Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 21.09.2017, 20:53

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением [18]
Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся [66]
Проектно-исследовательская деятельность учащихся [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исслед. деятельность в образовании » Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением

Опыт организации научно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях учреждений дополнительного образования детей
[ ] 14.12.2009, 12:47
Елена Борисовна Веселкова,
зам. директора по УВР,
педагог дополнительного образования,
МОУ ДОД "Станции юных техников г. Кирова"
lena_veatka@mail.ru

Основная миссия системы дополнительного образования заключается в создании условий для успешной социализации обучающегося, для его всестороннего развития, саморазвития и самоопределения. В прошлом учебном году на базе музея Военно-морского флота МОУ ДОД "Станции юных техников г. Кирова" был создан городской поисково-исследовательский клуб "Эврика". Организация данного клуба была направлена на развитие и совершенствование поисково-исследовательской работы школьных городских музеев и исследовательской работы учащихся, оказания методической помощи школьникам и их руководителям. Не каждый педагог, руководитель музея имеет возможность теоретически и практически заниматься обучением детей исследовательской деятельности с привлечением квалифицированных специалистов. Данный клуб имел целью помочь учащимся получить необходимые знания и умения по организации своей исследовательской работы на базе музея или в любой другой учебной, творческой деятельности.  Поэтому основной курс, по которому обучались все члены клуба - это "Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся". Ведь главное научить ребенка определенным алгоритмам построения исследовательской деятельности и требованиям к ее оформлению, а потом данные знания учащийся сможет использовать в творческой работе любой тематики и сложности. Помимо этого, ребята имели возможность пройти обучение и по другим спецпредметам, дающим знания, помогающие в грамотной организации своего исследования, его оформления и подготовки к публичной защите. Обучающиеся могли выбрать курсы по следующим темам: практическая логика, практическая риторика (техника публичного выступления), работа с текстом (эффективные техники анализа текста), фотодело, практическая психология, основы компьютерной грамотности (подготовка презентаций), информационная грамотность (работа с литературой; работа в архиве, в библиотеке с каталогами и т.д.). К проведению данных спецпредметов были привлечены разные специалисты.

Следующим этапом работы над решением  проблем по организации исследовательской деятельности с учащимися стал выпуск в 2008 году на СЮТ учебно-методического пособия для педагогов "Организация исследовательской деятельности обучающихся в системе дополнительного образования детей". В данном пособии мы постарались отразить все вопросы, касающиеся организации исследовательской работы с обучающимися. Для учащихся, занимающихся спецпредметом "практическая логика", была выпущена специальная рабочая тетрадь. В ней даются теоретические знания по основным темам курса и практические задания для работы на учебных занятиях и для самостоятельного обучения.
В этом учебном году поисково-исследовательский клуб "Эврика" продолжил свою работу, но программа его несколько изменилась. Обучение по ней предполагается не год, а два года. Но также планируется итоговая работа с защитой и презентацией исследования на Станционной конференции.

Надо отметить, что обучение детей исследовательской деятельности организованы в разных детских объединениях. Например, программа детского клуба "Юный гид-экскурсовод" предполагает создание условий для профессиональных проб, знакомства учащихся с основами профессии экскурсовода, которая предполагает и исследовательскую деятельность в создании авторских экскурсий и мероприятий. Работа клуба организована на базе музея ВМФ «Станции юных техников г. Кирова» (далее СЮТ), где имеется материально-техническая база для проведения теоретических и практических занятий с обучающимися. В работе с учащимися помимо изучения азов профессии экскурсовода и требований к данной специальности, практическое изучение и систематизация музейных материалов для подготовки и проведения авторских экскурсий и мероприятий, идет реализация разнообразных проектов социальной значимости. Большое внимание в работе с детьми в клубах уделяется патриотическому, духовно-нравственному воспитанию через изучение истории России и родного края, их исторических и культурных ценностей.

На протяжении двух лет воспитанники клуба являются участниками городского конкурса "Юный гид-экскурсовод". Данный конкурс, главным организатором которого является СЮТ, направлен на: 1) повышение интереса учащихся к истории и культуре России, родного края и города Кирова; 2)развитие творческой активности учащихся, потребности к самообразованию в  процессе работы над экскурсией; 3) организации  и проведения профессиональных проб для подростков, старшеклассников и учащейся молодежи в области экскурсоводческой деятельности.
В 2009 году в конкурсе  приняло участие 36 учащихся, некоторые из них приняли участие в двух номинациях "Лучший гид-экскурсовод" "Лучшая авторская разработка экскурсии", "Лучшая туристическая тропа г. Кирова" Экскурсии, которые проводились  конкурсантами, были очень разнообразны по тематике и содержали интересный краеведческий материал, некоторые  экскурсии были выстроены на основе исследований, которые проводились ребятами в течении не одного года.

Воспитанники СЮТ - Алексеенко Андрей подготовил заочную экскурсию, посвященную памятником военной техники в городе, а Мочалова Виктория по уникальному памятнику древней архитектуры Трифонову монастырю, оба стали победителями конкурса, в номинации "Лучшая авторская разработка экскурсии".
Многие экскурсии участников конкурса содержали архивные материалы. Так, например, экскурсия Марии Корпусовой "Исторические окрестности Вятской гуманитарной гимназии" (учащейся 9 класса Вятской гуманитарной гимназии) у всех вызвала неподдельный интерес - в ней использовались архивные данные, фотографии, рассказывающие о том, что когда-то в овраге Засора провинциального г. Вятки прошлого века цвели сады, где выращивались виноград, дыни и многое другое. И все это заслуга прекрасного знатока своего дела местного селекционера Антона Бенедиктовича Рудобельского, незаслуженно забытого после его смерти.
В начале прошлого века в городе Вятке было более 20 храмов и соборов. Многие из них после революции были разрушены. В своих экскурсиях ребята часто упоминали известный храм Александра-Невского, выполненный по проекту А. Л. Витберга, рассказывали о его архитектурных особенностях. Были экскурсии, посвященные и храмам нашего современного города. Например, экскурсии по женскому Преображенскому монастырю Смирновой Натальи и по церкви Иоанна Предтечи Бутюговой Ирины. Девушки поразили всех своими глубокими познаниями архитектурных особенностей этих храмов, которые были даны еще и в сравнении с другими церквями Кировской области. Такие знания не могли быть случайными. Руководитель Елькина Ольга Семеновна рассказала, что девушки занимаются данной исследовательской темой более трех- шести лет. Такие конкурсы дают возможность ребятам показать свои творческие достижения, представить свои результаты деятельности в разных областях знаний и проявиться теоретическим и практическим знаниям и навыкам, полученных на занятиях в разных детских объединениях и учебных занятиях.

Воспитанники клуба "Юный гид-экскурсовод" в прошлом учебном году стали разработчиками и участниками реализации социального проекта "Край наш родной, мои земляки". На базе данного проекта в июне 2009 года был организован профильно-трудовой лагерь "Факел". Главной целью проекта и работы лагеря стало воспитание качеств гражданско-патриотической личности через активную практическую деятельность. Так, например, ребята посетили Лобановское и Мезринское мемориальные захоронения. Там, в братских могилах, захоронены воины, умершие от ран и болезней в госпиталях г. Кирова во время и после Великой Отечественной войны. Все они записаны в памятную книгу-мемориал. Ребята провели сверку информации о моряках с книгой и выявили ряд неточностей, например: фамилий некоторых моряков не обнаружилось в списках на мемориальных досках или, например, Проценко Григорий Мамаевич назван красноармейцем, тогда как в книге-мемориал он - краснофлотец. Есть и другие неточности. Собранные сведения и материалы мы используем для работы и развития нашего музея.

Таким образом, исследовательская деятельность, которой занимаются ребята на базе разных детских объединений и разных творческих конкурсов, в которых участвуют воспитанники, позволяют проявиться их талантам, творческой индивидуальности и помочь одновременно в профессиональной ориентации.
Категория: Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением | Добавил: Администрация | Теги: проект, конкурс, спецпредметы, поисково-исследовательский клуб, саморазвитие, исследовательская работа
Просмотров: 2223 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52841)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39773)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27972)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27869)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27059)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26790)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz