Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 21.11.2017, 07:12

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением [18]
Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся [66]
Проектно-исследовательская деятельность учащихся [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исслед. деятельность в образовании » Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся

Социальное самоопределение старшеклассников как проблема школы и семьи
[ ] 28.10.2009, 11:18
Светлана Николаевна Щеклеина,
 специалист по учебно-методической работе
МОУ ДПО ЦПКРО г. Кирова

Принимая во внимание актуальность и значимость вопроса успешной социализации и безусловного влияния среды на личность, в психолого-педагогической литературе возрастает интерес к проблеме самоопределения и различных его аспектов, таких как гражданское, эстетическое, ценностное, поликультурное, нравственное, творческое, социальное, жизненное, профессиональное, личностное, гендерное.
Определяя социальное самоопределение как процесс и результат формирования социально зрелой личности связанный со способностью и готовностью личности осознавать себя в обществе, своё социальное положение, считаем, что успех педагогического сопровождения социального самоопределения старшеклассников во многом зависит от понимания педагогом механизмов и этапов реализации данного процесса. В педагогической практике широко популяризирована формула самоопределения «хочу» – «могу» – «надо», на основе которой школьные психологи призывают учащихся сделать свой профессиональный выбор, однако на наш взгляд, процесс самоопределения не может начинаться со слова «хочу», т.к. подсознательно оно ассоциируется с фразой из известной всем сказки «По щучьему велению, по моему хотению…». У многих школьников так и получается: пользуясь предложенной им формулой, как механизмом самоопределения, они убеждаются, что «хочу» в жизни человека стоит на первом месте и далее любой выбор ученика начинается с капризного «хочу», что для учащихся 8-11 классов (начало предпрофильной подготовки и профильного обучения) совершенно неприемлемо. Данный подход не способствует принятию молодым человеком ответственного решения в отношении своего социального, профессионального, нравственного или иного выбора.
Анализ существующих психолого-педагогических теорий позволяет сделать вывод о том, что применительно к педагогической практике они либо слишком идеализированы, либо не до конца раскрывают механизм самоопределения. Считаем, что процесс социального самоопределения можно представить формулой: «мечтаю» → «надо» → «могу» → «хочу» → «принимаю решение», где мечтаю = имею идеальный образ желаемого; надо = анализирую реальные условия, возможности, потребности и требования социума; могу = осознаю свои индивидуально-личностные, материальные и др. возможности; хочу = соотношу реальное положение дел с идеальным образом желаемого, мотивирован на достижение, т.к. знаю зачем мне это надо; принимаю решение = сам делаю выбор, т.е. определяюсь. Именно в этом случае происходит осознанный, зрелый выбор и человек успешно самоопределяется.
Относительно этапов социального самоопределения логика рассуждений такова: личность может находится в трёх состояниях - определился, не определился и сомневается.
Если человек не определился, значит, он не включился в процесс самоопределения, т.е. у него отсутствует мечта о своём будущем. Таких старшеклассников, в ходе нашего исследования выявлено не было. Если сомневается – человек включился в процесс самоопределения, но на одном из этапов он столкнулся с противоречиями, которые пока не смог преодолеть. В качестве противоречий могут выступать личностные качества, нравственные позиции, финансовые возможности, уровень притязаний, социальный статус самоопределяющейся личности и т.д. Определившийся человек – это человек, включившийся в процесс самоопределения и сделавший свой выбор в соответствии со своим мировоззрением, так как по словам И.С. Кона, социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения, … но мировоззрение – это не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ориентации [1, 186].
Т.о. заключаем, что предложенная формула самоопределения – это, на наш взгляд, кротчайший путь успешного социального самоопределения, в основе которого лежат условия, возможности, потребности и требования социума, а также система потребностей и убеждений человека, выражающих его отношение к миру; каждый старшеклассник включён в процесс самоопределения и во многом от школьных психологов и педагогов (в том числе классных руководителей) зависит успешность протекания и результативность социального самоопределения выпускников школы.
В результате исследования процесса формирования социального самоопределения учащихся 10 классов у 88% была выявлена тревожность в отношении будущего, при этом 24% учащихся обозначили негативное отношение к себе. Полученные данные свидетельствуют о необходимости коррекции процесса социального самоопределения старшеклассников. Принимая во внимание ведущую роль семьи в воспитании и развитии личности ребёнка в технологии самоопределения с учащимися 10 класса и их родителями были проведены схожие по содержанию, близкие по срокам проведения классный час и родительское собрание. В связи с тем, что подобная тревожность возникает у десятиклассников во второй половине учебного года, то данные мероприятия целесообразно провести в конце февраля месяца. Сопоставление позиций детей и их родителей превосходит все ожидания.

Классный час
«Рассуждая о будущем…»

Цель: Создать условия для выявления страхов (опасений) старшеклассников перед будущим и осознания их причины; показать учащимся, что проблемы у всех людей похожи и существуют реальные пути выхода из затруднений.
Время проведения: 90 минут.
Оборудование: ручки, фломастеры, по 3 листа бумаги А3 на каждую группу.
Форма проведения: семинар-практикум.
Структура кл. часа:
 
1.     Вступительное слово кл. руководителя.
2.     Участники делятся на малые группы (по 3-4 человека), каждая из которых располагается так, чтобы не мешать остальным. Все задания выполняются в группе.
Задание 1: Нарисовать (написать) на листе формата А3 цели на будущее. Публично их озвучить. Закрепить на доске.
Голосованием оставить 3 главных для всех целей.
Задание 2: Нарисовать на листе формата А3 афишу к фильму «Моё будущее». Публично её представить. Закрепить на доске.
Задание 3: Нарисовать (написать) в центре листа бумаги формата А3 свои страхи (опасения).
Задание 4: Учитель, сохраняя анонимность, отдаёт работы в другие группы. Передавая по кругу лист с обозначенной проблемой, каждая группа пишет пути преодоления выявленных страхов (опасений) каждой из участвующих групп. Каждая группа публично озвучивает обозначенную проблему, предложенный одноклассниками и свой путь её решения.
3.     Подведение итогов занятия происходит исходя из контекста поставленных целей, обозначенных проблем и путей их решения.
 
P.S. Все (4 группы десятиклассников) нарисовали своё будущее как триллер или трагикомедию! По итогам занятия путь решения проблем девушки всё ещё видели в богатом муже, но когда юноши возмутились: что же тогда делать нам? – девушки задумались…

Родительское собрание
«Роль родителей в жизни старшеклассника»
 
Цель: Создать условия для осознания своей роли в жизни ребёнка.
Время проведения: 90 минут.
Оборудование: ручки, фломастеры, по 3 листа бумаги А3 на каждую группу.
Форма проведения: семинар-практикум.
Структура кл. часа:
 
1.     Разминка «Нас с вами объединяет…».
2.     Задание 1: По отношению к предложенным суждениям займите близкую вам позицию (согласен, не согласен, сомневаюсь, которые висят на стене). Родители расходятся в соответствии с выбранным ответом по каждому утверждению и комментируют его от имени образовавшейся группы.
Родитель обязан:
- Присматривать за тем, чтобы мой ребёнок нормально учился и вел себя определённым образом.
- Смотреть за тем, чтобы мой ребёнок рос честным, уважающим других, желающим и умеющим зарабатывать себе на жизнь.
- Наблюдать за тем, как он ведёт себя «на людях», следит ли за собой.
- Руководить моим ребёнком, а его обязанность – следовать моим указаниям.
- Если мой ребёнок попадает в беду, моя обязанность – вызволить его.
- Жертвовать всем для моего ребёнка, потому что его потребности и благополучие более важны, нежели мои.
- Оберегать моего ребёнка от неприятностей, ошибок и неудач.
Вывод: ВСЕ ЭТИ СУЖДЕНИЯ – ОШИБОЧНЫ: они воспитывают не способную к рефлексии, не самостоятельную личность, постоянно нуждаются в руководстве, поддержке, внимании.
3.     Участники делятся на малые группы (по 3-4 человека), каждая из которых располагается так, чтобы не мешать остальным. Все задания выполняются в группе.
Задание 2: Нарисовать (написать) на листе формата А3 цели на будущее. Публично их представить. Закрепить на доске.
Голосованием оставить 3 главных для всех групп целей.
Задание 3: Нарисовать на листе формата А3 афишу к фильму «Моё будущее». Публично её представить. Закрепить на доске.
Задание 4: Нарисовать (написать) в центре листа формата А3 страхи (опасения) в отношении своего ребёнка.
Задание 5: Учитель, сохраняя анонимность, отдаёт работы в другие группы. Передавая по кругу лист с обозначенной проблемой, каждая группа пишет причины возникновения озвученных страхов (опасений) каждой из участвующих групп.
Задание 6: По кругу группы вновь рисуют, пишут пути преодоления выявленных страхов (опасений).
Передавая по кругу лист с обозначенной проблемой и причинами возникновения, каждая группа пишет пути преодоления выявленных страхов (опасений) каждой из участвующих групп.
Каждая группа публично озвучивает обозначенную проблему, предложенные родителями причины и пути решения.
4.    Анализ проведённого заранее анкетирования детей «за что меня дома ругают и за что хвалят?» с целью обратить внимание родителей на абсурдность некоторых недовольств в адрес ребёнка, на отсутствие заслуженной похвалы, а так же выяснить, что не доработал родитель, если старшеклассник так поступает, и что при этом ещё можно изменить.
5.    Подведение итогов занятия в сопоставлении поставленных родителями и детьми целей, озвученных проблем и путей их решения.
P.S. Оказывается, что старшеклассников кроме заслуженных претензий, ругают за то, что читают фантастику, что не так выстирали бельё. За то, что долго говорят по телефону, так как их не отпускаю гулять и т.п. Хвалят, в основном, лишь за хорошие оценки и далеко не каждого родителя интересует, какой ценой они ребёнку достались. В заключении родители пришли к единой мысли о том, что причина всех их страхов заключается в том, что они не уверены в своих детях. Это означает, что процесс социального самоопределения и как результат формирование социально зрелой личности у десятиклассников ещё не завершён.
Дальнейший анализ результатов проведённой работы показал, что дети и родители ходят одного и того же – финансового благополучия, хороших семьей, здоровья. При достижении поставленных целей, как у детей, так и у родителей, возникают одни и те же проблемы – недостаточная успеваемость, страх остаться без работы, не реализоваться в жизни. Однако реализацию целей родители видят в плодотворном труде своего ребёнка при их финансовой и моральной поддержке, а дети уверены в том, что всё в жизни им достанется легко: богатый муж, сразу высокооплачиваемая и интересная работа. В свою очередь оказалось, что причины своих страхов родители видят в чём угодно, но только не в себе. Редкие родители осознают свои недостатки в воспитании детей.
Таким образом, осуществляя педагогическое сопровождение старшеклассников необходимо в режиме диалога, не навязывая своё мнение, не давая правильных ответов, а стимулируя ребят и родителей в коллективной творческой деятельности проживать и анализировать педагогические ситуации, создавать условия для социального, профессионального, нравственного самоопределения старшеклассников, а следовательно их личностного роста.
 
Литература
1. Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст]: Кн. для учителя. – М.: Просвещение,. 1989. – 255 с.: ил. – (Психол. наука - школе).

Категория: Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся | Добавил: Администрация | Теги: социальное самоопределение, старшеклассник, самоопределение, социальная зрелость, родительское собрание, классный час, проблема, школа, будущее
Просмотров: 3416 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52955)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39945)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28048)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27936)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27160)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27120)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26920)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz