Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 21.11.2017, 07:14

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением [18]
Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся [66]
Проектно-исследовательская деятельность учащихся [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исслед. деятельность в образовании » Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся

Проектная деятельность как процесс творчества
[ ] 30.11.2009, 16:03
Ирина Сергеевна Домрачева,
педагог-психолог
МОУ СОШ № 56 г. Кирова,
e-mail: Ir-Domracheva@yandex.ru

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования» [1].
Одним из методов, наиболее подходящих для реализации данной задачи, является метод проектов, в основе которого лежит организация творческой деятельности учащихся. В условиях утраты большинством учеников интереса к обучению в традиционных условиях, проектная деятельность способна сыграть роль источника энергии, или, другими словами, средства перенаправления всегда имеющейся в ребенке потребности в познании в необходимое предметное пространство.
В «Методических рекомендациях по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы» [2] проекты рассматриваются с точки зрения полезности как для учеников, так и для учителей:
Учебный проект с точки зрения обучающегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:
  • проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
  • целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
  • самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
  • представление результатов своей деятельности и хода работы;
  • презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
  • поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
  • практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
  • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
  • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Рассмотрим понятие "проектная деятельность" с точки зрения педагогики и психологии.
По мнению Н.В. Матяш, проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное творческой деятельности. На основании этого предполагается, что творческая проектная деятельность школьников - это деятельность по созданию изделий и услуг, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих личностную или общественную значимость [3]
Попробуем сделать краткий сравнительный анализ процесса творчества и процесса проектной деятельности. Для этого обратимся к трудам В.А Моляко [4] и Н.Ю. Пахомовой [5].

В.А. Моляко выделяет следующие этапы творчества:
1.    возникновение проблемы (постановка задач);
2.    подготовка к решению;
3.    формирование замысла;
4.    проверка и проработка.

Для сравнения этапов творчества с этапами проектной деятельности возьмем этапы работы над учебным проектом, предложенные Н.Ю. Пахомовой:
1.    погружение в проект;
2.    организация деятельности;
3.    осуществление деятельности;
4.    презентация результатов.

Итак, погружение в учебный проект можно обозначить как этап формулирования темы, что соответствует начальному этапу творчества. Этап организации деятельности, как полагает Н.Ю. Пахомова, представляет собой постановку цели и задач по решению проблемы, а это не что иное, как подготовка к решению. На этапе осуществления деятельности учащиеся "добывают" новые недостающие знания, готовят презентацию работы. А собственно презентация и проверка результатов необходимы и учащемуся, и учителю для оценки и самооценки.
Таким образом, сравнительный анализ процесса творчества и процесса проектной деятельности показал значительное совпадение этапов и их направленности, что позволяет утверждать: проектная деятельность, в целом, и учебный проект, в частности, и есть процесс творчества.

Литература:
  1. http://archive.kremlin.ru/text/docs/2002/04/57884.shtml
  2. http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php
  3. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В.В. Рубцова. - Мозырь: РИФ "Белый ветер", 2000. - 285с.
  4. Моляко В.А. Психология конструкторской деятельности: Дисс…докт. Психол. Наук. - К.: 1981
  5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003. - 110с.

Категория: Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся | Добавил: Администрация | Теги: проектная деятельность, знания, интегративный, метод проекта, творчество, проблема, деятельность, организация, компетентности, учебный проект
Просмотров: 2774 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52955)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39945)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28048)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27936)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27160)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27120)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26920)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz