Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 22.09.2017, 07:37

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением [18]
Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся [66]
Проектно-исследовательская деятельность учащихся [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исслед. деятельность в образовании » Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением

Развитие познавательного интереса учащихся через разбор математических софизмов в рамках проектной деятельности
[ ] 07.12.2009, 15:09
Марина Николаевна Малыгина,
 учитель математики
 лингвистической гимназии г. Кирова,

Целью обучения математике в средней школе в современных условиях является обеспечение некоторого гарантированного уровня подготовки, отвечающего требованиям современного общества и закрепление математических знаний и умений, необходимых в практической деятельности для изучения смежных дисциплин и для продолжения образования. Использование новых методов и форм работы позволяет придерживаться принципов гуманизации и гуманитаризации образования. Это означает, что, обучая детей математике, необходимо учитывать их индивидуальные особенности, применять дифференцированный подход к каждому школьнику, усилить мотивацию обучения, используя эвристические приемы и методы научного познания, т.е. создать условия, побуждающие каждого ученика к активной творческой деятельности и обеспечить максимальную доступность учебного материала. Как показывает опыт работы, существует проблема утраты познавательного интереса учащихся к учению вообще и на уроках математики в частности.

Одним из решений данной проблемы является использование в курсе изучения математики математических софизмов, под которыми понимается умышленно ложное умозаключение, имеющее видимость правильного. Каков бы ни был софизм, он обязательно содержит одну или несколько замаскированных ошибок.
Особенно эффективна с точки зрения развития познавательной и творческой активности в урочной и внеурочной деятельности проектная работа по теме «софизмы». В ходе выполнения проекта учащиеся 7 класса знакомятся с понятием математического софизма, учатся видеть ошибки в математических доказательствах, методом логических рассуждений находят истину, учатся работать в группе, получают навыки работы с компьютером.

Дидактические цели проекта «В стране математических софизмов»: способствовать получению новых знаний и закреплению их на практике, способствовать развитию навыков работы в группе над решением единой проблемы, развитие логического мышления, памяти, внимания, сообразительности, познавательного интереса.
Методическими задачами проекта являются следующие: способствовать усвоению знаний о математическом софизме, научить школьников видеть ошибки в математических рассуждениях, совершенствовать навыки работы на компьютере.
В ходе работы над проектом учащиеся сами выдвигают основополагающий и проблемные вопросы.

Например: «Может ли человек изменить законы математики?

Проблемные вопросы:
4 рубля = 40000, 5=6! Так ли это -  докажи!
Сенсация! 2*2=5! Правда  или вымысел? 
Спичка вдвое длиннее телеграфного столба.
Расстояние от Земли до Солнца равно толщине волоска!
Школьники заняты в году 0 дней!  Когда же учиться?

Этапами осуществления проекта являются: формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований самими учащимися), выдвижение гипотез решения проблем, формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов, определение творческого названия проекта, обсуждение плана работы учащимися, обсуждение со школьниками возможных источников информации, самостоятельная работа групп, защита полученных результатов и выводов, оценивание результатов проекта школьниками и учителем, рефлексия ( разгадывание кроссворда), награждение грамотами.  
Творческие работы учащиеся оформляют  в форме презентации, публикации, кроссвордов, видеороликов, буклетов. Примеры софизмов.

Софизм «Когда же учиться?»
1. По ночам занятий нет, половина суток свободна. Остаётся:
                    365-182=183 дня.
2. В школе ученики занимаются половину дня, значит, вторая половина (или четвёртая часть суток) может быть свободна. Остаётся:
                 183-183:4=137 дней.
3. В году 52 воскресенья. Из них на каникулы приходится 15 дней, таким образом, выходных в учебном году        52-15=37 дней.
      Итого остаётся 137-37=100 дней.
4. Есть ещё каникулы: осенние (5 дней), зимние (10 дней), весенние (7 дней), летние (78 дней).
              Всего 5+10+7+78=100 дней.
5. Итак, школьники заняты в году
                 100-100=0 дней.
                Когда же учиться?!
Открытие! 2*2=5! Верно ли это?

Гипотеза:
Это противоречит таблице умножения!
Ошибочное заключение!
Доказательство:    2*2=5!
1.Возьмём верное равенство 4:4=5:5
2.Вынесем за скобки общий множитель 4*(1:1)=5*(1:1)
3.Считаем, значение выражения в скобках. Оно равно 1.
4.Вывод: 4=5 или 2*2=5!
В чём ошибка?
Проект «В стране математических софизмов» способствует повышению строгости математических рассуждений, содействует более глубокому уяснению понятий и методов математики,  развивает логическое мышление. Обнаружить ошибку в софизме – это значит осознать её, а осознание ошибки предупреждает от повторения её в других математических рассуждениях. Разбор софизмов помогает сознательному усвоению изучаемого материала, развивает наблюдательность, вдумчивость, критическое мышление, познавательный интерес, творческую активность.

Список литературы
  1. Нагибин,Ф.Ф. Математическая шкатулка: пособие для учащихся/ Ф.Ф. Нагибин, Е.С.Канин. -  М.: Просвещение, 1984.-160 с.
  2. Олехник, С.Н. Старинные занимательные задачи/ С.Н. Олехник. – М.: Наука, 1985. – 158 с.
  3. Брадис, В. М. Ошибки в математических рассуждениях/ В.М. Брадис. - М.: Просвещение, 1999.- 210 с.
  4. Шейнина,О.С. Математические занятия школьного кружка/ О.С. Шейнина, Г.М.Соловьёв. – М.: Просвещение, 2003.- 280 с.
Категория: Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением | Добавил: Администрация | Теги: гипотеза, познавательный интерес, софизм, логические рассуждения, творчество, критическое мышление, проект, творческая активность, проблемный вопрос
Просмотров: 2943 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/4 |
Всего комментариев: 1
1  
I want to send you an award for most helpful inertnet writer.

Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52842)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39774)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27977)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27870)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27060)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26791)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz