Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 21.09.2017, 20:52

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением [18]
Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся [66]
Проектно-исследовательская деятельность учащихся [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исслед. деятельность в образовании » Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением

Практико-ориентированный проект «От здорового языка – к здоровому образу жизни»
[ ] 02.12.2009, 16:08
Валентина Николаевна Пономарёва,
учитель биологии,
Татьяна Михайловна Плюснина,
Нина Валентиновна Ширяева,
Светлана Васильевна Дружинина,
Тамара Зосимовна Шувалова,
учителя русского языка и литературы
МОУ СОШ №2,
г. Луза Кировской области

В районе увеличивается количество школьников, употребляющих психоактивные вещества (ПАВ), что ведёт к снижению общей культуры молодёжи, в том числе и культуры языка. Это пагубно и для отдельных людей, и для общества в целом.
Формировать осознанное неприятие порочных пристрастий помогают уроки русского языка и литературы. Но этого недостаточно. Необходимо ввести целенаправленную работу по формированию культуры речи, так как «культура речи – неотъемлемая часть общей культуры человека». Так мы пришли к формулировке проблемного вопроса.

Проблема:
Повышение культуры речи учащихся как один из факторов преодоления и профилактики вредных привычекучеников.

Конечной целью проекта:
  • формирование у школьников установки на здоровый образ жизни;
  • привитие им культуры речевого поведения и коммуникативной компетентности;
  • обогащение и активизация их словарного запаса;
  • интеграция процесса приобщения книжной и полноценной эмоциональной культуре;
  • повышение психолого-педагогической культуры родителей.
Задачи:
  1. Проанализировать литературные источники по теме.
  2. Изучить состояние проблемы в школе.
  3. Наметить пути решения проблемы.
  4. Организовать профилактический лекторий для учащихся и их родителей.
  5. Выпустить информационные бюллетени.
  6. Создать ученические проекты.
  7. Обсудить результаты.
Выход на гипотезу:
Известный русский философ Н.Бердяев писал: «Слова имеют огромную власть над нашей жизнью, власть магическую, мы заколдованы словами и в значительной степени живём в их царстве». Это утверждение Бердяева подтвердили современные учёные. В институте квантовой генетики было обнаружено, что ДНК реагирует на нашу речь! Что воздействие брани равносильно радиационному облучению в 10 – 40 тысяч (!) рентген: рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы.

Отсюда вытекает гипотеза:
Если систематически поддерживать языковую культуру школьников, то это будет содействовать здоровому образу жизни.
 
Работа по реализации проекта

Проект «От здорового языка – к здоровому образу жизни» был разработан и реализуется в МОУ СОШ №2 г. Лузы.

Работа над проектом рассчитана на 2 года и разбита на этапы.
С целью выявления проблемы и определения цели на первом этапе было проведено анкетирование среди учащихся 4 – 11 классов. Результаты анкетирования показали, что уровень коммуникативной компетенции школьников недостаточно высок, у большинства учащихся не сформирована привычка культуры общения.
Данные анкетирования были обсуждены на педсовете, ШМО учителей русского языка и литературы, на родительских собраниях и на заседании научного общества школьников.
Были рассмотрены различные варианты решения выбранной проблемы.

Решено реализовывать проект по этапам:

1 этап – с марта 2007г. по июнь 2007г.
Информационно-поисковая работа, которая включает в себя работу с каталогами (Составление списка книг по культуре речи), презентацию книг по культуре речи, оформление стендов в кабинетах русского языка и литературы; подготовка докладов о выдающихся лингвистах, выпуск общешкольной стенгазеты, проведение педсовета на тему «Речевая культура человека – зеркало его духовной культуры»; проведение беседы, классных часов среди учащихся 1 – 11 классов, диктанта для учителей школы, систематизация материалов, включающих высказывания выдающихся людей о языке; составление программ элективных курсов по культуре речи с 5 по 11 класс.

2 этап – с сентября 2007 г. по декабрь 2007 г.
Внедрение в практику работы элективных курсов по культуре речи; проведение классных часов с привлечением лекторской группы; осуществление руководства над составлением индивидуальных проектов школьников по данной проблеме.
 
3 этап – с января 2008г. по май 2008 г.
Подготовка иллюстративных материалов по результатам проекта; презентация ученических проектов.
 
В ходе выполнения проекта учителям русского языка и литературы была проведена большая работа, в которую вовлечены учащиеся школы, работники библиотек, ветераны педагогического труда, учителя- предметники, родители.
С большим интересом старшеклассники восприняли материал лекции «Говори правильно» Заслуженного учителя школ РСФСР, ветерана труда, Почётного гражданина г. Лузы, автора книг по истории города, по истории народного образования и др. В.И. Нечаева.
Большую роль в привлечении школьников к проблеме сыграла беседа «Как наше слово отзовётся», проведённая работниками центральной библиотеки Заикиной Г.Г. и Ширяевой Г.А.
Учащиеся активно участвовали в сборе и оформлении материалов о русских лингвистов, в оформлении стендов, стенгазет, презентации книг по культуре речи.
Большую заинтересованность в проблеме проявили учителя школы в ходе проведения педсовета «Речевая культура человека – зеркало его духовной культуры». Результаты анкетирования заставили задуматься не только учителей русского языка и литературы, но и учителей других предметов, а проведённый для учителей диктант стал предметом ещё более серьёзных раздумий.
Учителя пришли к выводу, что необходимо возобновить работу по единому речевому режиму. Одним из решений педсовета стало принятие «положение о единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, учителей, к проведению письменных работ и проверке тетрадей».
Рекомендовано учителям-предметникам вести работу над необходимым терминологическим минимумом по предметам. Проведены родительские собрания, где обсуждены итоги анкетирования и приняты решения о необходимости повышения культуры общения в семье.
На занятиях по основам проектной деятельности учащиеся 5, 9, 10 классов работали над темами:
  • 5 класс - сбор информации (работали с картотеками в трёх библиотеках города и составили список книг по культуре речи), провели презентации книг по культуре речи.
  • 9, 10 классы – осваивали алгоритм написания исследовательских работ и проектов по проблеме.
Мероприятия, проведённые в ходе проекта, заинтересовали учителей, родителей и учащихся и помогли вовлечь их в решение проблемы. Это дало основание продолжить работу над проектом.
Продуктами проекта стали: выпуск стенгазеты, оформление классных стендов, презентация книг доклады о лингвистах, статья в газету «Северная правда», родительские собрания, конференция по презентации ученических мини – проектов, разработка факультативов по культуре речи.
Проведённые мероприятия показали, что систематическая работа в данном направлении способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни, прививает им культуру речевого поведения и коммуникативной компетентности, обогащает и активизирует их словарный запас, повышает психолого-педагогическую культуру родителей.
 
Литература
  1. Буканова М.С. Дар слова. [Текст]/ М.С.Буканова // Читаем, учимся, играем. - 2006. - №2. - С.84-85.
  2. Галактионова А.Ф. Страна Лингвиния. Знакомство с книгой о русском языке «На берегах Лингвинии» 5-6 классы. [Текст]/ А.Ф.Галактионова //Читаем, учимся, играем. - 2006. -№11.- С.61 -63.
  3. Дорохов А.А. Это стоит запомнить. [Текст]/ А.А.Дорохов. - М.: Дет. лит., 1969. - Гл.6.: Разговор о разговоре. - С.64-74.
  4. Жаров Л. О чистых и грязных словах. [Текст]/ Л.Жаров, С.Ермакова //Большая перемена. - 1997. - №12. - С.6-7.
  5. Карпухина М.В. Давай с тобой поговорим. [Текст]/ М.В.Карпухина //Читаем, учимся, играем. - 2006. - №6. - С.69-71.
  6. Конждрашова Е.М. Славлю тебя, русский язык. [Текст]/Е.М.Кондрашова, Е.М.Силецкая // Школьная библиотека. - 2007. - №1. -С.88-93.
  7. Куликова Р. Слова-обманщики [Текст]/ Р.Куликова // Читайка. - 2006. -№9. - С.34-36.
  8. Кузнецов А. Было почетным, стало обидным. [Текст]/ А.Кузнецов //Простоквашино. - 2004. - №5. - С.8.
  9. Монина В.А. Сила слова. [Текст]/ В.А.Молина // Читаем, учимся, играем. - 2006. - №12. - С.68-71.
  10. Молина В.А. Язык мой - друг мой. [Текст]/ В.А.Молина // Школьная библиотека. - 2007. - №2. - С.76-79.
  11. Панкеев И. Почему мы так говорим. [Текст]/ И.Панкеев // Читайка. -2006.-№8.-С.34-35.
  12. Просекова О.А. Почему мы так говорим. [Текст]/ О.А.Просекова. //Читаем, учимся, играем. - 2007. - №1. - С.58-59.
  13. Сгибнева Е.П. Классные часы в выпускных классах. [Текст]/Е.П.Сгибнева. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005 - Классный час. №9:Умеете ли вы общаться. - С.270-278.
  14. Чипахина Т.Н. Как слово наше отзовется. [Текст]/ Т.Н.Чипахина. //Читаем, учимся, играем. - 2006. - №3. - С.80-83.
  15. Шарапова Т.Н. Доброе слово железные ворота отворяет. [Текст]/Т.Н. Шарапова. - 2006. - №9. - С.88-89.
  16. Шемшурина А.И. Этическая грамматика. 3-й год обучения.6 метод. пособие для учителей нач. школы. [Текст]/ А.И. Шемшурина. - Киров, 1991. -Занятие 4.: Чистый ручеек нашей речи. - С.24-26.
 
Приложение
1. Положение о единых требованиях к устной и письменной речи учащихся и учителей.
2.Анкеты и результаты анкетирования о культуре речи.
3. Педсовет на тему « Речевая культура человека – зеркало его духовной культуры»
4. План проведения мероприятий по реализации проекта «От здорового языка – к здоровому образу жизни»:
  • составление картотеки книг по культуре речи;
  • сменная выставка книг в библиотеке;
  • подготовка памяток по культуре речи;
  • анкетирование с 4 – 8 классы «Как вы относитесь к сквернословию», 9 – 11 классы «Как вы относитесь к речи окружающих»;
  • выпуск общешкольной газеты к Году русского языка;
  • оформление высказываний лингвистов о красоте русского языка;
  • презентации книг по культуре речи;
  • оформление материалов о лингвистах, о Д.С. Лихачёве;
  • подготовка и проведение диктанта с учителями школы;
  • классный час – практикум в начальной школе «У меня зазвонил телефон;
  • выступление Заслуженного учителя школы РСФСР, Отличника Просвещения, Почётного гражданина г. Лузы В.И. Нечаева перед учащимися 9, 11 классов с беседой «Говори правильно»;
  • педсовет «Речевая культура человека – зеркало его духовной культуры»;
  • оформление буклета «Речь и этикет»;
  • беседа для учащихся « Как наше слово отзовётся»;
  • конкурс знатоков русского языка.
5. Открытые мероприятия:
  1. классный час «С верой в Россию», посвящённый юбилею Д.С. Лихачёва;
  2. беседа Заслуженного учителя школы РСФСР, Отличника Просвещения, Почётного гражданина г. Лузы В.И. Нечаева перед учащимися 9, 11 классов с беседой «Говори правильно»;
  3. презентация книг по культуре речи.
6. Материал к беседе «Как наше слово отзовётся» использован лекторской группой на классных часах, проведённых в Неделю русского языка.
7. Список мероприятий, проведённых совместно с центральной библиотекой имени В.А. Меньшикова:
  • конкурс знатоков русского языка (8-11 класс);
  • урок этикета « Давайте говорить друг другу комплименты(8-9 классы)
  • исследовательский час «Почему мы так говорим?» (вятские и лузские диалекты 6-8 классы).
8. Оформление кабинетов к Году русского языка.
9. Статья из газеты «Северная правда» «От здорового языка – к здоровому образу жизни».
10. Программа факультатива «От кириллицы к современному русскому письму» (по истории русского языка для учащихся 5-6 классов).
11. Протокол родительского собрания в 10 классе на тему «От здорового языка – к здоровому образу жизни».
 
Категория: Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением | Добавил: Администрация | Теги: Презентация, речь, биология, исследовательский час, здоровый образ жизни, культура речи, этикет, исследование, поисковая работа
Просмотров: 3306 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52841)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39773)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27972)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27869)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27059)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26790)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz