Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 25.11.2017, 03:03

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением [18]
Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся [66]
Проектно-исследовательская деятельность учащихся [3]
Статистика

Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исслед. деятельность в образовании » Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся

Самостоятельная домашняя контрольная работа по русскому языку как средство управления проектной деятельностью учащихся
[ ] 30.11.2009, 16:10
Нина Геннадьевна Колобова,
учитель русского языка и литературы
МОУ Лицей №21 Кирова

Проблема проверки уровня знаний учащихся по русскому языку не только традиционными способами возникла в моей практике после начала работы в классе с углублённым изучением русского языка. Идея самостоятельной домашней контрольной работы, по сути своей не новая, появилась после прошедших на базе нашей школы курсов по современным интегративным технологиям и требованиям к современному уроку. Отдельной темой занятий были педагогические диагностики, позволяющие определить уровень усвоения учащимися системы знаний. Поэтому я решила попробовать в качестве одного из способов проверки предложить учащимся составить домашнюю контрольную работу по изученной теме.

Цели, которые ставились при организации этого вида деятельности, были следующие:
- выявить уровень овладения системой знаний и умений по теме;
- выявить уровень владения учащимися умением строить задания разного уровня сложности;
- выявить уровень творческого развития учащихся, интереса к предмету;
- оптимизировать процесс индивидуального обучения;
- способствовать развитию умения анализировать работу одноклассника;
- разработать программу коррекции пробелов в знаниях по теме.

Какова же структура контрольной работы?
Неизменным всегда остаётся наличие заданий 3 уровней: репродуктивного, конструктивного и творческого. Сами же задания могут варьировать свою форму.

Репродуктивный уровень. Составить 5 вопросов разного уровня сложности по изученной теме (вариант – составить тестовые задания по теоретическим вопросам темы).

Конструктивный уровень. 1) Подобрать дидактический материал в количестве… предложений по изученной теме. Можно указать произведение, автора, тему, которой должны соответствовать предложения – вариантов множество.
2) Подобрать предложение для синтаксического разбора (поскольку в 8-9 классах изучается синтаксис и пунктуация, то это задание всегда обязательно).

Творческий уровень. Написать сочинение-миниатюру на заданную тему с использованием определённых синтаксических конструкций. (обычно тема задаётся в связи с подготовкой к сочинению по русскому языку).

О данной работе учащимся сообщается в начале изучения темы, уточняются виды заданий и сроки сдачи контрольной – за несколько дней до повторительно-обобщающего урока, чтобы можно было успеть проверить и выявить пробелы в знаниях. Таким образом, на уроке обобщения материала анализируются те проблемы в усвоении темы, которые выявила работа. Кроме того, можно отследить, какие ошибки допускает каждый конкретный ученик, что он не понял и на что ему нужно обратить внимание. На обобщающем уроке в качестве дидактического материала используются предложения из контрольных работ учащихся с обязательным называнием ученика, нашедшего этот пример. В конце урока учащиеся получают задание – написать рецензию на работу товарища (соседа по парте) по следующим вопросам:

1. Достаточно ли полно выполнена контрольная работа? Правильно ли?
2. Определите уровень сложности заданий (высокий, средний, низкий). Обоснуйте свой ответ.
3. Насколько разнообразны предложения, представленные в работе?
4. Насколько творчески выполнил автор работу?
5. Удачно ли подобрано предложение для разбора?
6. Есть ли в работе орфографические и пунктуационные ошибки?

Следует заметить, что учащиеся получают работу, в которой учитель не подчеркнул ошибки и не поставил оценку (при проверке он это делает на отдельном листе), то есть ученик должен самостоятельно проанализировать работу. Таким образом, каждый учащийся при написании и рецензировании контрольной прорабатывает изученную тему как минимум дважды.
Этот вид работы по проверке знаний проводился мною в классе с углублённым изучением русского языка на протяжении 8-9 классов после изучения основных тем: «Односоставные предложения», «Предложения с однородными членами», «Обособленные члены предложения», «Сложносочинённое предложение», «Сложноподчинённое предложение», «Бессоюзное сложное предложение». На мой взгляд, она дала свои положительные результаты, потому что ученики признавались, что работа помогла им лучше понять ту или иную тему. Кроме того, появилась возможность выяснить, насколько творчески подошёл ученик к выполнению заданий, потому что были получены самые разные работы: и с заданиями и примерами, списанными из учебника, и с предложениями из тех книг, которые читает ученик в данный момент, и даже придуманными самостоятельно.
Те предложения, которые учащиеся подбирали как дидактический материал, дают возможность использования их в дальнейшем при повторении, при индивидуальной самостоятельной работе (разбор предложения, работа по карточкам), а также в 10-11 классах, так как среди них встречаются довольно трудные случаи. Кроме того, в качестве итога этой работы может быть выпуск дидактического пособия в рамках предмета «Основы проектной деятельности».
Основными трудностями для меня были следующие: точно рассчитать сроки сдачи работы, чтобы был изучен весь теоретический материал и осталось время для проверки перед уроком повторения, а также  каждый раз предлагать разные формы заданий, чтобы учащимся было интересно.
Я думаю, что такой вид работы может быть предложен и в классах возрастной нормы, и в более младших классах с некоторой корректировкой заданий.

Приложение
Пример самостоятельной домашней контрольной работы по теме «Однородные члены предложения» (работа составлена ученицей 8 класса Светланой Ковязиной).

1 задание.
1) Перечислите признаки однородных членов предложения.
2) В каких случаях при однородных членах предложения ставится запятая?
3) Нарисуйте схемы постановки знаков препинания при обобщающих словах при однородных членах предложения.
4) Какие смысловые отношения выражаются соединительными союзами?
5) Что такое градация?

2 задание.
Синтаксический разбор предложения.
Воротясь домой, она тотчас ушла к себе в комнату и появилась только к обеду, одетая в лучшее своё платье, тщательно причёсанная, перетянутая и в перчатках.

3 задание.
Дидактический материал по теме.
Это была грязная, чёрная и всегда тёмная лестница, из тех, какие бывают в капитальных домах с мелкими квартирами.
Правильный овал лица несколько смуглого, превосходные зубы, красиво обрисованные губами, прямой, несколько продолговатый нос, высокий лоб, серые, довольно большие глаза – всё это составляло почти красавца.
Он хотя и знал, но не верил всею душою до последней минуты в оставление Москвы и ничего не делал с этой целью.
От неё все ждали шутки и не хотели слушаться её, но она с упорством и страстностью требовала покорности, сердилась, чуть не плакала, что её не слушают, и, наконец, добилась своего.
Человек в генеральском мундире, в шляпе с плюмажем, с бегающими не то гневными, не то испуганными глазами подошёл к Кутузову и стал по-французски говорить ему о чём-то.
То, взвизгивая от радости, она валялась на спине, то грелась на солнце с задумчивым и значительным видом, то резвилась, играя с щепкой или соломинкой.    
Несмотря на своё горе или, может быть, именно вследствие своего горя, она на себя взяла все трудные заботы распоряжений об уборке и укладке вещей и целые дни была занята.
Они пели врозь, с трудом, с усилием, очевидно не для того, что им хотелось петь, но для того только, чтобы доказать, что они пьяны и гуляют.
В другом углу другие две старые пчелы лениво дерутся, или чистятся, или кормят одна другую, сами не зная, враждебно или дружелюбно они это делают.
Нахватают, напросят, накрадут всякой всячины, да и выпускают книжечки не толще букваря каждый месяц или неделю.  

4 задание.
Сочинение-миниатюра с описанием природы (использовать однородные члены предложения).

Существует три разновидности людей:
те, кто видит; те, кто видит,
когда им показывают;
и те, кто не видит.

                             Леонардо да Винчи

Случалось ли вам бывать ранним утром в лесу?
Небольшие золотисто-жёлтые пятнышки света, образованные просветами между деревьев, - это ли не чудо? Стоит только задеть ветку – вас обольёт ледяным, освежающим душем. Всё: земля, деревья, небо – сливается в единое целое. Красивые, правильной формы ёлочки стоят, картинно подбоченившись, маленькие симпатичные грибочки ютятся рядом. А щебетание птиц, непрерывный, шумный говор деревьев, сонный, блуждающий по лесу ветерок – не достойно ли всё это восхищения!
Надо только всё это запечатлеть: или зарисовать, или сфотографировать (получится отличный этюд) – и показать его тем, «кто не видит».
Категория: Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся | Добавил: Администрация | Теги: управление деятельностью, рецензирование, углублённое изучение, проектная деятельность, самостоятельная работа, русский язык, система знаний
Просмотров: 6173 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 3.7/3 |
Всего комментариев: 1
1  
This post has helped me think things thugroh

Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52960)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39959)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28052)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27941)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27165)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27125)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26930)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz