Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 25.11.2017, 03:11

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением [18]
Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся [66]
Проектно-исследовательская деятельность учащихся [3]
Статистика

Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исслед. деятельность в образовании » Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся

Создание условий для духовно-нравственного воспитания школьников
[ ] 27.11.2009, 15:25
Светлана Васильевна Окулова,
учитель немецкого языка
 МОУ СОШ с УИОП №66 г. Кирова,
 
Учи доброму, так плохое на ум не пойдёт.
                                   Библейская мудрость

В настоящее время проблемам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения уделяется особое внимание. В современном мире, полном противоречий и опасностей, необходимо выработать у детей стойкий иммунитет ко всему плохому и воспитать их культурными в духовно-нравственном отношении. Поэтому важной целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для нравственного становления личности средствами иностранного языка, в том числе и с помощью использования метода проектов.
В данной работе представлен творческо-ролевойпроект «Барбара и животные» по одноимённой легенде Я. Штрейта [1].
Межпредметные связи: НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК + основы проектной деятельности, изобразительное искусство, риторика, музыка, ритмика, литература.
Участники проекта: учащиеся в возрасте 12-16 лет, родители, учитель.
Цели проекта:
педагогическая цель: создание условий для развития у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции;
практическая цель: театрализация спектакля, праздник Рождества.

Цели проекта по содержанию:
  • образовательная цель: контроль сформированности навыков подготовленной монологической и диалогической речи в реализации коммуникативной задачи « Инсценирование текста».
  • развивающая цель: создание условий для развития у учащихся эмоционально-волевой, мотивационной и интеллектуальной сфер; а также для развития художественно-эстетических и сценических способностей детей.
  • воспитательная цель: создание условий для духовно-нравственного воспитания школьников через самореализацию и саморазвитие учащихся, через формирование у детей активной жизненной позиции и уважительного отношения к животным и к людям, через формирование толерантного отношения к иноязычной культуре.
Главный вопрос проекта для учащихся:как организовать празднование Рождества нетрадиционно, т.е. по-новому, по-другому?
Главный вопрос проекта для педагога: как способствовать духовно-нравственному становлению личности школьников средствами иноязычной коммуникации?

Задачи проекта для учащихся:
  1. поиск идеи, планирование путей её реализации;
  2. изготовление декораций, костюмов, реквизитов;
  3. разучивание наизусть ролевых диалогов;
  4. постановка театрализованного спектакля, создание видеофильма.
Задачи проекта для учителя:
  1. совершенствование навыков изучающего чтения и устной монологической речи;
  2. формирование навыков инсценирования иноязычного текста;
  3. координация действий учащихся в ходе работы над проектом;
  4. организация репетиций пьесы и показа спектакля.
Предполагаемые продукты проекта:
- внутренние: сформированность навыка изучающего чтения;овладение умением послетекстовой переработки информации;совершенствование навыка монологической речи;овладение умением выражать чувства и эмоции с помощью сочетания вербальных и невербальных средств; формирование духовно-нравственных качеств личности;
- внешние: театрализованное представление, создание видеофильма.
Аннотация проекта. Данный проект выполняется в рамках внеурочной деятельности по немецкому языку. Приоритетным принципом проекта является духовно-нравственное воспитание учащихся в процессе обучения средствами иностранного языка. Актуальность проекта заключается в его воспитательной значимости. В подростковом возрасте ребенок нуждается в совете, понимании и участии взрослых, но не в назойливом назидании. Такую возможность мудрого собеседника даёт легенда Я. Штрейта «Барбара и животные», помогающая подростку увидеть в обыденных вещах прекрасное и познать через красоту окружающей природы самого себя. Легенда позволяет ребенку заглянуть в тайны своей души, понять свой изменяющийся внутренний мир, нацеливает на доброе и чуткое отношение ко всему и ко всем. В использовании текста-легенды нравственно-религиозного характера заключается новизна проекта. Возможный срок реализации проекта: сентябрь – январь; спектакля: вечернее время суток.
Краткое содержание. В пьесе рассказывается о внутреннем мире взрослеющего человека, о становлении личности ребёнка и о его понимании общечеловеческих ценностей. Действие происходит в Германии. Семья Барбары приезжает на Рождество в деревню к бабушке и дедушке. В рождественский сочельник конюх Мельк сообщает девочке о том, что в рождественскую ночь животные разговаривают человеческим голосом. Она решает, во что бы то ни стало, услышать, о чём рассказывают животные, и отправляется вместе с ними в Рождественский лес, где встречается с Рождественским Ангелом.
Театральная пьеса предваряется и завершается разговором между мамой и Барбарой, в котором показано душевное состояние взрослеющего человека, пытающегося понять общечеловеческие истины.
 

Этапы проектаПромежуточные результаты
1. Поиск идеи, выбор текста
Учитель знакомит с текстами, учащиеся выбирают легенду.
2. Чтение текста легенды
Полное понимание содержания текста.
3. Написание сценария
Ученики пишут сценарий под руководством учителя, учитель редактирует сценарий.
4. Инсценирование текста
Распределение и разучивание ролей.
5. Материальное обеспечение, художественное оформление
Найдены необходимые для оформления предметы, изготовлены костюмы, декорации
6. Репетиция постановки
(ролевая постановка, подбор музыки, постановка танца)
Отработка реплик и отдельных сцен.
Изготовление музыкальной сборки.
Постановка танца старшеклассниками.
5. Театрализованное представление для родителей, педагогов, детей.
Проведение праздника Рождества.
Вручение подарков гостям. Выставка поздравительных открыток и рисунков.
6. Видеосъёмка праздника.
Просмотр видеомонтажа.
7. Промежуточное подведение итогов.
Рефлексия, планирование дальнейшей работы. Награждение участников проекта.*
8. Создание видеофильма.
Монтаж видеофильма старшеклассниками.
9. Подведение итогов.
Рефлексия, чаепитие. Просмотр фильма. *
11. Оформление портфолио проекта и его презентация.
Выступление на областном конкурсе и ежегодной общешкольной конференции.

 
Проблемы духовно-нравственного воспитания

1. «Внутренний стержень». В современном мире дети зачастую чувствуют себя незащищёнными. В ситуации одиночества каждому ребёнку необходимо иметь «внутренний стержень» - силу, которая оградит его от дурного влияния среды и необдуманных поступков. В разговоре Барбары и мамы такой поддержкой выступает Птица – прообраз Ангела [2] («Она поёт во мне, чтобы мне никогда не было одиноко».) Ребёнку важно всегда помнить, что есть кто-то (мама, учитель, друг, Ангел), кто поддержит его в любой ситуации. Работая над проектом, дети ощущали на себе заботливое отношение взрослых и дружеское расположение одноклассников. Они становились открытыми и раскрепощёнными.

2. «Путь действенного восхождения». Становление личности ребёнка – «путь действенного восхождения». В процессе взросления дети должны исполнять роль не равнодушных наблюдателей, а активных участников. Необходимо, чтобы каждый шаг на пути формирования личности вёл к нравственному обогащению и духовному развитию. Участвуя в проекте, учащиеся проявляли активность и самостоятельность на всех этапах работы, начиная с выбора текста и написания к нему сценария и заканчивая организацией праздника. Ученики самостоятельно планировали каждый этап проекта и контролировали сроки его реализации. Учитель же лишь направлял активную деятельность учеников, выполняя функции консультанта проекта.
3. Воспитание истинных ценностей. Современное общество массового потребления привело к нравственному кризису. К сожалению, среди молодёжи сложилось представление, что смысл жизни заключается лишь в потреблении материальных благ и удовлетворении своих интересов. В связи с этим необходимо воспитывать в детях такие общечеловеческие ценности, как доброта, сострадание, отзывчивость. Легенда показывает, что главная цель в жизни – достижение нравственного идеала, совершенствование личности во имя добра. Из разговора животных с Ангелом выясняется, что главная награда для человека – милосердие и духовная радость, а не материальные блага. В ходе работы над проектом дети учились быть вежливыми, чуткими, отзывчивыми.
4. Сотрудничество вместо соперничества. В совместной деятельности возникает дух конкуренции и соперничества. Нередко это способствует формированию в человеке эгоистичных качеств. Главным девизом данного проекта стало посильное разделение обязанностей. Дети старались не возноситься, не соперничать, а сопереживать и сотрудничать. При распределении ролей и поручений ученики учитывали возможности и желания каждого. Старшеклассники взяли на себя ответственность за компьютерное оборудование и музыкальное оформление, младшие рисовали декорации. Каждый чувствовал ответственность за порученное дело, стремясь к достижению общей цели. Дети стали единой командой, научились слушать и слышать друг друга, научились радоваться успехам других.
Необходимое оборудование для реализации проекта:
Костюмыдля мамы, папы, бабушки, дедушки, лошади, свиньи, овечки, собаки. Животным нужны цепи на шею, грим. Декорации для дома (мебель, скатерть, рисунок, чемодан, ёлочные украшения, свечки, торт), для хлева (сено, стулья, покрывало на стулья, цепи для животных, фонарь для конюха). Рождественский лес (цветы для имитации деревьев, покрывало на пол, снежинки, звёзды). Большие однотонные платки для украшения кабинета. Железный предмет (ключ), изображающий бой часов. Музыкальное оформление (музыкальная сборка немецких песен и классической музыки).
Дополнения для праздника Рождества:подарки для гостей: самодельные звёздочки, открытки, рисунки. Для оформления портфолио проекта: восковые мелки, компьютерное оборудование, фотоаппарат, скоросшиватель.
Вывод и рефлексия. Данный проект – результат творческой деятельности учащихся и учителя, в процессе которой происходило формирование иноязычной коммуникативной компетенции учеников и были созданы условия для духовно-нравственного воспитания детей. Рефлексия показала, что работа над проектом заставила детей задуматься о себе, о своём отношении к окружающему миру. Театрализованный спектакль помог им раскрыть свои внутренние способности, по-новому взглянуть на себя и своих одноклассников, переоценить жизненные ценности. В ходе работы над проектом были созданы условия для формирования у детей таких качеств личности, как скромность, доброта, толерантность, взаимоуважение и взаимопомощь, трудолюбие и ответственность. Отображая библейские сюжеты и содержание спектакля в своих рисунках, учащиеся глубже познали традиции немецкого народа и прониклись к ним уважением. Подарив радость и подарки гостям, дети на собственном примере осознали, что Рождество – праздник милосердия. В ходе реализации проекта ученики обогатились духовно и в то же время совершенствовали свою языковую компетенцию.
В дальнейшем предполагается использовать метод проектов как в урочной, так и во внеурочной деятельности, так как это один из наиболее эффективных способов достижения воспитательных целей образования.

Литература.

  1. „Barbara und die Tiere" (aus: Jakob Streit „Kindheitslegenden: Geburt und Kindheit Jesu". Stuttgart: Verlag Freies Geistesleben, 1983)
  2. Monika Kiel-Hinrichsen, Renate Kviske „Wackeln die Zähne – wackelt die Seele" 2001, Verlag Urachhaus
Категория: Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся | Добавил: Администрация | Теги: милосердие, «внутренний стержень», рождество, воспитание, Легенда, «путь действенного восхождения», ангел, общечеловеческие истины
Просмотров: 2665 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1  
I watend to spend a minute to thank you for this.

Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52961)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39959)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28052)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27941)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27165)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27125)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26931)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz