Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 21.11.2017, 07:25

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением [18]
Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся [66]
Проектно-исследовательская деятельность учащихся [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исслед. деятельность в образовании » Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся

Применение проектного метода в обучении и воспитании детей дошкольного возраста на занятиях по плаванию
[ ] 16.11.2009, 10:01
Елена Владимировна Олюнина,
инструктор по плаванию 
МДОУ ЦРР №96 г. Кирова

В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развивается его адаптивные возможности, повышается устойчивость к внешним факторам воздействия, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Приобретаются привычки, представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. («Концепция дошкольного образования») [1,13].
Основная задача нашего ДОУ - охрана жизни и здоровье детей, ставит перед необходимостью систематизации работы по таким направлениям как предвидеть, научить, уберечь.
Условия современной жизни, экология, особенности воспитания в семье накладывают отпечаток на психофизические особенности детей. Большинство детей чрезмерно активны, подвижны, легковозбудимы, поэтому наблюдаются трудности в управлении их поведением.
В этом случае вода (водоемы, реки, моря) может являться как фактором возбуждения нервной системы (эмоции от купания, плескания, игр в воде), так и релаксацией – при правильном подходе и регуляции поведения. Легко возбуждаясь, не контролируя свои действия ребенок может оказаться в трудной, экстремальной ситуации, находясь в водном пространстве. Поэтому, решено было создать проект «Основы правил поведения, безопасности и оказания первой помощи на воде», в рамках которого дети смогли бы на практике научиться адекватно реагировать на сложившуюся экстремальную ситуацию на воде и по возможности оказывать первую помощь.

Целью проекта явилась возможность обучения детей правилам адекватного поведения на воде, а также возможность реального освоения детьми правил оказания первой помощи на воде.
Задачи проекта таковы:
  1. обучать детей адекватно реагировать на сложившиеся экстремальные ситуации на воде (моделирование «экстремальных» ситуаций);
  2. совершенствовать возможности детей при оказании первой помощи у воды и в воде;
  3. побуждать к самостоятельному принятию решений в момент сложившейся экстремальной ситуации при плавании и купании.
Объектом исследования были дети старшей группы (6 лет).
Предметом исследования были смоделированные экстремальные ситуации на воде, которые чаще происходят с детьми.

Ход работы:
В течение двух месяцев на теоретических и практических занятиях дети осваивали правила поведения, безопасности и оказания первой помощи на воде.
На I – II этапах проекта «Постановка и обсуждение проблемы» дети вводились в сюжетную ситуацию: «Для показа воспитателям и родителям водного спектакля «Отдыхаем мы на море» необходимо знать и соблюдать правила поведения на воде (что можно, что нельзя), познакомиться с правилами оказания первой помощи.
В ходе III этапа «Работа над проектом» ранее поставленные задачи решались через следующие виды деятельности детей и педагога.
1) Занятия в бассейне: моделирование экстремальной ситуации педагогом: судорогой свело ногу, вода попала в ухо, ребенок поперхнулся водой, использование надувных игрушек.
Дети принимали собственное решение, выполняли действия для выхода из сложившейся проблемы. Надо отметить, что сама ситуация была представлена детьми в стихотворном виде (например: «Судорогой свело ногу - поищите мне подмогу») - эмоционально близком для детей данного возраста.
2) Познавательная деятельность.
Были проведены игровые занятия: «Обучение детей правилам поведения на воде», «Учимся помогать попавшему в беду».
Занятия проводились с участием сказочных персонажей (Пончик, Незнайка и т.д.) Дети активно участвовали в игровых заданиях, обсуждали ситуации, задавали вопросы, а также сами отвечали на вопросы.
Выполнение проекта невозможно без научной основы. Для чего, мною была приглашена педагог – предметник (химия - физика) Агафонова Г. В., которая в доступной для детей форме провела беседы и опыты с водой:
«Почему мы не тонем?»,«Плавание и воздух»
3) На занятиях по развитию речи детям была предложена схема для составления рассказов о правилах поведения на воде, о помощи попавшим в беду, проводилась видеозапись рассказов по предложенной ситуации.
4) Рисование и продуктивная деятельность были отражены в организации специальных выставок: «Мы в воде и у воды», «А так можно?», «Все мы родом из воды» (лепка), Азбука плавания» (аппликация).
5) В ходе работы над проектом формировались и элементарные математические представления. В процессе заданий, упражнений дети продолжали учиться ориентировке в пространстве, закрепляли понятия справа, слева, сзади, впереди, под, над и т.д.
6) Работа над проектом проходила и в рамках физического развития детей. Дети выполняли разминки на суше (сухое плавание), игровые упражнения и задания, игровые ситуации («Представьте, ваша лодка перевернулась, вы остались в воде – ваши действия»), а также дети выполняли цикл упражнений на формирование и развитие всех физических качеств.
7) Работа над проектом не обошла стороной и родителей. Для них были организованы выставки информационного материала: «Мы плаваем», «Упражнения – помощники», индивидуальные консультации, анкетирование, организованы фотовыставки из бассейна.
IV этап «Презентация»
Результатом работы над проектом стал открытый показ занятия – развлечения (водного спектакля) «Отдыхаем мы на море» для педагогов и родителей МДОУ. Во время занятия дети показали приобретенные умения и навыки при сложных ситуациях, возможных на воде; знания по оказанию первой помощи, что отражено в видеофильме, снятом родителями. Работа, проведенная в данном направлении, получилась нужной и интересной.
V этап «Постановка новой проблемы». В перспективе считаем, необходимым продолжить работу в данном направлении и расширить знания по вопросам экологической безопасности детей, которые будут освещаться во взаимосвязи со всеми специалистами МДОУ (психолог, физкультурник, музыкальный руководитель). Будут проведены опыты, эксперименты с водой, занятия в бассейне на экологическую тематику. Психолог скорректирует проблемы страхов, будут использованы элементы психодраммы, сказкотерапии. Музыкальный руководитель – будет использовать в своей работе постановку сказки на экологическую тему.
 
Литература:
  1. Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников/ Под. ред. К. Ю. Белая/ Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников. – М.: 1996.
  2. Казаковцева, Т. С. Программа По валеологии и физической культуре для дошкольных образовательных учреждений «Здоровье с детства»/Т. С. Казаковцева Киров, 1997.
Категория: Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся | Добавил: Администрация | Теги: плавание, сюжетная ситуация, экстремальные ситуации, дети, безопасность, первая помощь, деятельность, правила поведения на воде, занятие
Просмотров: 2763 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.8/4 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52955)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39945)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28048)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27936)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27160)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27120)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26921)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz