Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 21.09.2017, 20:53

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением [18]
Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся [66]
Проектно-исследовательская деятельность учащихся [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исслед. деятельность в образовании » Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся

Значение исследовательской деятельности в развитии мышления младшего школьника
[ ] 10.12.2009, 10:00
Елена Валентиновна Галашева,
учитель начальных классов
МОУ СОШ С УИОП № 52 г. Кирова
 
Ведущим видом деятельности ребенка младшего школьного возраста становится учебная деятельность, именно она определяет развитие детей на данном возрастном этапе. Поэтому большое значение в начальной школе придается организации обучения, и его качество определяет уровень развития ребенка. Л. С. Выготский писал: «Всякое обучение является источником развития, вызывающим к жизни ряд таких процессов, которые без него вообще возникнуть не могут». Однако обучение, которое ориентируется на завершенные циклы развития ребенка «не ведет за собой развитие, а само плетется у него в хвосте». Обучение должно опираться не на созревшие, а на созревающие психические функции.

В исследованиях Е. Е. Ермаковой, И. Я. Каплунович, Е. Е. Васюковой, А. Н. Поддъякова перед начальной школой ставится задача развития мышления учеников. О. С. Ясюкова рассматривает проблемы перехода младшего школьника в начальное звено через призму развития мышления и полагает, что несформированность высших форм мышления таких как обобщение, умение выделять главное, выстраивать логические связи между предметами и явлениями являются серьезным препятствием для успешного обучения в среднем звене.
Классик отечественной психологии Л. С. Выготский развитие мышления рассматривал как процесс усвоения понятий, которые вырабатываются к 12-летнему возрасту. Основное значение в формировании понятий он придавал слову, когда ребенок «овладевает речением собственных психологических процессов и направляет их деятельность на разрешение стоящей перед ним задачи».

Л. С.  Выготский выделял три ступени развития понятий. Это стихийное выделение предметов на основе субъективных связей (синкретизм); образование комплекса на основе объективных конкретных связей, но без выделения тождественных признаков; комплексное мышление и способность к абстракции.
Для ребенка 6-7 лет характерна вторая ступень развития мышления, когда освоение понятий происходит через конкретную деятельность ребенка, на основе образов, то есть у ребенка достаточно полно развито наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Задача учителя начальной школы заключается в том, чтобы создавать зону ближайшего развития для формирования логического мышления учащихся. Для решения данной задачи мы включили в процесс обучения младших школьников исследовательскую деятельность.

Исследование в обыденном употреблении понимается как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. В основу нашей работы была положена методика организации исследовательской деятельности доктора педагогических и психологических наук, профессора кафедры психологии и развития Московского педагогического государственного университета А. И. Савенкова. Предлагаемая методика обучения исследованию позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск и предполагает реализацию трех этапов.
На первом этапе проводятся тренировочные занятия, где ставятся цели, изучить желание ребенка и родителей заниматься исследованиями. Вопросы найденные для диагностики учащихся старших классов, специально адаптируются для учеников начальной школы.

Вопросы для диагностики учащихся младших классов.
  1. Какой школьный предмет вам больше всего нравится?
  2. По какому предмету вам интересно читать дополнительную литературу?
  3. Какая область знаний вам интересна?
  4. Занимаетесь ли вы в кружках? Каких и где?
  5. Нужно ли школе исследовательское общество?
  6. Чем оно должно заниматься?
  7. Хотели бы вы в нём заниматься?
  8. Какие темы исследований могли бы быть вам интересны?
  9. Анализ анкет показывает, что дети хотят заниматься исследовательской работой.

Анкета для родителей.
Уважаемые родители!
Просим вас принять участие в социологическом опросе. Ваши ответы станут огромным подспорьем в изучении вопроса о необходимости ведение исследовательской работы в нашем классе.
Вопросы:
  1. Какие интересы, кроме учебных есть у вашего ребёнка?
  2. Какие предметы школьного курса для него наиболее значимы?
  3. Книги, в какой области знаний ему интересны?
  4. Какие познавательные передачи смотрит ваш ребёнок?
  5. В какой области знаний вы видите в будущем приложение сил вашего ребёнка?
  6. Занимается ваш ребёнок в кружке вне школы?
  7. Имеет ли возможность ребёнок демонстрировать результаты своих занятий в кружке?
  8. Считаете ли вы необходимым более глубокие занятия ребёнка в кружках и секциях? Если да, то почему?
  9. На занятиях каких кружков и секций вы хотели бы видеть своего ребёнка?
  10. Как вы думаете, может ли это впоследствии повлиять на его профессиональный выбор?
  11. Хотите ли вы, чтобы ваш ребёнок научился заниматься исследовательской работой?
Проанализировав данную анкету, мы можем сделать вывод, что родители учащихся заинтересованы в глубоких знаниях детей. А помочь добыть их, как раз и призвана исследовательская работа. Далее познакомить детей с исследовательской деятельностью. Для этого был приложен алгоритм работы над исследовательской темой. Вначале детям были предложены для выбора карточки с темой исследования, затем детей знакомили с основными методами исследования, составлялся план исследовательской работы. Опираясь на методику проведения учебных исследований А.И. Савенкова можно использовать тренированные упражнения на занятиях.

Упражнения:
  1. Упражнения в ориентировке названий методов исследований (карточки с рисунками).
  2. Тест «что обозначает карточка исследователя?»
  3. Упражнение по определению темы исследования, используя карточки, предложенные учителем.
  4. Обучение пиктографическому письму.
  5. Упражнение детей в умении делать мини-доклады.
  6. Упражнение детей в умении задавать вопросы.
  7. Упражнение по выработке гипотез.
Совместно с учителем дети осуществляли сбор информации, обобщали полученные данные. Результатом работы являлись подготовка доклада. Исследовательская деятельность носила коллективный характер.
На втором этапе работы проводились самостоятельные исследования в рамках уроков, где основными целями выступали обучение детей использованию дополнительных информационных источников для получения знаний, развитие познавательной активности и самостоятельности. Учитель выступает в роли активного помощника, консультанта, помогая детям определиться с выбором темы, познакомить с новыми источниками знаний. Для этих занятий дети на уроках труда изготавливают, под руководством учителя папку исследователя. На кармашках папки изображения методов исследования. Папка есть у каждого ребёнка, записи вкладываются в определённый кармашек. Работа ведётся в группах по намеченной теме. Практика показывает, что на данном этапе эффективными средствами также становятся экскурсии, наглядные опыты, наблюдения, коллективные игры. Это активизирует мышление ученика, вовлекает его в процесс исследования.
Третий этап работы по обучению детей исследовательской деятельности предполагает самостоятельную исследовательскую деятельность. Основной задачей которого является развитие творческого мышления, формирование способности к обобщению научных фактов. Большая роль на этом этапе работы отводится родителям. Поэтому учитель проводит специальные занятия с родителями по оказанию помощи детям в написании исследовательских работ. Дается алгоритм написания работы.
Алгоритм:
  1. Актуальность проблемы.
  2. Сфера исследования.
  3. Выбор темы.
  4. Выработка гипотезы.
  5. Выбор методов исследования.
  6. Сбор и обработка информации.
  7. Анализ и обобщение полученных материалов.
  8. Подготовка отчета.
  9. Доклад.
Итогом работы становиться классная мини-конференция, где детьми имеют возможность познакомится с исследованиями своих одноклассников, представить собственную работу.
Практика показывает, что не все дети готовы заниматься собственной исследовательской деятельностью, некоторые работы носят реферативный характер. Возможно, что этот факт объясняется разным интеллектуальным уровнем учащихся, недостаточной сформированностью волевых качеств личности, низкой самооценкой. Однако все дети получают опыт работы с новыми источниками информации, переживание коллективного успеха от выполненной работы, что является стимулом для продолжения исследовательского поиска, способствует развитию высших форм мышления.

Литература:
  1. Файн Т.А.. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников. //Директор школы №6- 2003 , №7- 2003 , №1- 2004 .
  2. Лебедев С.А., Тарасов С. В. Организация исследовательской деятельности в гимназии. //Директор школы, №7- 2003
  3.  Исследовательская и проектная деятельность учащихся как педологическая технология.- Киров: МОУ Кировский физико-математический лицей,2005.
  4. Дереклеева Н.И.. Научно – исследовательская работа в школе.- М: Вербум, 2001.
  5. Савенков А. И. Одарённый ребёнок в школе и дома.- Екатеринбург, 2004.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - М.:Учебная литература, 2005.
Категория: Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся | Добавил: Администрация | Теги: методы исследования, план исследовательской работы, поиск, исследовательская деятельность, понятие, познавательная активность, исследование, мышление
Просмотров: 5478 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52841)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39773)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27972)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27869)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27059)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26790)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz