Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 21.09.2017, 20:49

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением [18]
Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся [66]
Проектно-исследовательская деятельность учащихся [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исслед. деятельность в образовании » Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся

Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
[ ] 10.11.2009, 16:42

Логинова Любовь Анатольевна,
воспитатель МДОУ ЦРР №96 г. Кирова

Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей немаловажна. Формируется словарь – идет обогащение словаря новыми словами. Например, малолетних детей знакомят со сказкой «Колобок», в которой есть новые слова: сусеки, амбары, печка. Затем вводят слова в речь детей, т.е. идет активизация словаря. Дети учатся использовать в своей речи существительные, затем слова действия, прилагательные, ласковые слова (с утешительным ласковым суффиксом) и т.д.
Развивается связная и монологическая речь. После прочтения сказки детям предлагается: закончить какое-то предложение, повторить некоторые предложения, затем пересказать.
Все это обыгрывается. Берутся небольшие рассказы, например, Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно», «Бяшка», «Лошадка».
Также идет развитие и диалогической речи. Работа начинается с небольших потешек, например, «Кисонька-мурысонька», «Сорока-белобока», «Пальчик-мальчик». Далее составляются небольшие рассказы.
Развивается и звуковая культура речи. Отрабатывается правильное произношение звуков. Например, дети подражают животным, издавая характерные им звуки (звукоподражание).
Осуществляется развитие фонематического слуха.
На занятии вносятся музыкальные инструменты – звоночек, барабан, дудочка. Как они звучат – высоко или низко, далеко или близко. Используются музыкальные игры: «Мишка-мышка», «Птичка-птенчики» и др. Дети под музыку имитируют движения маленькой мышки и большого медведя.
Здесь развивается интонационная выразительность речи (5, стр. 16).
Дети учатся передавать с помощью речи характер героев. Если герой чем-то недоволен – говорит сердито. Если боится – говорит со страхом.
Развивается сила голоса и дикция.
Дети учатся произносить слова так, чтобы окружающим все было хорошо слышно и все понятно.
Участвуя в театрализованной деятельности дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. А умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы. В процессе работы незаметно активизируется словарь детей через знакомство:
- с театральными профессиями (актер, режиссер, т.д.);
- с театральными жанрами: драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей и др.;
- с разными видами кукольных театров: настольный, пальчиковый, теневой, би-ба-бо и др. (3, стр.62);
- с целым миром новых слов и понятий: сцена, занавес, костюмы, атрибуты, зрительный зал и др.;
- с хорошей литературой, настоящей поэзией.

Знакомясь со сказками, в которых добро всегда побеждает зло, дети всегда хотят быть похожими на любимых героев, говорить их словами, совершать их подвиги. Дети любят слушать русские народные сказки, песенки, потешки, стихи А. С. Пушкина, С. Маршака, С. Черного, Д. Хармса. Дети умеют слышать красоту поэтического слова, а позднее сами используют знакомые строчки в речи.
- с лучшими образцами искусства. Театр объединяет в себе все виды искусства, что дает возможность говорить с детьми не только о его истории, но и о живописи, об архитектуре, истории костюма, декоративно-прикладном искусстве, художниках-иллюстраторах.
- наблюдение в природе. Наблюдая за природными явлениями, любуясь картинами, созданными волшебницей природой, дети выражают свое отношение к происходящим явлениям.

Нами создаются ситуации образных сравнений, при которых раскрываются творческие возможности детей, их наблюдательность, воображение. Деревья, цветы, птицы, звери, букашки наделяются образными характеристиками. Они как и люди бывают разными: большими и маленькими, худыми и толстыми. Они печалятся и радуются, разговаривают на своем языке.
Все это помогает детям расширить словарный запас, познать мир, умом и сердцем.
Театр является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые». (В. А. Сухомлинский).
Например, после того, как мы показали спектакль по сказке «Заюшкина избушка», на вопрос к детям: «Кто вам больше запомнился и понравился из героев сказки?», они отвечают: «Заяц и петух». Да, роль зайца – основная и самая сложная роль. Как же нужно было ребенку сыграть роль зайца, чтобы все дети ему посочувствовали, что он остался без дома, чтобы каждый мог поставить себя на его место. Поэтому и является театр лучшим средством развития чувства эмпатии. Основа эмпатии – в умении распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям, жестам и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы и содействия. А.Б. Теплов говорил: «Чтобы веселиться весельем и сочувствовать чужому горю нужно успеть с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место».

Театрализованная деятельность широко используется в психотерапевтических целях:
- преодоление трудностей в общении;
- терапия неврозов и страхов;
- помощь детям пережившим горе, потерю близких и т.п. (10, стр.91).
На принципе проигрывания различных ролей и ситуаций построена психогимнастика, в которой драматические, музыкальные, двигательные техники направлены на развитие общительности, сплочение, снятие психоэмоционального напряжения, на самоутверждение детей.
Дети часто не догадываются, что ту или иную роль они получили не случайно, но, проигрывая, вживаясь в роль, преодолевая трудности своего героя, ребенок избавляется от патологической застенчивости, робости, упрямства, и сверхкомфортности. Интересно, что именно усугубление окарикатуривание типажа в пьесе ведет к освобождению от природной невротической типажности.
Театр является ярким воспоминанием у ребенка, если он сам участвовал в роли любимого персонажа сказки.
Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико, так как искусство пробуждает у детей способность не только чувствовать в этом гармонию, красоту, но и создавать их в любой своей деятельности.
Например, рассмотрим постановку театрализованной сказки «Колобок» - старая сказка на новый лад:
- чтение;
- рассматривание иллюстраций по сказке;
- чтение сказки по ролям;
- выполнение детьми упражнений на развитие воображения, превращения, выразительность жеста, на сопоставление разных эмоций;
- рисование на тему «Колобок в кругу друзей»;
- лепка на тему «Покатился колобок по тропинке»;
- аппликация на тему «Колобок и его помощники»;
Таким образом, театр помогает нам в комплексе увидеть, услышать, изобразить, насладиться, и тем самым обогатить духовный мир ребенка.
Сказки любят все и взрослые и дети. А вот ребенок не просто любит сказки. Для него сказка – это мир, в котором он живет. В дальнейшей работе мною планируется совместное участие детей, педагогов и родителей в театрализованной деятельности.
 
Литература:
  1. Сорокина, Н. Театр – творчество, дети // Дошкольное воспитание. 1994. №8. с.106.
  2. Сорокина, Н. Театр – творчество, дети // Дошкольное воспитание статья. 1994. №9. с. 98.
  3. Сорокина, Н. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание статья. 1997. №6. с. 61.
  4. Сербина, Е. Спектакль – это не самоцель, а повод для того чтобы заниматься // Дошкольное воспитание. 1997. №5. с. 34.
  5. Арушанова, А. «Обучение диалогу», «Формирование грамматического строя речи», «Речь и речевое общение детей».
  6. Махнева, М.Д. Театрализованное занятие в детском саду. – М.: Творческий центр, 2001, с. 3.
  7. Зацепина, М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2004. с. 22.
  8. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. 1996
  9. Туфкрео Р., Кудейко М., Терапевтический эффект процесса изготовления театрализованной игрушки // Театрально-художественная деятельность в детском саду» - М.: 2004. с. 16.
  10.  Чистякова, М.И. «Психогимнастика». – М.: Просвещение, 1990.
Категория: Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся | Добавил: Администрация | Теги: кукольный театр, Занавес, сцена, актер, театр, зритель, настольный театр, режиссер, пальчиковый театр, ширма
Просмотров: 26791 | Загрузок: 0 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 4.3/6 |
Всего комментариев: 3
3  
Ну и конечно тут мой следующий урок №5 по плетению из бисера березы http://anka.uz.ua/береза-из-бисера/

2  
ы гораздо легче, чем воспитывать одного ребенка. Герцен А. И.

1  
Кто ставил себе материалы Викар ? Поделитесь мнением.

Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52841)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39773)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27972)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27869)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27059)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26790)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz