Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 25.11.2017, 03:18

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением [18]
Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся [66]
Проектно-исследовательская деятельность учащихся [3]
Статистика

Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исслед. деятельность в образовании » Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением

Формирование у детей дошкольного возраста привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний
[ ] 18.11.2009, 12:41
Ольга Викторовна Петухова,
воспитатель МДОУ детский сад
общеразвивающего вида №79
города Кирова
 
 
Современная цивилизация
предлагает человеку для
здоровой и долгой жизни гораздо
больше возможностей, чем ограничений.
Нужно уметь ими пользоваться…
                                              Н. Амосов
 
В национальном проекте Правительства России уделяется внимание здравоохранению, так как у жителей России ежегодно регистрируется более 200 млн. различных заболеваний. Здоровье – это важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития, инициативы, сильной воли, дарования, природных способностей.
Причинами резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного возраста являются: падение уровня жизни, социальные потрясения, неблагоприятная экологическая обстановка в России; ухудшение состояния здоровья матери; стрессы; дефицит двигательной активности; массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; неполноценное питание и другое.
Здоровый образ жизни – это такой образ, при котором поддерживаются в здоровом состоянии, а при необходимости оздоравливаются все органы и системы организма. Он включает в себя эмоционально-психическое состояние, стрессоустойчивость, двигательную активность, ритмичность и безопасность жизни.
В основе моей работы лежат основные положения программы курса «Основы валеологии», созданной группой преподавателей ВятГГУ [1].
А что же такое валеология? Это наука о формировании, сохранении иукреплении здоровья.Наука о том, как жить сегодня, чтобы иметь шанс увидеть завтра.
Задача охраны и укрепления здоровья детей – одна из ключевых в системе общественного дошкольного образования. И поэтому актуальным является содействие пониманию детьми необходимости беречь свое здоровье в наше время.
Исходя из вышеизложенного, я поставила перед собой конкретные задачи:
·        дать детям доступные возрасту знания о рождении развитии человека, об устройстве организма, путях сохранения и укрепления здоровья;
·        способствовать формированию у детей привычку к здоровому образу жизни.
Диагностика знаний уровня детей по данной теме, подтвердила, что у дошкольников недостаточный объем знаний по вопросу укрепления своего здоровья. Они недостаточно знают о своих внутренних органах, о причинах нарушений осанки. В связи с этим в группе была создана предметно-развивающая среда (создан спортивный уголок здоровья в раздевалке, уголок настроения), разработаны перспективные планы занятий по валеологии с детьми всех возрастных групп. В результате получился цикл занятий «Забочусь о своем здоровье» (см. приложение 1).
Так же в работе с детьми мы стали использовать игры, занятия-тренинги, которые проводим поэтапно. Сначала помогаем ребенку осознать, зачем это делать. Затем учим в увлекательной форме выполнять определенные действия и приучаем выполнять их ежедневно и самостоятельно.
Ежедневно мы проводим коррекционную работу с детьми групп риска. Для детей перенесших простудные заболевания сокращаем время прогулок, предлагаем щадящее закаливание, снижаем нагрузки на физические занятия.
Для детей с высоким и низким уровнем двигательной активности: составили комплексы игр и упражнений для занятий по физической культуре, проводим дифференцированные игры-упражнения в течение дня, используем игры типа «Выдерни соломинку», «С таймером», практикуем вышивание на салфетке, очень много внимания уделяем индивидуальной работе.
В своей работе с детьми по воспитанию здорового образа жизни мы используем такие методы, как создание проблемной ситуации, допуск специальных ошибок, различные виды контроля. Проводим в течение дня музопаузы, физкультминутки из книги Т. Нестерюк, А. Шкода «Гимнастика маленьких волшебников», организовываем выставки рисунков на темы «Путешествие в мир здоровья», «Микробы», «Аскорбинка и ее друзья», проводим развлечения и вечера отдыха детей и родителей на валеологические темы «Праздник молока», «Путешествие на планету здоровья».
Однако, без сотрудничества родителей валеологичское воспитание невозможно. Поэтому, большое внимание мы уделяем взаимодействию с семьей. Взаимодействие с родителями проводится через анкетирование, проведение тематических и нетрадиционных родительских собраний («Роль семьи в организации активной деятельности детей», «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей»), организацию семейных развлечений и культурных праздников «Путешествие на планету здоровья», «Путешествие в страну знаний», походов на природу, изготовление с помощью родителей настольно-печатных и дидактических игр «Угадай, что хорошо или плохо», «Что полезно, а что вредно для зубов?», «Учусь делать массаж», «Хорошие манеры», «Витамины», оформление папок-передвижек «Кашляйте на здоровье», «Система физкультурно-оздоровительной работы».
Проведенная работа, начиная с младшей группы и до ухода в школу, показала, что дети в совершенстве овладевают навыками самообслуживания, приобретают привычки к здоровому образу жизни и даже напоминают своим родителям о необходимости вести здоровый образ жизни.
 
Список литературы
 
1. Программа курса «Основы валеологии». – Киров: Из-во ВГПУ,. 1997. – 58 с.
 
Приложение                                                                                                                                                                                           2 младшая группа
 

Месяц
Окружающий мир и здоровье
Личная гигиена, привычки и здоровье
Правила безопасности
Я и моя семья
Сентябрь
Что такое здоровье?
Формировать представление о том, что значит уметь мыть правильно руки
Опасные места в квартире
Знакомство с основными признаками человека
Октябрь
Знакомство с профессией врача
Надо, надо умываться
Опасные места в подъезде
Моя семья и я
Ноябрь
Что такое высокая температура?
О вредных привычках. Брать в рот несъедобные предметы
Воспитание культуры поведения в обращении со взрослыми
Формирование способности чувствовать себя счастливым и положительного настроя в повседневной ситуации
Декабрь
Методы укрепления здоровья
Мой носовой платочек
Опасные места во дворе
Я и мои друзья
(1 часть)
Январь
Почему надо умываться
каждый день
Моя расческа
Опасные места на улице
Я и мои друзья
(2 часть)
Февраль
Микробы
Наши ушки
Наши мамы
«Волшебное слово Здравствуйте»
Март
О чувствах равновесия
Воспитание культур еды
Оказание первой помощи при обморожении
Правила поведения в коллективе. Рассматривание картины «Старший товарищ»
Апрель
Как Кузя простудился
Наше зрение
«Мы моем свои расчески»
Будем беречь друг друга

Итоговые занятия (проблемные ситуации, страна «Грубиляндия», литературная викторина по худ. произведениям.)
 
Приложение                                                                                                                                                                                           Средняя группа
 

Месяц
Окружающий мир и здоровье
Личная гигиена, привычки и здоровье
Правила безопасности
Я и моя семья
Сентябрь
Познакомить с основными признаками человека.
Человек кто он?
Об умывании и купании
Опасные действия, которые могут привести к травме
Положительные качества ребенка. Выдержка, устремленность.
Октябрь
Я и мои друзья
Незнайка чистит зубы
Действия, помогающие в критической ситуации (при пожаре) 1 часть
Положительные качества ребенка. Смелость, сопереживание.
Ноябрь
Отличие здорового человека
от больного
Грязные руки
Запах газа, что делать (2 часть)
Доброта и дружелюбие
Декабрь
Как человек воспринимает окружающий мир
Вредные привычки
Меры, помогающие в случае беды
Чем можно порадовать маму
Январь
Как себя вести, когда что-то болит
Заяц чистит «зубы»
Как можно победить опасные болезни
У нас в гостях бабушка
Февраль
Организм человека
Береги зубы с детства
Одежда, как одеваться в прохладную погоду
Устроим кукле комнату
Март
Как я появился
«Здоровые зубы»
Оказание первой помощи при травмах
Мы все нужны
друг другу
Апрель
Формировать представления
о половых различиях
мальчиков и девочек
Органы дыхания
Как защитить органы зрения
«Я могу быть волшебником»
Май
Диагностика
1.      Основные признаки человека от животного.      3. Что такое здоровье? Меры укрепления.
2.      Что полезно для здоровья.                               4. Спортивный праздник с родителями

 
Приложение                                                                                                                                                                                           Старшая группа
 

Месяц
Окружающий мир и здоровье
Личная гигиена, привычки и здоровье
Правила безопасности
Я и моя семья
Сентябрь
Целебные силы природы
Наши болезни,
сказка про них
Почему заболел ребенок
Поговорим по душам
Октябрь
Я узнаю себя
Привычки и поступки. Общество чистюль
С врачами нужно дружить
Веселый этикет
Ноябрь
Из чего мы сделаны
Я и мое настроение
Знай и выполняй правила уличного движения
Не ссориться и
не обижаться
друг на друга
Декабрь
Всем кто хочет быть здоров
Для чего нужны руки и ноги?
Учимся пользоваться телефоном
Наедине с собственным поведением
Январь
Чистый воздух и загрязняемый воздух
Закаляй свой организм
Осторожно: электроприборы
Быть щедрым
и проявлять благодарность
Февраль
Природа и здоровье
Полезные продукты питания и витамины
Когда домашние животные бывают опасны
Как появилась фамилия
Март
Я вижу, слышу, чувствую мир
Как мы дышим
и зачем?
Правила поведения в общественных местах
Беречь маму
Апрель
Где появилось первое зеркало?
Чтобы зубы были крепкими
Ядовитые растения
Почитать родителей
Май
Я живу по режиму
Почему я вижу и слышу?
Почему мы дружим с лесом, для чего он нужен людям?
Как я помогаю взрослым

 
Приложение                                                                                                                                                                                           Подготовительная группа
 

Месяц
Окружающий мир и здоровье
Личная гигиена, привычки и здоровье
Правила безопасности
Я и моя семья
Сентябрь
Познаю себя, как устроен мой организм
Всем кто хочет
быть здоров
Откуда берутся болезни и как за ними ухаживать
Я и мои родители
Октябрь
Пол и возраст людей
Как работает сердце?
Лекарства – друзья и лекарства – враги
Я – хороший человек
Ноябрь
Скелет человека
Красивая осанка, роль позвоночника
Что можно, что нельзя
Как стать храбрее
Декабрь
Мышцы и правила их укрепления
Органы пищеварения
Будь осторожен с огнем!
Размышление над своими поступками
Январь
Точки здоровья
Вредные привычки, курение и алкоголизм
В мире опасных предметов
Я и мой друг
Февраль
Быстрей, сильней и выше
Наши легкие
Помоги попавшему
в беде!
Полезные отношения
в семье
Март
В живой природе все растет
 и я расту
Береги зубы с детства
Будь осторожен дома!
Кто больше знает
Апрель
Знакомим с лекарственными растениями
Чтобы кожа была здоровой
Отвести беду! Люди умеют отдыхать.
Семейные традиции и праздники
Май
Диагностика: как помочь дошкольнику найти свое место в мире людей
Как я появился на свет
Если ребенок поранился
Давайте жить дружно!

 
Категория: Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением | Добавил: Администрация
Просмотров: 6165 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 1
1  
почему бы и нет :)

Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52961)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39959)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28052)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27941)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27165)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27125)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26931)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz