Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 21.09.2017, 20:53

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением [18]
Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся [66]
Проектно-исследовательская деятельность учащихся [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исслед. деятельность в образовании » Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся

Проектная деятельность на уроках литературного чтения в начальной школе
[ ] 04.12.2009, 16:55
Наталия Витальевна Миронова, учитель
начальных классов МОУ СОШ №12
им. академика В. И. Кудинова,
г. Воткинск, Удмуртская Республика,
 
Шестой год я работаю по комплекту учебников «Классическая начальная школа», в состав которого входит «Чтение и литература» под редакцией О.В. Джежелей. Работа с данным учебником предполагает использование проектной деятельности на уроках чтения. Проектная деятельность предполагает постановку проблемы, изучение теории, сбор собственного материала, его анализ и выводы. Классно-урочная система предусматривает совместную учебно-познавательную деятельность, которая в начальной школе часто имеет творческий и игровой характер, направленный на достижение результата деятельности. Мотивация младших школьников возрастает, если они имеют представление о конечном продукте деятельности. Учебник О.В. Джежелей отличается от других учебников литературного чтения тем, что учащиеся в начале знакомятся с литературными терминами, а затем, читая предложенные тексты, дети усваивают теорию. Такое построение материала помогает читателю ориентироваться в доступном круге чтения, сознательно выбирать книгу с учебными и внеучебными целями, всесторонне воспринимать литературное произведение, содержательно и творчески проводить досуг в среде сверстников.
Задания в учебнике второго класса подобраны таким образом, что метод проекта стал самым актуальным при изучении темы «Сказка». Благодаря заданию в учебнике: научись показывать и рассказывать сказку в театре, конечным продуктом нашей деятельности стал спектакль по сказке С. Маршака «Курочка Ряба и десять утят». Таким образом, четко определились цели и задачи проекта. Цель – создание условий для постановки спектакля по сказке С. Маршака «Курочка Ряба и десять утят» и получение навыка проектной деятельности. Задачи – 1) изучить теорию по теме «Сказка»; 2) научить редактировать текст сказки; 3) провести конкурс иллюстраций и создать иллюстрированную книжку по сказке; 4) провести конкурс чтецов; 5) провести рекламную компанию перед началом спектакля. Объект проекта – сказка. Предмет проекта – сказка С. Маршака «Курочка Ряба и десять утят». Исполнители – учащиеся 2 класса. Тип проекта – творческий, практический. Длительность – средней продолжительности.
Приступив к изучению темы «Сказка», дети познакомились с основными элементами сказки, научились их выделять в вариантах русской народной сказки «Курочка Ряба». Прочитав сказку Маршака «Курочка Ряба и десять утят» дети доказали, что данное произведение является сказкой, выдели основные элементы сказки в тексте. Но при этом учащиеся отметили, что в данном произведении отсутствует концовка. Ребята составили план сказки, разбив ее на части, поработали над анализом каждой части, составили характеристику главных героев. Учащиеся выбрали для себя наиболее понравившуюся часть сказки, нарисовали к ней иллюстрацию и выучили эту часть наизусть. В классе был проведен конкурс «Лучшая страница иллюстрированной книги». Дети выступили в роли жюри. Они получили критерии оценивания работ одноклассников, разработанные мной.
Критерии оценивания одноклассниками.

Критерии
Да – 3 балла
Частично – 2 балла
Нет – 0 баллов
Передача сюжета в иллюстрации
 
 
 
Передача настроения
 
 
 
Разнообразие композиции
 
 
 
Наличие выразительных образов
 
 
 

Результат оценивания: 8-12 баллов – оценка «5», 4-8 баллов – оценка «4»
При оценке выразительного чтения критерии были другими.

Критерии
Ученик
Одноклассник
Учитель
Грамотное произношение
 
 
 
Четкость речи
 
 
 
Выделение логических ударений и пауз
 
 
 
Выявление авторского отношения к предмету
 
 
 

Результат оценивания: 12-15 баллов –«5», 9-12 баллов – «4», 6-9 баллов – «3»
Рисунки учащихся, получившие оценку «5», стали страницами иллюстрированной книги. Учащиеся, которые наибольшее количество баллов в выразительном чтении отрывка, стали актерами. Таким образом, класс был разбит на 2 группы: актеры и декораторы. Актеры участвовали в репетиции будущего спектакля. Декораторы готовили маски, составляли и выпускали афиши, проявили рекламную компанию в первых классах, пригласив первоклассников на спектакль. Актеры на репетиции вместе с учителем работали над сценарием спектакля.

Дети дополнили сказку, придумав свою концовку:

А цыплята бегут поздравлять
Свою смелую курицу - мать.
Угощают червячками и крошками,
Говорят: «Мы будем хорошими.
Будем, мама, тебя мы любить
И с тобой долго-долго жить.

Результатом всей деятельности стал спектакль по сказке С. Маршака «Курочка Ряба и десять утят», на котором первоклассники смогли увидеть не только игру актеров, но и страницы иллюстрированной книги.
В ходе проекта был раскрыт творческий потенциал каждого ребенка: учащиеся выступили в роли поэтов, художников, актеров, чтецов, костюмеров, рекламных агентов. Дети стали более организованными, общительными, дружными, приобрели умение оценивать работу одноклассников и обосновывать свое мнение. Познакомились с различными формами работы над сказкой. Учащиеся готовы и хотят участвовать в проекте «Сочиняем стихи про Новый год», который станет итогом изучения темы «Стихи».

Литература:
1. Джежелей О.В. Чтение и литература. 1-4 кл.: Программа (Обучение грамоте. Литературное чтение). Методический комментарий. – М.: Дрофа, 2004. – 96 с.
2. Чтение и литература. Учебник. 2 кл.: Учеб.: В 2ч./Авт.-сост. О. В. Джежелей. – М.:Дрофа, 2007.
3. Коновалова Е.И. Чтение и литература. 2 класс. Поурочные планы по учебнику О.В. Джежелей. – Учитель-АСТ, 2007
Ссылки: http://bg-prestige.narod.ru/proekt/index.html
Категория: Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся | Добавил: Администрация | Теги: критерии оценивания, конкурс, создание спектакля, иллюстрированная книга, проектная деятельность, Актеры, урок литературного чтения, сказка
Просмотров: 5622 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52841)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39773)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27972)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27869)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27059)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26790)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz