Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 22.09.2017, 07:28

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением [18]
Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся [66]
Проектно-исследовательская деятельность учащихся [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исслед. деятельность в образовании » Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся

Развитие изобразительных способностей детей 5 – 7 лет с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных техник рисования
[ ] 02.12.2009, 17:15
Лариса Геннадьевна Ганичева,
воспитатель МДОУ детский сад
компенсирующего вида №119
города Кирова
ga.la.gen@yandex.ru

Современные психолого-педагогические исследования показывают, что изодеятельность является важным фактором развития личности ребенка. Она представляет большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического, графо-моторного и волевого развития, для совершенствования всех психических функций, осуществления коррекции двигательных навыков, пространственной организации и т.д. (О.П. Гаврилушкина, Т.Н. Головина, И.А. Грошенков, Е.А. Екжанова, Т.П. Кудрина и др.) Но наблюдения за детьми, посещающими коррекционные группы VIII вида нашего детского сада, показали, что в большинстве случаев для них характерно отсутствие интереса к рисованию. Это объясняется их выраженной неловкостью, в частности имеющимися нарушениями мелкой моторики и зрительно - двигательной координации. Графическая деятельность аномальных детей носит неосмысленный и беспорядочный характер, рисунки отличаются схематичностью изображения, отсутствием целостного образа, упрощением и искажением форм, неправильной передачей пространственных отношений между элементами одного предмета, отсутствием цветовых характеристик. Техника рисования так же весьма примитивна. Дети не могут правильно удерживать инструмент в ведущей руке длительное время, производить точные согласованные движения, контролировать и регулировать их скорость, ритм, силу. Попытки взрослых работать с ребенком в русле только традиционных техник рисования приводит с одной стороны к шаблонности в исполнении, а с другой стороны - к неудаче в изображении и к потере ребенком уверенности в своих силах и способностях в этой области деятельности.
Отсутствие готовности к самостоятельной изобразительной деятельности дошкольников данной категории – та главная причина, которая побудила меня взять эту тему для более глубокого изучения и внедрения в практику.
Цель проекта: выявить возможности использования нетрадиционных техник рисования в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи проекта:
1. Адаптировать нетрадиционные техники рисования к условиям коррекционно – развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
2. Осуществлять коррекцию имеющихся отклонений в моторной, эмоционально – волевой, познавательной и речевой сферах в процессе рисования.
3. Расширить возможности в воспроизведении знакомого изображения, отражения своего жизненного, бытового, игрового и познавательного опыта.
Объект исследования: процесс рисования детей 5-7 лет с интеллектуальной недостаточностью, посещающих коррекционную группу детского сада №119 г.Кирова.
Предмет исследования: условия использования нетрадиционных техник в рисовании.
Предполагаемые результаты:
1. Создание методологических рекомендаций по применению нетрадиционных техник рисования в коррекционно-педагогическом процессе.
2. Улучшение качества детских рисунков и обогащение их по содержанию.
3. Повышение интереса детей к изодеятельности, появление уверенности в своих силах, расширение художественного опыта детей.
 
Продолжительность реализации проекта: 2 года.
Реализация проекта соотносится с индивидуальными особенностями детей, степенью отклонений в их развитии и строится на принципах доступности, системности, многократности повторения.

Этапы проектной деятельности:

I.  Подготовительный.
1. Анализ уровня изобразительных навыков и умений и имеющихся отклонений в развитии эмоционально – волевой и познавательной сферах детей.
2. Пропедевтическое обучение, направленное на формирование и обогащение чувственного опыта детей. В его рамках была проведена многоплановая работа:
• Дидактические игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов по величине.
• Дидактические игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов по форме.
• Дидактические игры и упражнения на узнавание, различение и называние цветов.
• Дидактические игры и упражнения на формирование представлений о пространственных признаках и отношениях.
• Гимнастические упражнения для развития движений рук.
•Игры и упражнения, направленные на формирование представлений и двигательных навыков (зрительное и двигательно-осязательное формирование образа предмета; составление контура этого предмета из палочек; построение заданной формы с помощью шаблона; передача формы предмета с помощью готового контура - трафарета; рисование предмета с использованием готовых контурных линий более светлого оттенка и обведение его более темным карандашом; рисование предмета с использованием опорных точек.)
В результате проведенной работы дети начали понимать и соотносить форму, величину, цвет и другие свойства объектов с их изображением. Движения рук стали более сильными, ловкими, уверенными и координированными. Дети привыкли слышать и выполнять инструкции педагога, соблюдать правила поведения.

II. Внедренческий.
1. Отбор наиболее доступных нетрадиционных техник изображения на основе анализа уровня изобразительных навыков и умений и имеющихся отклонений в развитии эмоционально-волевой и познавательной сферах.
• Пальчиковое рисование  дает возможность создавать рисунки даже при минимальных изобразительных умениях; очень эффективно на начальных этапах работы: ребенок набирает на пальчик краску и рисует. Основные приемы: точка, пятно, кружок, кольцо, короткий и длинный лучик.
•Рисование карандашом - штампом с резинкой на конце, срезанной под углом 45º, способствует формированию и закреплению правильного захвата карандаша, последовательной смене тонуса мускулатуры руки.
• Оттиски пробкой, ватной палочкой, печатками из картофеля, моркови, ластика, пенопласта, смятой бумагой помогают расширить возможности изображения разных форм предметов и их элементов, сосредоточиться на цветовом и композиционном решении рисунка.
• Тычок жесткой полусухой кистью помогает передать фактурность окраски, «пушистость» или «колючесть» образа.
• Рисование пластилином великолепно развивает мелкую моторику руки, способствует развитию эмоционально-волевой сферы. Приемы: скатывание мелких шариков и заполнение ими формы, размазывание шариков на бумаге, пропускание пластилина через чесночный пресс.
2. Ознакомление детей с нетрадиционными художественными техниками проходило в следующей последовательности:

Этап
Цель
Деятельность педагога
Деятельность детей
1
Развивать положительный эмоциональный интерес к деятельности и результатам рисования
Знакомит детей с инструментами, необходимыми для последующей деятельности, демонстрирует приемы, сопровождая показ живым, эмоциональным словом.
Наблюдают за действиями педагога, радуются полученным выразительным образам.
2
Учить правильному захвату инструмента (кисть, штамп и т.д.) и использованию материалов изображения (краски, пластилин, аппликационные заготовки и т.п.); учить распределению мышечного тонуса
Уточняет способы использования инструментов и материалов (вопросы, указания), при необходимости использует показ, совместные действия «рука в руке», подбадривает. Стимулирует речь (обогащение словаря терминами и понятиями, связанными с процессом изображения, признаками предмета и его частей, действиями, пространственными отношениями).
Создает беспредметные изображения, заполняя лист бумаги точками, мазками, оттисками; отвечает на вопросы педагога.
3
 
 
 
 
 
4
Отрабатывать умения и навыки работы в ограниченном определенными рамками поле деятельности
Отрабатывать умения и навыки работы, требующие определенной координации движений, умения ориентироваться на плоскости листа
Стимулирует речь детей, побуждая отвечать на вопросы об изображаемых объектах, выделять их сенсорные характеристики (цвет, форма, величина), рассказывать о создаваемых ими образах
Создает предметные, сюжетные и декоративные образы, применяя полученные умения и навыки изображения

 
III. Контрольный.
Задачи проекта успешно решены:
• Использование нетрадиционных техник рисования помогло детям преодолеть чувство страха перед неудачей и способствовало эмоционально-положительному отношению к процессу рисования.
• Владение нетрадиционными техниками рисования расширило художественный опыт и возможности детей в воспроизведении знакомого изображения, способствовало улучшению содержания и качества детских рисунков, что позволило детям участвовать в городских и областных конкурсах художественного творчества.

Результаты реализации проекта.

 
Уровни
развития
Интерес к деятельности
Технические навыки
Содержание детских рисунков
Развитие мелкой моторики
Начальный этап
Низкий
90%
90%
100%
100%
Средний
10%
10%
-
-
Оптимальный
-
-
-
-
Конечный этап
Низкий
-
20%
30%
20%
Средний
50%
50%
30%
40%
 Оптимальный
50%
30%
40%
40%

Выводы:
• нетрадиционные техники рисования могут быть использованы в коррекционно – развивающей работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
• наиболее эффективной и удобной для работы является индивидуальная и парная форма организации занятий, т.к. они позволяют определить, уточнить и дифференцировать направление коррекционно-развивающей работы с каждым ребенком; по мере усвоения приемов и способов изображения можно переходить и к подгрупповой форме работы;
• тематика занятия должна быть близка и понятна ребенку, а также должна перекликаться по своим целям с другими видами деятельности;
• создание игровой ситуации, ровный доброжелательный тон педагога инициируют желание передать образ, пользуясь доступными изобразительными средствами;
• наиболее доступными являются следующие нетрадиционные техники: рисование пальцами, техника оттиска, коллаж, тычок жесткой кистью, рисование пластилином;
•гиперактивным и расторможенным детям предпочтительно предлагать техники, предполагающие спокойную работу, способствующую формированию умений и навыков структурирования собственной деятельности (коллаж, тычок жесткой кистью) на листах среднего размера;
• для детей со сниженным вниманием и активностью более полезны техники, требующие свободных движений и предполагающие свободно экспериментировать материалами в пространстве листа бумаги большого размера (пальчиковое рисование);
• применение нетрадиционных техник на занятиях по рисованию может быть использовано как автономно, так и в комплексе с традиционными художественными техниками.
Перспектива проекта заключается в практическом продолжении данной методики и расширении тематических вариантов, а так же использовании ее в более раннем дошкольном возрасте.
 
Литература:
1. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1982.
2. Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности. – СПб.: Сотис, 2002.
3. Гризик Т.И. Маленький помощник: пособие для подготовки руки к письму. - М.: Просвещение, 2005.
4. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Категория: Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся | Добавил: Администрация | Теги: мелкая моторика, доступность, коррекция, возможности, дошкольники с интеллектуальной недо, интерес, нетрадиционные техники рисования
Просмотров: 8681 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/4 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52842)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39774)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27977)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27870)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27060)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26791)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz