Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 25.11.2017, 03:07

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением [18]
Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся [66]
Проектно-исследовательская деятельность учащихся [3]
Статистика

Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исслед. деятельность в образовании » Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением

Исследовательская деятельность детей в детских объединениях эколого-биологической направленности
[ ] 16.11.2009, 09:37
Светлана Вадимовна Бусоргина,
заместитель директора по УВР,
Светлана Юрьевна Муравьева,
заведующая эколого-биологическим отделом,
Екатерина Николаевна Семина,
педагог дополнительного образования
ЦДЮТ «Радуга» г. Кирова

Во время обостряющегося экологического и экономического кризиса (мирового, территориального, регионального) перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе. Человек должен с детства научиться жить в согласии с природой, ее законами, принципами. Поэтому важным звеном современного обучения и воспитания является экологическое образование. В экологическом образовании выделяют три взаимосвязанных части:

- знание экологических законов, правил, теорий, научных фактов;
- эмоционально-эстетическое и нравственное восприятие природы, отношения к ней человека, осознание своего единства с природой;
- деятельность в реальных социоприродных ситуациях, связанных с решением экологических проблем.

Важно не только сформировать определенный объем экологических знаний, но и приобщить ребенка к реальной практической деятельности по изучению и сохранению природного окружения. В этом помогает правильная организация исследовательской деятельности детей.
К.А. Тимизярев говорил: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них практические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне, в сравнении с теми, кто этой школы не прошел».
В ходе исследовательской деятельности происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов, происходит самореализация личности.
В Центре детского и юношеского творчества «Радуга» г. Кирова занятия исследовательской деятельностью осуществляются в детских объединениях эколого-биологической направленности: «Экол», «Любители природы», «Эко-Бум». С целью методического обеспечения данного вида деятельности разработаны дополнительные образовательные программы детских объединений.
Исследовательская деятельность осуществляется на учебных занятиях, экологических практикумах, экскурсиях, в рамках походов по родному краю, и проведения экологических лагерей.
Любая исследовательская деятельность в детских объединениях эколого-биологической направленности сочетает в себе использование теоретических знаний и эксперимента, моделирование, посторенние плана исследования.
Первоначальные умения проведения исследования закладываются в ходе проведения практических и лабораторных работ при изучении отдельных тем программы.
В ходе деятельности используются разные методы экологического исследования: наблюдения, описания, сравнения, опыты или эксперименты, оценка состояния природного объекта, составление карт, схем.
Исследовательская деятельность в нашем учреждении начинается с младшего школьного возраста в детском объединении «Эко-Бум».
В рамках обучения по программе  широко используется такой метод обучения, как наблюдение. Во время наблюдений обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы. Наблюдения касаются природной среды (погода, животный и растительный мир, состояние различных природных объектов, сезонные изменения).
Опытно-эксперементальная работа осуществляется с объектами неживой природы. Воспитанникам предлагаются следующие опыты:

- изменение агрегатного состояния воды;
- фильтрация воды разными способами;
- поведение в воде и воздухе различных предметов;
- определение свойств воздуха;
- определение силы и направления ветра;
- определение запахов разных объектов с помощью аромобус;
- определение температурного режима окружающей среды.

Занятия по программе «Любители природы» проводятся на базе живого уголка, где представлены животные различных сред и условий местообитания.
Детям предоставлена возможность наблюдения за особенностями поведения разных животных, за изменениями в их развитии. На занятиях очень часто используется анализ художественных произведений с использованием эмпатийного приема «Представьте себе, что вы…» (на месте зверька, ребенка, человека – героя произведения).
Одной из форм исследовательской работы в данном объединении можно считать написание экологических сказок самими детьми. Например, «Друзья познаются в беде», «Тайное собрание», «Новый теремок».
В детском объединении «Экол» занимаются дети 12-14 лет. Основными объектами их исследований являются воздух, вода, почвы, различные экосистемы.
В работе с воспитанниками используются разные виды исследований:

- теоретические: изучение литературы, подготовка докладов и рефератов по рассматриваемой теме занятия. Например, при изучении темы «Охраняемые территории» были подготовлены доклады «Сохранение видового разнообразия в охраняемых зонах: проблемы и перспективы», «Типы и виды охраняемых территорий»;
- опытно-проблемные исследования – это самостоятельные работы по региональной и локальной тематике. Например, изучение типов почв в районе, галлообразующих видов, видового разнообразия лишайников, изучение чистоты р. Чумовица, экологического состояния системы прудов зоны отдыха Каркино (К.-Чепецкий район) и др.;
- системные комплексные исследования. Это работа по программе школьного экологического мониторинга, например, экологическая оценка территории школ № 66, №74, изучение и описание экосистем луга, леса и др.
 
Работая по единой программе, ребенок узнает экологические особенности своей местности, может определить степень ее загрязнения.  А главное предложить меры по улучшению экологического состояния  изучаемого микрорайона и принять посильную помощь для их устранения. Проведение коллективной исследовательской работы позволяет привлечь большее количество детей.
При организации коллективной исследовательской деятельности стараемся чтобы каждый ребенок чувствовал себя членом исследовательского коллектива. Подобные работы выполняются звеньями, в свою очередь, в звене каждый выполняет свою обязанность. Поэтому и итог успешного выполнения работы зависит от каждого.
Уровень развития детей, занимающихся в объединении разный, поэтому не каждый сможет написать «глубокую работу» с выводами, т.к. любая исследовательская работа требует серьезного осмысления, проработки большого количества материала и затрат времени. Исходя из этого большинство опытно-проблемных работ воспитанников детского объединения «Экол» проводятся в виде индивидуальных экспериментальных заданий и самостоятельных исследований по выбранной теме (темы обсуждаются  в начале учебного года).
На наш взгляд, ценностью исследования является:

- Деятельностный характер. Любое исследование, научное или учебное, требует постоянной, активной мыслительной деятельности;
- Творческий подход, Ребенок двигается новыми для него, нестандартными путями;
- Постоянная коммуникация в ходе исследования.

Позиция педагога при организации исследовательской деятельности – не учить, а помогать ребенку учиться, делая опору на его инициативу, его потребности в игре, общении, деятельности, обеспечивая тем самым ситуацию успеха.
Т.о. в результате целенаправленной организации исследовательской деятельности происходит развитие активного мышления личности, полученные знания переходят в более качественные умения и навыки. Ребенок, привыкший анализировать, оценивать, делать выводы сможет более быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и каким-то образом повлиять на изменение экологической обстановки в своем регионе, а может быть и во всем мире.
Категория: Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением | Добавил: Администрация | Теги: описание, оценка, наблюдение, методы, образование, позиция, Опыты, ценность, деятельность, сравнение
Просмотров: 2361 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.0/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52960)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39959)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28052)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27941)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27165)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27125)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26930)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz