Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 21.11.2017, 07:21

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением [18]
Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся [66]
Проектно-исследовательская деятельность учащихся [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исслед. деятельность в образовании » Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением

Проектирование педагогической диагностики
[ ] 14.12.2009, 14:10
Ольга Леонидовна Короткова,
старший преподаватель
кафедры физики и информатики
ГОУ ВПО Кировская государственная
медицинская академия Росздрава, г. Киров,
e-mail:kol.kei@rambler.ru
 
Одной из наиболее актуальных проблем современного образования является проблема педагогической диагностики.
Особую актуальность педагогическая диагностика приобретает в научно – исследовательских объединениях учащихся. Это связано с тем, что в научных объединениях занимаются, как правило, учащиеся, которые отличаются, друг от друга по возрасту, уровню воспитания, развития, обученности и эрудиции, мотивации занятиями исследовательской деятельностью, направленности исследовательских интересов и, наконец, по доступности к информационной среде.
Именно в этой ситуации педагогическая диагностика в полной мере позволяет реализовать свои цели: оптимизировать процесс индивидуального обучения; определить результаты деятельности участников процесса обучения; определить качество образования; свести к минимуму возможные ошибки в процессе обучения.
Эффективность технологии педагогической диагностики зависит от ее целенаправленности и комплексности. Комплекс диагностических методик включает в себя: определение уровня обучаемости; определение уровня обученности; определение уровня усвоения системы знаний; определение уровня готовности к самостоятельной работе. Поэтому очень важно правильно спроектировать систему диагностических и аналитических материалов для данного процесса.
Целью моей деятельности по применению технологии педагогической диагностики в работе научного объединения учащихся стало проектирование системы мониторинга процесса обучения.
Задачи, которые были поставлены для реализации этой цели: проектирование диагностических материалов, которые обеспечат непрерывный мониторинг качества процесса обучения и рациональной коррекционной работы; разработка методики и технологии анализа результатов мониторинга.
Остановимся подробнее на проектировании методик диагностики основных уровней процесса обучения (концепция методик диагностики разработана проф. Г.А. Русских).
1. Диагностика определения уровня обучаемости. Проводится в начале учебного года с вновь начинающими заниматься в объединении. Ее цель – определить уровень восприимчивости школьников к обучению.
Диагностические материалы для самостоятельной работы учащихся, которая может быть устной или письменной, состоят из четырех заданий. Задания должны быть подобраны таким образом, чтобы проверить уровень основные элементов, характеризующих способность учащихся к восприимчивости.

Проверяется:Постановка задания:
Воспроизведение
Повторить то, что узнали на занятии.
Осмысление
Ответить на вопросы по вновь изученному материалу.
Практические умения и навыки
Выполнить задание по образцу.
Умения делать перенос
Выполнить задание в новой ситуации.

Если выполнены все 4 задания, то учащийся находится на самом высоком уровне обучаемости, если 3 задания – на втором уровне, и если 2 и менее заданий выполнены верно – учащийся имеет низкий уровень обучаемости и без дополнительной подготовки не может заниматься исследовательской деятельностью.

2. Диагностика определения уровня обученности. Проводится со всеми учащимися в начале учебного года и с вновь начинающими заниматься в объединении. Цель – выявить владение учащимися базовыми знаниями, умениями и навыками, необходимыми в рамках образовательного процесса объединения; спроектировать программу коррекции познавательной деятельности каждого учащегося.
Обученность – это реально усвоенные знания, умения и навыки. Выделяют пять уровней обученности, в соответствии с которыми и проводится диагностика учащихся: 1) различение; 2) запоминание; 3) понимание; 4) умения и навыки; 5) перенос.
      Тест для определения уровня обученности должен содержать вопросы и задания на выявление этих уровней в соответствии с классом, в котором учится участник объединения:

Уровень обученностиПостановка вопроса или задания
1 уровень - различение
Назови, выбери, сопоставь...
2 уровень – воспроизведение
Напиши, воспроизведи, начерти, нарисуй...
3 уровень – понимание
Почему, зачем, выдели, обобщи, установи связи...
4 уровень – умения и навыки
Примени формулу, выполни по правилу, сопоставь, какие свойства характерны...
5 уровень – перенос
Выведи, реши проблемную задачу, придумай, смоделируй..

3. Диагностика определения уровня усвоения системы знаний. Проводится по окончании учебного полугодия, года, после изучения отдельной темы, выполнения учебных исследований. Цель – выявить уровень усвоения учащимися системы знаний по теме; спроектировать программу индивидуальной коррекции познавательной деятельности каждого учащегося.
Знания – один из основных элементов содержания образования, в котором выделяют два блока: эмпирический (термины, цифры, факты, представления) и теоретический (понятия, причинно-следственные связи, закономерности, законы, теории). Так как любой обучающийся овладевает лишь частью знаний, важно, чтобы осваивались разнообразные области знаний, составляющие основы науки и социальной деятельности учащегося.
Тест для определения уровня усвоения системы знаний должен содержать систему вопросов, отражающую логику построения системы знаний по данной теме:

Знания
Уровень системы знаний
Постановка вопроса или задания
Эмпирические
Термины
Выбрать правильный ответ, назвать, перечислить...
Цифры и факты
Когда, сколько, какие цифры и факты подтверждают, каковы основные черты...
Представления
Дать описание, рассказать о...
Теоретические
Понятия
Дать определение, что такое...
Причинно – следственные связи
Что произойдет, если...? Каковы причины...? Почему?
Закономерности
Как зависят, каковы взаимосвязи...?
Законы
Сформулировать закон, когда применяется этот закон, подтвердить действие закона на примере...
Теории
Рассказать о теории. Объяснить с позиции теории...

4. Диагностика уровня готовности учащихся к самостоятельной работе. Цель – определить уровень владения умениями самостоятельно работать с основными источниками информации, спроектировать программу коррекции познавательной деятельности каждого учащегося.
Проводится, как правило, в процессе занятий. Учащимся выдаются для самостоятельной работы задания на выявление владения репродуктивными и творческими умениями:

1 часть – репродуктивные умения
Отобрать основное содержание материала.
Закодировать учебную информацию в форме карты памяти или краткого конспекта.
Сконструировать репродуктивные вопросы и ответить на них.
2 часть – творческие умения
Сконструировать проблемные вопросы и ответить на них.
Оценить свою работу и работу других учащихся (партнеров).
Планировать групповую работу и корректировать работу партнеров.
Рационально распределять время в процессе самостоятельной работы.

При проверке результатов самостоятельной работы определяется уровень познавательной самостоятельности каждого учащегося. Если у учащегося сформированы умения и первой и второй частей диагностики, то он может самостоятельно выполнять задания разного, а не только репродуктивного, уровня сложности. Именно это и является основной целью работы научно - исследовательского объединения.
Комплексное применение диагностики позволяет подходить к построению процесса образования на индивидуальном уровне, что способствует повышению уровня обучения студентов и их самооценки.
Современному школьнику требуется умение управлять своей образовательной деятельностью на рефлексивной основе, для этого ему самому необходимо овладеть диагностическими навыками самоконтроля и самооценки. Систематическое и целенаправленное осуществление педагогической диагностика дополняет компетентность учащегося знаниями и навыками методологического характера управления процессом самообразования.

По результатам каждого этапа мониторинга заполняются аналитические таблицы, которые учитывают выполнения каждого из заданий каждым обучающимся. Таблицы конструируются таким образом, чтобы они могли дать наглядную картину результатов выполнения всех заданий отдельным учащимся и каждого задания всей группой обучаемых. Этот анализ позволяет своевременно корректировать процесс обучения на каждом его этапе как в объединении в целом, так и у отдельных учащихся.
Работа по внедрению мониторинга в образовательный процесс научного объединения учащихся позволяет сделать следующие выводы.
Педагогическая диагностика осуществляется при помощи специальных методик, которые позволяют получать информацию для планирования и дальнейшей коррекции образовательного процесса, а также может рассматриваться как средство выявления качества обученности учащегося.
Задача педагога – грамотно спроектировать весь комплекс тестовых и самостоятельных заданий и проводить регулярный и систематический анализ результатов диагностики.
Категория: Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением | Добавил: Администрация | Теги: уровень обучаемости, диагностические материалы, педагогическая диагностика, аналитические таблицы, качество образования, проектирование, обученности
Просмотров: 6461 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 4.7/3 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52955)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39945)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28048)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27936)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27160)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27120)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26921)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz