Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 21.09.2017, 20:50

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением [18]
Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся [66]
Проектно-исследовательская деятельность учащихся [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исслед. деятельность в образовании » Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся

Вятская шкатулка
[ ] 07.12.2009, 15:19
Бутина Татьяна Анатольевна,
учитель истории
МОУ СОШ № 5 г. Кирова
 
Современная социальная ситуация ставит перед образовательными учреждениями задачу: подготовить личность к существованию в условиях быстро меняющегося социума, к саморазвитию и самораскрытию. И одним из эффективных и продуктивных способов обучения и развития является учебно-исследовательская деятельность учащихся. Организация такой деятельности направлена на создание благоприятных условий для осуществления личностного выбора, исходя из интересов и способностей учеников. Любая творческая работа требует самостоятельной активной работы, порой напряженной, но интересной, потому что на выходе тебя ждет удивительное открытие.
Ученическое учебное исследование и есть такая возможность открытия. В данной работе мы представляем пример такого исследования.

Предмет – историческое краеведение, внеклассное мероприятие
Цель: создать условия для формирования ключевых компетенций (информационной, коммуникативной и рефлексивной) на основе личностно-ориентированного подхода

Задачи.
1. Формирование интереса к истории малой родины в процессе изучение нового материала через активизацию мыслительной деятельности
2. Формирование способности организовать свою деятельность, потребности работы с современными источниками информации, использовать коммуникативные отношения в ходе работы малых групп
3. Воспитание гражданственности и патриотизма через погружение в историю края

Форма урока: Коллективное творческое дело  
Методы: частично- поисковый, репродуктивный
Формы: устный журнал, заочная экскурсия, реклама, выставка изделий ремесленников, презентация
Приемы: викторина, кроссворд, занимательные игры, фольклорные игры

Ход мероприятия.

Слова учителя (Мотивация и целеполагание).
Наше коллективное творческое дело называется «Вятская шкатулка». А что вообще обозначает слово «шкатулка»? В словарях находим: «Шкатулка – ларчик, баульчик или небольшой закрывающийся ящик для мелких вещей». Сегодня мы подведем итоги нашей групповой работы, что же мы сумели собрать в нашу шкатулку, вы не зря работали с ЭЗВ, с Интернет ресурсами и другой литературой, оформили выставку вятских ремесел. Каждая группа предложит нам то, что считает особо важным по результатам своих поисков.
В этом году исполняется 635 лет нашему городу – столице Вятского края, славные традиции пришли к нам из глубины веков. Что же скрывает история нашего края, и какая история без человека?
Скудость нашей земли, неустойчивость нашего климата, заставляли заниматься ремеслом. Вот поэтому Вятская губерния во второй половине 19 века была третьей по развитию кустарных промыслов в России после Московской и Нижегородских губерний. А в 1910 г. занимала первое место по числу кустарей. Вот и мы через историю развития вятских ремесел да мастеровых людей соприкоснемся с богатством нашего края, с его историческим прошлым, и каждый из вас поможет нам в этом. Будьте внимательны, активны, кто больше наберет жетонов, получит приз. Открываем нашу Вятскую шкатулку.

Ученики группами по интересам представляют результаты работы.

1. Как же развивался в нашем крае глиняный промысел? Мы поделимся с вами своими находками, проведем викторину на лучшего знатока истории края. А что обозначает слово «керамика»? Слово «керамика» в переводе с греческого обозначает глиняный, то есть все изделия из обожженной глины. Глина очень легко поддается обработке. А с открытием обжига глиняные изделия, стали самыми необходимыми в быту человека. Легкость в изготовлении, водонепроницаемость, огнеупорность, доступность материала. В процессе изготовления можно выделить три стадии: подготовительная – отбор и подготовка массы, созидательная стадия – изготовление по правилам, закрепительная стадия – высушивание.
Изделия вятских мастеров подразделялись на разные виды: черные – обожженные, обварные – опущенные после обжига в «обвар», муравленые – покрытые перед обжигом крепким раствором соли, глазурованные – намазанные перед обжигом дегтем и покрытые тонким слоем свинцового порошка и медной окалины. Из глины изготовляли горшки, кринки, плошки, корчаги и кубы. В настоящее время гончарный промысел существует в Проснице Кирово-Чепецкого района.
Другое изделие из глины – это дымковская игрушка. Первое упоминание относится к 1582 году. В промысле есть определенные темы, сюжеты и образы, орнаменты росписи, яркий колорит, в котором много красного, желтого, синего, зеленого и алого. С лета готовили игрушки, ближе к празднику «Свистунье» их белили, красили, украшали ромбиками золотистой потали. В начале 20 века были известны фамилии Мезриных, Никулиных, Пенкиных и Кошкиных. Возрождение промысла связано с именем Алексея Ивановича Деньшина. Продолжательницами стали Кузьминых, Казакова, Смирнова и другие. Вы можете увидеть барышень и кавалеров, кормилиц и водоносок, жар-птиц и величавых лошадок. В Кировском художественном музее собрана уникальная коллекция – более трех тысяч игрушек. Викторина.

2. Колокололитейный промысел. Для чего можно было использовать колокол? Колокол – участник богослужений, собирал на битву ратные дружинники, созывал народ для обсуждения важных событий
Колокола лили в Хлынове и Слободском, Яранске и Нолинске, Уржуме и Елабуге. Первым знаменитым вятским колокольным мастером можно считать хлыновца Филиппа Патракеева Душкина. В 1666 г. он отливает колокол для села Бобино весом в 50 пудов. В конце 17 века в г. Слободском открывает колокололитейный завод Трифон Каркин, затем Бакулевы. Завод Бакулевых был основан в первой половине 18 века Никитой Бакулевым.
Заказы поступали из разных мест: Екатеринбурга и Кунгура, Перми и Казани, Кутаиса и Тифлиса. С развитием почтовой службы в России стали отливать ямские поддужные колокольчики в г. Слободском. Самый ранний отлит у нас в крае в 1806 г. На колокольчиках фамилии умельцев: это Макушины, Каркины, Поповы и другие. Производство колокола включает в себя: формовку, литье, обточку, ковку языков. Изображали на них святых и ангелов, текст из евангелия, растительный орнамент, надписи. В Кировском и Слободском краеведческих музеях собраны богатые коллекции колоколов разных заводов. Игра «Путаница». Восстановите из путаницы слов фразу на колокольчике.
Фольклорная игра. «Золотые ворота, проходите господа. Первый раз – прощается, второй раз – воспрещается, а на третий раз – не пропустим вас!»

3. Экскурсия в мастерскую кружевниц: узнаем, как создаются эти удивительные кружева - паутинки. Кружевоплетение насчитывает в России немногим более 300 лет. Плели кружево в Тверской, Вологодской, Вятской губернии. Считают, что первое упоминание у нас в крае относится к 1849 году. Долгое время единственным центром кружевоплетения в губернии была слобода Кукарка, здесь плели кружево более 500 человек.
Как же плетутся кружева? Совершим путешествие в мастерскую кружевниц. Простая деревянная подставка из двух перекрещивающихся рам. Она нужна для поддержания подушки-бубна. Небольшой по размеру бубен-это тугой, плотно набитый валик. К бубну прикрепляется рисунок – «сколок». Плетут кружева коклюшками – маленькими, до 17-18 см в длину, деревянными палочками, их употребляют только парами. Нитки используют разные. Необходим в работе и тонкий вязальный крючок, а также игла для накола. Плетение кружев основано на переборе – перекладывании коклюшек. Плетут кружево одновременно двумя парами коклюшек. Разные узоры образуются благодаря разным сочетаниям основных элементов. Их всего четыре: вилюшка, сетка-решетка, плетешок, насновки. Создаются кружева двумя способами – парной и сцепной техниками плетения. Парной - изготовляют мерные кружева; скатерти, салфетки, воротнички – выплетают сцепной техникой. В фондах Кировских музеев находятся изделия вятских кружевниц, которые радуют нас своим очарованием.

Фольклорная игра «Как у дяди Трифона было семеро детей, было семь сыновей. Они не пили, не ели, друг на друга все глядели, разом сделали вот так…».

4. Ах, вернисаж, ах, вернисаж! Вы на выставке уникальных изделий из капа. В переводе с древнеславянского слово «кап» обозначает голова. Он на ветвях и стволах старых деревьев, 10-15, редко до 40 см в диаметре. Кап хорошо поддается обработке. Находят его на разных деревьях, но древесина березового капа самая красивая по рисунку и цвету. Производство изделий из капа ведет отсчет с 18 века, родоначальником производства шкатулок и портсигаров с шарнирами был Григорий Макаров. Петербургская выставка принесла ему – денежную премию в 500 рублей и серебряную медаль «За трудолюбие и искусство», в 1831 году - бриллиантовый перстень. В 1837 г. Цесаревич Александр, посетивший Вятку, приобрел их табакерки и шкатулки. В 1872 году на Московской выставке Макаровы получили большую золотую медаль.
Крестьянин села Истобенское Амвросий Ковязин был личностью легендарной. Потеряв зрение, он продолжал трудиться. Однажды он узнал о капе, обошел все березы, «осматривая» руками каждое дерево, открыл корневой кап – капокорень. Его шкатулки с секретами, тайниками и музыкой пользовались большим успехом.
Но больше всего легенд выпало на долю необычных каповых изделий – часов. В 1837 г. на губернской выставке представлялись деревянные карманные часы, их приобрел цесаревич Александр. Для создания механизма Бронниковы употребляли различные породы дерева. Диаметр часов всего 4 см. Часы выставлялись в 1873 г. на Всемирной выставке в Вене. Часы хранятся в музеях Дрездена, в Оружейной палате Кремля, в Москве в Политехническом и Государственном историческом музеях, Эрмитаже и Музее этнографии в Санкт-Петербурге, в г. Кирове. Кроссворд.

5. Внимание, внимание! Реклама.
Ученики пятого класса средней школы № 5 представляют изделия из соломки. Соломку как отделочный материал стали использовать в конце 19 века. Адрес зарождения этого промысла село Камешница Оричевского района, время зарождения – начало 20 века. Каркас шкатулки выполнен из клееной фанеры, снаружи оклеенной цветной бумагой. Плетеные ромбы, четырех и шестиугольники, размещают по бокам и на крышке шкатулок.
Выбирайте изделия разнообразной формы: квадратные и шестиугольные коробочки, прямоугольные шкатулки и ларцы. Они произведены из экологически чистого продукта. Такие изделия украсят ваш дом и сделают его уютным. Игра «закончи предложение»

Рефлексия.
Широка, раздольна и красива земля Вятская, а сегодня мы узнали, что еще она славится талантами. О чем и о ком помогла узнать нам Вятская шкатулка, ответьте на вопросы анкеты:
1. Что мы сегодня делали? 2. Зачем мы это делали? 3. Как мы это делали? 4. Что мы получили в результате? Обговорите эти вопросы в своих группах. Теперь каждый из вас и наши уважаемые гости ответят на вопросы письменно.
А сейчас озвучим наши мысли.
1. Что мы сегодня делали? Получали информацию о вятских ремеслах, знаменитых мастерах, которую нашли в разных источниках.
2. Зачем мы это делали? Мы хотим знать историю своей малой родины, быть причастными к ней.
3. Как мы это делали? Мы совершали заочные экскурсии, перелистали устный журнал об истории колокололитейного дела, побывали на выставке, послушали рекламу.
4. В результате мы все пополнили свои знания о крае, сдружились, выполняя общее дело. Итак, вы работали с литературой, с компьютером, отбирали материал, выбирали форму его подачи, это умения и навыки работы с информацией (информационная компетенция). Вы работали в группах, привлекали остальных ребят, (коммуникативная компетенция), мы попытались проанализировать результаты нашей деятельности (рефлексивная компетенция). Всем, спасибо! Вы неплохо поработали и пополнили свою копилку знаний о нашем городе и крае, его мастерах-умельцах, нам есть, чем гордиться, у нашего города славная история и вам ее продолжать.
В ходе проведённой работы собранный материал был оформлен в презентацию и передан в школьный музей. Работа над исследовательскими проектами способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, главными из которых являются информационная, коммуникативная, исследовательская.
Категория: Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся | Добавил: Администрация | Теги: промыслы, керамика, фольклор, ремесло, патриотизм, дымковская игрушка, творчество, коллективное творческое дело, краеведение, колокол
Просмотров: 4701 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52841)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39773)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27972)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27869)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27059)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26790)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz