Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 21.11.2017, 07:16

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением [18]
Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся [66]
Проектно-исследовательская деятельность учащихся [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исслед. деятельность в образовании » Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся

Здравосозидающий подход в формировании у учащихся мотивации на здоровый образ жизни на основе валеологического самоанализа
[ ] 01.12.2009, 14:14
Малкова Надежда Дмитриевна,
учитель валеологии
МОУ СОШ №68 г. Кирова
e-mail: valeo16@mail.ru
 

 
Ребенок не кувшин, который надо заполнить,
а лампада, которую надо зажечь
                                       Народная мудрость
 
Поднимая проблему воспитания здорового поколения мы чаще говорим об охране здоровья детей в образовательном учреждении, в семье, то есть о создании здоровой среды обитания. Социальное пространство должно быть безопасным – это важная гуманитарная задача, но это не решает главной актуальной проблемы – формирования у учащихся устойчивой мотивации на здоровый образ жизни.
Несмотря на усилия государства, школы, родителей по внедрению здравоохранительных мероприятий для детей и подростков, мы не сможем вырастить здорового человека, если не сможем побудить его самого заботиться о своем здоровье.
Если говорить о методах обучения, то наиболее традиционный, информационный подход, основанный на убеждении принятия тех или иных норм и правил ЗОЖ, не является единственным, т.к. позволяет предоставить подросткам лишь необходимую информацию о своем здоровье, но не даёт ему возможности сделать свой выбор варианта сохранения здоровья.

Методология исследования
В подростковом возрасте становятся доминирующими потребности в самопознании, то есть ведущими для подростка являются рефлексивная и смыслотворческая деятельность, направленная на осознание своей ценности и индивидуальности.
Помочь ученикам познать свои психосоматические особенности, научиться управлять своим здоровьем, более адекватно оценивать свой образ жизни и вносить целесообразные коррекции в свой стиль позволяет метод валеологического самоанализа, который будет способствовать созиданию своего здоровья.

Эффективность метода
Эффективность валеологического самоанализа в формировании устойчивой мотивации у учащихся на ЗОЖ состоит в том, что:
1. Образовательная деятельность протекает в свободном режиме, поэтому не сопряжена с переутомлением.
2. Самоанализ позволяет оценить особенности своего здоровья, понять, что нужно изменить в образе жизни, чтобы укрепить здоровье и утвердиться в целесообразности тех норм и правил ЗОЖ, которые уже являются их стилем жизни.
3. На основе самоанализа составляется индивидуальная программа саморазвития, самокоррекции, самосовершенствования.
4. В процессе самоанализа происходит удовлетворение потребностей у подростка в самопознании и смыслотворчестве в отношении своего здоровья.
5. Подростки узнают о негативном влиянии на здоровье тех или иных факторов окружающей среды.
6. Формируются здравосозидающие подходы (наиболее актуальные для подростков), а не здравоохранительные, то есть формируется опыт созидания самого себя как здорового человека.
Результаты исследования
Метод самоанализа в нашей школе широко используется на уроках валеологии и во внеурочной деятельности (может использоваться и на других уроках) не только для оценки физического здоровья, но и других его компонентов: психического, социального, духовно-нравственного, в том числе в отношении других людей, природы, общества.

Основными формами привлечения обучающихся к решению заявленной проблемы является:

1. Проектная деятельность (индивидуальная, общеклассная, общешкольная)
- «Моя формула здоровья» (класса, школы);
- «Мой кодекс здоровья» (класса, школы);
- «Что мешает мне быть здоровым?»;
- Создание собственной системы оздоровления «Учимся быть здоровыми и душой и телом».

2. Творческие работы (эссе):
- «Мои доктора здоровья» (4 класс);
- «Письмо «Грязнуле» (5 класс);
- «Ведешь ли ты ЗОЖ?» (6 класс);
- «Живу в гармонии с природой» (7 класс);
- «Живи умно в молодости, не будешь охать в старости» (8 класс);
- «Почему надо быть здоровым?» (9 класс);

3. Ведение паспорта здоровья, где выполняют практические работы по оценке своего здоровья с последующими рекомендациями по его коррекции.
- Определение экскурсии грудной клетки
- Определение жизненной емкости легких и мышечной силы кисти
- Оценка уровня развития двигательных качеств и двигательной активности школьника
- Тесты для дыхательной системы
- Определение уровня своего иммунитета (класса)
- Оценка осанки и др.
Все это проводится в системе, в динамике, в сравнении результатов с прошлым годом и с нормой в данном возрастном периоде. У детей появляются вопросы, а потребностно-информационный подход дает большие преимущества в усвоении знаний о ЗОЖ.

4. Проведение самостоятельного валеологического самоанализа при изучении программы курса с целью сравнения, сопоставления со своим стилем жизни и последующей самокоррекцией.
- Самоанализ соблюдения правил личной гигиены
- Что мешает мне закаляться?
- Самоанализ добрых дел и поступков
- Самоанализ ухода за органами дыхания
- Оценка влияния образа жизни на состояние здоровья
- Самоанализ соблюдения гигиены сна, зрения
- Как я забочусь о здоровье своего позвоночника
- Самоанализ речевого поведения
- Самоанализ выполнения программы здорового сердца
- Самоанализ ухода за полостью рта и др.

5. По итогам учебного года ребята пишут оздоровительную программу на лето, как наиболее благоприятное время для укрепления своего здоровья (своего рода летнее домашнее задание), а в начале учебного года – самоанализ выполнения этой программы.
Выводы: Мониторинговые показатели «Индекса здоровья» (ИЗ), «Показателя временной нетрудоспособности» (ПВН), «Показателя уровня здоровья» (ПУЗ) и другие подтверждают, что на основе валеологического самоанализа у подростков вырабатываются:
1. осознанное понимание сущности здоровья, механизмов самопознания, управления своим здоровьем;
2. навыки самостоятельной оценки благоприятности различных факторов окружающей среды для своего здоровья;
3. умение пользоваться имеющимися ресурсами с наименьшими негативными последствиями;
4. ответственность за выбранный стиль поведения по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих;
5. желание познавать себя и вносить целесообразные коррекции в свой образ жизни.

Литература
1. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма. – СПб: Акцидент, 1997. – 112 с.
2. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Регуляция психики. – СПб, Детство – Пресс, 2000. – 96 с.
3. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г., Брадик Г.М. Валеология подростков: дополнительное образование школьников 5 – 8 класс – СПб, 2008. – 80 с.
Категория: Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся | Добавил: Администрация | Теги: проект, ЗОЖ., самокоррекция, мотивация, Самоанализ, здравосозидающий подход, подросток, здоровье
Просмотров: 2482 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52955)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39945)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28048)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27936)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27160)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27120)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26920)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz