Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 21.09.2017, 20:47

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением [18]
Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся [66]
Проектно-исследовательская деятельность учащихся [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исслед. деятельность в образовании » Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся

Проектная деятельность и ИКТ в процессе обучения информатике
[ ] 10.12.2009, 10:42
Татьяна Николаевна Черникова,
учитель информатики МОУ СОШ № 13
с УИП эстетического цикла,
г. Ноябрьск Тюменской области
e-mail: chtnsp@rambler.ru
 
«Настоящий ученик умеет выводить известное
из неизвестного и этим приближаться к учителю».

                                                 И. Гете
 
Сегодня актуальна фраза: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». В ней кроется главное понимание существующего опыта школьного обучения самостоятельному творчеству.
В число важнейших задач образования входит подготовка школьников к реалиям жизни и труда в завтрашнем высокотехнологизированном обществе. Это задачи достижения жизненного успеха, социальной компетентности, конкурентоспособности, социального самоопределения, умелого применения полученных знаний на практике для решения проблем, используя современные технологии. Такое обучение и воспитание возможно лишь в процессе реальной деятельности в открытом реальном мире.
Таким образом цель изучения информатики в школе состоит в том, чтобы в результате эффективного обучения, сформировать у учащихся: компьютерную грамотность, где компьютер и информационные технологии являются объектом усвоения в обучении; компьютерную компетентность - компьютер и ИТ становятся средствами учебной деятельности, а затем и труда; компьютерную зрелость - компьютер и ИТ выступают как объект творчества и средство созидания человеком себя как профессионала и личности.

В своей деятельности ведущую роль отвожу проектному методу, как одной из инновационных форм организации учебно-воспитательного процесса.
Метод проектов можно рассматривать и как технологию сотрудничества. В процессе работы над проектом происходит тесное личностное взаимодействие ученика с учителем на принципах равного партнерства, общение старшего по опыту товарища с младшим с одновременным отсутствием диктата со стороны учителя и достаточной степенью самостоятельности для ученика.
Проектный метод относится к активным способам обучения. Активное решение жизненных ситуаций требует поиска дополнительных знаний и выработки необходимых умений и навыков. Проект позволяет решить и проблему актуальности изучаемого материала, его значимости для ребенка. Главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, – я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда».

Работу по созданию проектов осуществляю следующим образом.

Первый этап очень важен для успеха работы методом проектов. В этот момент важно подать идею проекта, но не определить его содержание, как он должен выглядеть. Задача ставится только в общих чертах. Ощущение свободы выбора, участие в выборе и определения проектной деятельности обеспечивает сознательную работу учащегося в осуществлении проекта, принятие целей проекта как своих личных целей и в конечном итоге положительную мотивацию работы над проектом, а значит и всей учебной деятельности с ним связанной.

На втором этапе идет выстраивание организации будущей проектной деятельности учащихся, в случае коллективной работы распределение задач между группами участников, планирование работ.
В мои обязанности, как координатора, входит организация работы всей группы, помощь в освоении новых технологий и программных средств, оценка проделанной работы отдельных групп. Этот этап важен для решения такой учебно-воспитательной задачи как формирование самостоятельности школьников в целеполагании и планировании своей и групповой деятельности.
Третий этап - заключается в формулировании задачи первого шага по осуществлению проекта. Учитель должен помнить, что задача формулируется так, чтобы, с одной стороны, достичь учебно-воспитательной цели данного шага проекта, а с другой, дать максимальную свободу для творческого ее выполнения учениками.

Четвертый этап. Здесь организуется и проводится работа над поставленной задачей. В процессе работы организуется взаимодействие, взаимопомощь учащихся, учитель поощряет и направляет самостоятельный поиск необходимой информации, помогает сам, когда исчерпаны все возможности самостоятельной работы учащихся, по мере востребованности вводит в арсенал новые знания, организует практическую работу. Каждая шаговая задача должна приводить к вполне ясному для учеников результату в ясной связи с целью всего проекта.

На завершающем этапе подводятся итоги работы учеников, дается качественная оценка проделанной работы по осуществлению проекта, всего узнанного и приобретенного. Она, безусловно, положительная, даже если проект осуществлен не на сто процентовили что-то не получилось. Подводятся итоги воспитательного характера. Ученик сам видит, насколько удачно он поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта или его промежуточных результатов. Не менее весомой для ученика становится оценка учителем его личностных качеств, проявленных в процессе работы (усидчивость, находчивость, воля в преодолении трудностей, аккуратность, кропотливость, сообразительность и другие). Вопросы воспитания и самовоспитания приобретают большую значимость для развивающейся личности. Появляются реальные условия для бесконфликтной педагогики, воспитания самокритичности, обучения самоанализу и рефлексии.

Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна и мне и моим ученикам. С каждым годом все разнообразнее и интереснее становятся их работы. Постепенно они включаются в поисковую деятельность. Учащиеся учатся работать с информацией, собирая материал из различных источников, проявляют свою творческую фантазию. В настоящее время все больший объем работы они пытаются выполнять дома.
Важным компонентом при организации обучения проектным методом является социальное взаимодействие, поскольку межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет создать атмосферу творчества, комфортности, что способствует проявлению индивидуальности каждого ученика.
Как показывает практика, знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно или в диалоге с одноклассниками, приобретают особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требуют работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения. Таким образом, помимо знаний, у детей формируются навыки социального поведения и интереса к другому, как источнику познания.

Работа по программе для учащихся класса информационно-технологического профиля позволяет использовать метод проектов. Во время работы над проектом учащиеся образуют группу с едиными целями и задачами. Учащиеся учатся четко излагать свои мысли в письменном виде, анализировать поступающую информацию, представлять внутри своей группы новые идеи. Темы проектов связаны с жизнью школьного коллектива. По окончанию курса каждый учащийся (группа учащихся) имеет свой продукт.
Темой проекта может стать создание небольших слайд-фильмов, web-сайтов, электронных газет, альбомов, отражающих исторический материал, посвященных географии и путешествиям по различным местам нашей планеты, круглым датам, подготовка методического материала к урокам, фрагментов уроков, конструирование интерактивных тестов.
Перечень тем проектов являются открытыми и не зависят от возраста учащихся и года обучения информатике. Единственным критерием выбора темы является личная заинтересованность учащегося в работе над данным проектом.

Приведу примеры проектов.

Проект «Школьная газета»

Техническое обеспечение: текстовый редактор Word, графические редакторы, сетевые ресурсы Интернет.
Идея проекта: создать литературно-художественный листок, посвященный внеклассной жизни учащихся в школе.

Типология проекта:
по доминирующей в проекте деятельности – творчески-поисковый (поиск информации для решения проблемы и творческий подход к представлению информации) и практико-ориентированный (формирование навыков поиска нужной информации, закрепление навыков работы с текстами и рисунками, интерактивными элементами).

по предметно-содержательной области – проект в области курса информатики, культурологии.
по характеру координации – с открытойкоординацией учителя и оказания необходимой помощи;
по количеству участников — индивидуальный;
по продолжительности - краткосрочный.

Цели для учителя:
-   расширение знаний учащихся в области новейших информационных технологий и Интернет - технологий;
-   обучение целенаправленному поиску информации, умению применять методы поиска и отбора;
-   обучение систематизации информации;
-   обучение приемам подготовки газетного листа в текстовом редакторе;
-   обучение приемам создание электронного текстового документа с использованием интерактивных элементов (тестов, анкет);
-   формирование понятия гармоничного дизайна.

Цели для учащихся: создать школьную газету.

Проект слайд-фильм, посвящённый 60 - летию победы в ВОВ.

Идея проекта: создать летопись воспоминаний о Великой отечественной войне.

Типология проекта:
- по доминирующей в проекте деятельности - творческо-поисковый внеурочный;
- по предметно-содержательной области - межпредметный в области литературы, истории, информатики;
- по характеру координации деятельности – с открытой координацией преподавателей информатики, истории и литературы;
по характеру контактов - внешний;
по количеству участников - групповой;
по продолжительности - долгосрочный.

Цели для учителя:
патриотическое воспитание;
формирование интереса к обучению;
развитие творческих способностей;
- обучение сотрудничеству, коммуникативности;
-   обучение целенаправленному поиску информации;
-   знакомство с приемами подготовки документов к публикации (работой в PowerPoint, сканированием, работой с цифровым фотоаппаратом, приемами обработки фотографий).

Цели для учащихся:
знакомство с Великой Отечественной войной через воспоминания родных и близких;
- создание слайд - фильма, материалы которого будут интересны и сохранят в памяти будущих поколений воспоминания о военных годах.

Проект web – сайт «Николай Васильевич Гоголь – великий русский писатель»

Техническое обеспечение: web – редактор FrontPage, графические редакторы, сетевые ресурсы Интернет.
Идея проекта: создать литературно-художественный познавательный сайт, посвященный 200-летию со дня рождения Н. В. Гоголя.

Типология проекта:
по доминирующей в проекте деятельности – творчески-поисковый (поиск информации для решения проблемы и творческий подход к представлению информации) и практико-ориентированный (формирование навыков поиска нужной информации, закрепление навыков работы с web - редактором и рисунками, интерактивными элементами).
по предметно-содержательной области – проект в области курса информатики, литературы, культурологии.
по характеру координации – с открытойкоординацией учителя и оказания необходимой помощи;
по количеству участников — групповой;
по продолжительности - краткосрочный.

Цели для учителя:
  • расширение знаний учащихся в области новейших информационных технологий и Интернет - технологий;
  • обучение целенаправленному поиску информации, умению применять методы поиска и отбора;
  • обучение систематизации информации;
  • обучение приемам создания web – страниц, организации гиперссылок;
  • обучение приемам создание электронного текстового документа с использованием интерактивных элементов (тестов, анкет).
Цели для учащихся: создать web – сайт.

Проекты, выполненные учащимися 11 классов: «Язык программирования QBasic» «Основы работы в MS Excel», «Компьютерная графика» представлены в качестве экзаменационных работ; проект, представленный на городской конкурс мультимедиапроектов «Здоровое поколение – богатство страны»; с помощью компьютерных технологий был подготовлен проект «Суд Апполона», который принимал участие в пятой городской конференции исследовательских работ учащихся «Юность. Наука. Культура». Темы итоговых работ:  «Влияние компьютера на психику человека», «Киевская Русь», «История Великобритании», «Мой город», «Красная книга ЯНАО», «Достопримечательности Санкт-Петербурга», «ЕГЭ и его влияния на учащихся», «Вредные привычки» и т. д.
В результате реализации проектной деятельности обучающиеся повышают уровень духовно-нравственной культуры, овладевают следующими социальными умениями и навыками:
  • самостоятельно добывать знания и пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач;
  • работать в группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и т.д.);
  • устанавливать широкие человеческие контакты, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
  • пользоваться информационно-исследовательскими методами: собирать и обрабатывать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Если выпускник школы приобретает указанные навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах. Информационная культура становится важной составляющей общей личностной культуры.
Литература
  1. Угринович Н. Д.. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие - М.: БИНОМ, 2002г.
  2. Шелепаева А. Х.. Поурочные разработки по информатике: Универсальное пособие: 8-9 классы - М.: «ВАКО», 2005 – (В помощь школьному учителю)
  3. Селевко Т. В. Современные образовательные технологии. – М., Народное образование, 1998.
Категория: Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся | Добавил: Администрация | Теги: цель изучения информатики, проектная технология, примеры проектов, темы проектов, этапы создания проектов
Просмотров: 3452 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52841)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39773)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27972)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27869)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27059)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26790)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz