Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 22.09.2017, 07:28

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением [18]
Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся [66]
Проектно-исследовательская деятельность учащихся [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исслед. деятельность в образовании » Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся

Проектная деятельность на уроках литературы
[ ] 07.12.2009, 15:12
Братухина Ольга Александровна,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ с УИОП № 47 г. Кирова
 
В последнее время стало актуально использовать на уроках метод проектов. Это связано прежде всего с тем, что школы стали компьютеризированными и детям интересна такая форма работы.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний, умений; требует применения знаний из различных областей науки, техники, технологий, творческих областей.
Тема, которая заинтересовала учеников, - «Юмор и сатира», так как ребята, изучая литературу в 7 классе, сталкиваются с разными авторами, которые в той или иной мере используют разные средства комического. Поэтому часто задаваемый вопрос: «Чем отличаются юмор и сатира друг от друга?»- и стал проблемным вопросом в данном проекте.

Тема проекта: «Юмор и сатира в произведениях русских классиков»
Учебный предмет, в рамках которого проводится проект: литература.
Учебные предметы, сопутствующие изучаемому вопросу: русский язык, литература, информатика.
Классы: седьмые классы

Цели проекта:
1. Научить школьников сотрудничать, работая над темой проекта.
2. Создать проблемную ситуацию с целью привития интереса к изучению литературы.
3. Научить учащихся самостоятельному поиску необходимой информации с использованием различных источников.
Сроки проведения: с января по февраль(8 недель)

Этапы проведения проекта:
Первый этап:выбор темы, распределение по группам для проведения исследований и определение формы представления результатов, изучение теоретических вопросов, формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы, формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся); выдвижение гипотез решения проблем; определение творческого названия проекта
Второй этап: обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе; обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав;  самостоятельная работа по сбору информации в разных источниках, консультации учителя.
Третий этап: обмен информацией в группах (парная, групповая работа), индивидуальные консультации учителя,  подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе; защита полученных результатов и выводов; оформление результатов, анализ результатов в группах, коррекция.
Четвёртый этап: выход на конкретный результат и оформление готового продукта;  оценивание результатов проекта школьниками и учителем, подведение итогов проектной деятельности.

Итогом работы является:

1.Исследовательская работа  с последующей защитой на школьной научно-практической конференции в марте.
2. Подготовка презентаций: «Сатира и юмор» и «Сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина».
3. Выпуск буклета «Над чем смеётся Н.В. Гоголь?»
4. Выпуск газеты «Антоша Чехонте».

Ход проекта:
1. Для себя формулируем дидактические цели: формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, формирование критического мышления.
2. Ставим методические задачи: научить пользоваться Microsoft PowerPoint для оформления результатов (информатика), научить кратко излагать свои мысли устно и письменно (русский язык, литература), познакомить с творчеством писателей-сатириков и юмористов, совершенствовать умения анализировать текст художественного произведения.
3. Проводим "мозговой штурм", используя метод наводящих вопросов. Ученики каждого класса выбирают свои темы, формируются группы по интересам.
4. Дальше выдвигаем гипотезы решения проблем, их формулируют учащиеся (каждая группа выдвигает свои гипотезы).
5. Придумываем творческое название проекта, исходя из обсуждения тем индивидуальных исследований.
6. Обсуждаем план работы учащихся индивидуально или в группе. Ученики продумывают пути проведения своих исследований: анкетирование, исследовательская работа по творчеству писателя, создание презентаций, сбор информации в музее М.Е. Салтыкова-Щедрина, библиотеке и т.п. и то, как будут оформлены результаты исследования.
7. Говорим со школьниками о возможных источниках информации, вопросах защиты авторских прав.
8. Самостоятельная работа учащихся в группах.
9. Заключительный этап: защита полученных результатов и выводов.
Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом. Результативность каждого выступает здесь как фундамент для новых исследований по темам проекта.

Выводы: проект помогает завершить большую тему, идущую на протяжении целого учебного интервала (иногда и двух четвертей), проектом можно начать и новую тему, которая будет на следующих уроках.
Такая форма работы (самостоятельный подбор материала, оформление результатов работы в интересном виде) показала, что проектная деятельность привлекает детей, и они сами предлагают темы для дальнейших исследований.
Таким образом, проектная деятельность дает возможность не только изучить, обобщить или повторить новый материал, но и реализовать творческие способности учеников.
Категория: Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся | Добавил: Администрация | Теги: сотрудничество, проектная деятельность, компьютер, литература, самостоятельная работа, творчество, критическое мышление, проект, проблема, исследование
Просмотров: 2013 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.0/5 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52842)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39774)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27977)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27870)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27060)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26791)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz