коллектив творчески и детально работал по развитию театральной деятельности в детском саду. И пока мы не заявляем себя детским садом с приоритетом художественно-эстетического развития, данную особенность нельзя не отметить, т.к. именно она натолкнула на мысль о поиске дополнительной программы для работы с детьми раннего возраста. Дело в том, что проводимые ранее театральные недели в рамках детского сада отводили малышам роль зрителя, лишая их целого мира по подготовке к данному зрелищу. А это в свою очередь развитие коммуникативных возможностей, толерантности, речи, музыкальных способностей, получение положительных эмоций, так важных именно в этот период, и просто возможность провести свободное время с мамой и папой, изготовить вместе с ними костюм или атрибут.

В соответствии с инструктивно-методическим письмом Минобразования РФ от 24.03.2000г. №:65-23-16 «О гигиенических требованиях к максимально допустимой нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» данная совместная деятельность родителей, педагога и детей была «вписана» в годовой календарный учебный график МДОУ на 2009-2010 учебный год. Время проведения – 1 раз в неделю в каждой возрастной группе раннего возраста, длительность – 15 минут, допускалось увеличение длительности занятий по желанию и настроению детей. Чем младше дети, тем менее предпочтительна большая разница по возрасту (не более 6 месяцев). Оптимальным количеством являлось присутствие на занятии 5-6 пар (ребенок-взрослый). Приказом по детскому саду была обозначена дополнительная нагрузка на 0,25 ст. специалиста для работы по данной теме. В результате при количестве 7 групп, в штате 2 ставки музыкального руководителя. График работы специалиста, внедряющего новую технологию, составлен и организован таким образом, чтобы он мог максимально использовать свой творческий потенциал в работе с детьми и их родителями.

Местом проведения занятий стал музыкальный зал. Это дало возможность малышу вместе с мамой или папой совершать «экскурсии» по дошкольному учреждению, увидеть помещения и выставки, размещенные и проводимые в рамках ДОУ, познакомиться с сотрудниками и более взрослыми детьми, т.е. продемонстрировать новичку достоинства его нового мира, убедить, что он гораздо шире и интереснее.

Бывает так, что к нам приходит ребенок робкий, не ухоженный, мало к чему приученный, неактивный. Чаще всего это дети из семей, в которых ими не особо интересуются (вспомним, что таких у нас около 32,5%). Вот с такими, по нашему убеждению, нужно заниматься не только воспитателю и музыкальному руководителю, но и психологу, и инспектору по охране прав детства. Данные службы, в нашем случае, призваны активно убеждать и вовлекать родителей в жизнь ребенка. Занятия проводились в вечернее время, тем самым родителям предоставлялась возможность после рабочего дня провести время с ребенком поиграть, спеть или выучить новую песенку. Музыкальное направление выбрано было нами как способствующее общему, физическому, социальному и эстетическому развитию малыша средствами музыкально-игровой деятельности. Новизной внедряемой технологии является:
  • возможность проведения на ее основе, как отдельного курса занятий, так и сочетаемость с любой базовой программой,
  • сочетание традиционных подходов и использование современных технических средств обучения.
Исходя из специфики нашего дошкольного учреждения, коллектив не собирается останавливаться на месте. В планах дополнить (переработать) и адаптировать программу «Музыка с мамой» под театральную деятельность для яслей, и включить ее как часть рабочей программы по театральной деятельности ДОУ.
Хочется отметить, что первый опыт проведения совместных занятий дал положительную динамику. Выражался он в увеличении количества семей посещающих данные мероприятия. Хорошее настроение, положительные эмоции повлияли на уровень адаптации. Дети с радостью шли в детский сад, родители более спокойно стали оставлять своих малышей. Лучше узнав своих педагогов, изучив ДОУ изнутри, ушла лишняя нервозность в отношениях дети-родители-педагоги.

Налаживая преемственность между семейным воспитанием и воспитанием в дошкольном учреждении, мы не только обеспечиваем родителей необходимыми теоретическими знаниями и практическим материалом, но и формируем мотивацию у родителей для занятий с ребенком в семье.

Литература.
  1. Закон Российской Федерации «Об образовании».
  2. Сборник документов «Нормативно-правовая база дошкольного образования».
  3. Троян А.Н. «Управление дошкольным образованием».
  4. Материалы августовской конференции «Основные направления и перспективы развития муниципальных дошкольных образовательных
  5. учреждений», Киров, 2008.
  6. Журнал «Управление ДОУ» №4/2004, №1/2009.
  7. Алямовская В. «Ясли - это серьезно».
  8. Печера К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях».
Категория: Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением | Добавил: Администрация | Теги: родители, адаптация, психологический комфорт, совместная деятельность, театральная деятельность, развитие, ранний возраст, организация, педагог
Просмотров: 4394 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52842)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39774)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27977)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27870)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27060)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26791)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz