Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 21.11.2017, 07:29

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением [18]
Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся [66]
Проектно-исследовательская деятельность учащихся [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исслед. деятельность в образовании » Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением

Модульное планирование как система поэтапного развитиятворческих способностей дошкольников
[ ] 30.11.2009, 14:48
Светлана Юрьевна Фетисова,
воспитатель МДОУ № 61 г. Кирова,
Нелли Евгеньевна Смертина,
воспитатель МДОУ № 61 г. Кирова
 
Идея модульного принципа была высказана директором НИИ дошкольного образования академиком Н.Н. Поддъяковым еще в 1973 году. Он предложил создать программу таким образом, чтобы конкретные знания, получаемые детьми, выстраивались вокруг центрального звена, основу которого составляют важнейшие связи и зависимости в той или иной области [3, с 7].
И только сейчас идея модульного принципа получила свое развитие в системе работы ДОУ, для педагогов и руководителей появились первые методические пособия.
Одной из целей нашей инновационной работы стала разработка модульного планирования по изобразительной деятельности.
 
Название модульного планирования связано с международным понятием «модуль», одно из значений которого функциональный узел, т.е. модульное планирование – это законченный блок информации.
Разработанное нами модульное перспективное планирование по изобразительной деятельности отражает современные требования в организации педагогического процесса, нацелено на формирование духовного мира детей путем приобщения к различным видам искусства и пробуждения их эмоционально-творческого начала.
В модульном планировании мы придерживаемся следующих принципов:
1) Принцип модульности:
·   Система обучения построена таким образом, чтобы содержание материала обеспечивало достижение намеченной цели;
·   Каждый модуль является законченным блоком;
·   В одном модуле интегрируются различные виды деятельности, формы ее организации; интегрированность подачи материала, что способствует более полной реализации творческих возможностей детей непосредственно в продуктивной деятельности.
2) Второй немаловажный принцип динамичности обеспечивает построение содержания модулей с учетом возрастных особенностей детей.
3) В планировании просматривается принцип системности, действенности при неразрывной связи с умениями на основе проблемного подхода.
4) Используется принцип вариативности в выборе объектов и способов его изображения, таким образом, каждый педагог может решить поставленную задачу в более удобной для него форме.
5) Немаловажен принцип дифференцированного подхода и резервности заданий, где ребенок использует резервы, адекватные его возможностям (система дополнительных заданий).
6) Актуальным при построении работы по модульному планированию, при выборе содержания является принцип гибкости, что обеспечивает возможность приспособления путей его усвоения к индивидуальным потребностям ребенка.
7) Принцип креативности – организации творческой деятельности, где педагог провоцирует и поощряет творческую активность детей, создает ситуации, в которых каждый ребенок становиться художником и творцом.
Структурной единицей педагогического процессав модульном планировании стал модуль занятий - это логическая нить, объединяющая группу занятий по различным видам деятельности. Каждый модуль одновременно законченный и целостный.
Отличительной особенностью модуля является наличие сюжета, который объединяет все занятия в единое целое. Сюжет ведет детей к конкретной цели, помогает реализовать творческие возможности непосредственно в продуктивной деятельности [3, с. 4].
Как и всякий законченный узел, модуль имеет тему, начало/ «завязку»/, основную часть и завершение. Темы модулей выстраиваются в соответствии с возрастом детей. Повторяясь из года в год, они наполняются новым содержанием на качественно новом уровне, при этом сохраняя, общий стержень (например: «Рыбы» - «Аквамир» - «Разные моря», «Веселый зоопарк» - «Животные на арене цирка» - «Фантастические животные», и т.д.).
В начале модуля знакомим детей с объектом через наблюдение, обследование, рассматривание, эстетическое восприятие. На данном этапе проходят экскурсии и наблюдения в природе, знакомство с образцами классического и изобразительного искусства, чтение художественной литературы и познавательного материала, игры на развитие мышления, восприятия, памяти и т. п.
В основную часть модуля входят занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием; задания-упражнения, эстетические игры, экспериментирование с различными художественно-изобразительными материалами и т. п.
Завершением модуля является выполнение, творческих заданий; оформление выставок, альбомов, композиций; фантазирование на предложенную тему и придумывание новых историй, организация спектаклей, театрализованных игр, праздников.
Разработанное нами модульное планирование можно брать с любого возрастного этапа, т.к. общая картинка представлений формируется в течение всего года. Планирование модулей чередуется в соответствии с сезонными явлениями природы и социально-бытовым календарем, в сюжетной тематике выстраивается параллель с другими предметами образовательного цикла / «Мир профессий», «Транспорт», «Знакомые лица», «Далекие миры» и др./
Модульное планирование дает возможность выбора:
  • педагогу решать поставленную задачу в более удобной для него форме;
  • детям обеспечивает системность подачи материала с учетом дифференцированного подхода и резервности заданий.
В модульном планировании даны ориентиры, но их можно изменять.
Значимое место в нашей работе по системе модульного планирования для достижения более высоких результатов занимают эффективные методы и приемы, и разнообразные формы организации работы с детьми. Мы предлагаем рассмотреть наиболее интересные из них на примере модуля «Хлебный»   
  • Для оптимизации общения, используем прием введения героя. В данном модуле это могут быть мышата Круть и Верть, Петя-петушок и колобок. Появление любимых героев оживляет общение, вызывает интерес и активизирует внимание детей.Прием «вхождения в картину» оживляет восприятие, будит воображение, позволяет детям попасть в атмосферу безграничного простора на репродукции картины И.И. Шишкина «Рожь».
  • Использование информационно-рецептивных методов способствует проявлению детской самостоятельности, новым открытиям – «эврика», активизирует всевозможные рецепторы (рассматривание, обследование хлебобулочных изделий, исследование их свойств и качеств).
  • Проведение эстетических игр помогает детям полноценно понять и вжиться в образ, проявить своё творчество (пластический этюд «Колоски в поле»).
  • Использование таких словесных методов и приемов как беседа о хлебе, отгадывание загадок, чтение стихов и поговорок дает возможность обратиться к личному опыту ребенка, вызвать в его памяти соответствующие ассоциации впечатлений и наблюдений.
  • Включение в продуктивную деятельность ситуации противоречия между героями, позволяет детям принять активное участие в решении проблемы, стать помощниками героев (например, спор между мышатами Круть и Верть; или, как колобку помочь не встретиться с хитрой лисой).
  • Экспериментирование с разнообразными художественно-изобразительными и пластическими материалами (знакомство со свойствами и технологией изготовления соленого теста, экспериментирование с цветом «Покатилось яичко к полю золотому…»).
  • Прием совмещения в работе элементов рисования, лепки аппликации способствует созданию более ярких и выразительных предметов детского творчества («Встречи колобка с лесными зверями»).
  • Разнообразные игры-задания, дидактические и эстетические игры и упражнения повышают у детей интерес к практической стороне изобразительной деятельности (например, «Что сначала, что потом» - путь хлеба от зернышка до булочки).
  • Выполнение творческих заданий развивает у детей способность к продуцированию новых идей и вариантов, к целенаправленным действиям и поиску, к обдумыванию замысла в различных видах деятельности («Как колобок пригласил друзей на свой день рождения», «Как мышка колосок нашла»).
  • Организация праздников, театрализованных игр, выставок формирует у дошкольников интерес к конечному результату детской деятельности.
 
Хотелось бы отметить положительные стороны модулей. Самое важное и ценное заключается в том, что модульное планирование позволяет интегрировать различные виды деятельности: эстетическую, сенсорную, умственную, нравственную, трудовую. Тематика модулей и их содержание отражают актуальные проблемы эстетического воспитания и художественной культуры детей. Система модульного планирования раскрывает специфику поэтапного развития творческих способностей дошкольников, дает возможность педагогам комбинировать разные формы и методы организации педагогического процесса. В модуле реализуется системно-деятельная модель обучения.
Авторы статьи надеются, что представленное модульное планирование вызовет практический интерес у педагогов-дошкольников, повысит эффективность организации образовательного процесса, обеспечит системность подачи материала с учетом дифференцированного подхода.
 
Литература
  1. Александрова Н.С., Дубровина М.А., Культурологическое образование детей трех-семи лет (на материале региональной истории и культуры).- Киров: Издательство ВГПУ, 2001.- 32с.
  2. Астафьева Н.А., Воробьева В.Т., Воробьева Н.П. и др.; сост. Доронова Т.Н., Дошкольникам о художниках детской книги.- М.: Просвещение, 1991.- 126с.
  3. Иванова А.И., Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2007.- 144с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
  4. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б., Программа эстетического воспитания детей 2-7. «Красота. Радость. Творчество». лет.- М.: Педагогическое общество России, 2002.- 128с.
  5. Комарова Т.С., Размыслова А.В., Цвет в детском изобразительном творчестве.- М.: Педагогическое общество России, 2002.- 144с.
  6. Куревина О.А., Селезенева Г.Е., Путешествие в прекрасное: Методические рекомендации.- М.: «Баласс», 1999. 446с.
  7. Фетисова С.Ю., Смертина Н.Е., Модульное перспективное планирование по изобразительной деятельности детей 4-5 лет.- Киров, 2003.- 47с.
  8. Фетисова С.Ю., Смертина Н.Е., Модульное перспективное планирование по изобразительной деятельности детей 5-6 лет.- Киров, 2003.- 56с.
  9. Фетисова С.Ю., Смертина Н.Е., Модульное перспективное планирование по изобразительной деятельности детей 6-7 лет.- Киров, 2003.- 48с.
Категория: Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением | Добавил: Администрация | Теги: родители, методы, формы, планирование, творчество, модуль, развитие, приёмы, дошкольник
Просмотров: 5018 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52955)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39945)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28048)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27936)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27160)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27120)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26921)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz