Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 22.09.2017, 07:26

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением [18]
Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся [66]
Проектно-исследовательская деятельность учащихся [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исслед. деятельность в образовании » Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся

Преимущества раннего внедрения метода проектирования в учебный процесс
[ ] 14.12.2009, 12:52
Евгения Николаевна Садакова
Педагог дополнительного образования
МОУ ДОД «Станция юных техников г. Кирова»
e-mail: ssadakova@yandex.ru

Проектная методика – необходимое условие для успешного обучения и всестороннего развития подрастающего поколения. В процессе проектной деятельности особое внимание уделяется познавательным интересам и потребностям учащихся, проводящим в рамках проекта свои собственные исследования. Проект – реалистичный замысел о желаемом будущем, содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ своей практической осуществимости. Основные этапы проектирования: обоснованный выбор будущего продукта; разработка проекта и его документальное оформление; макетирование и моделирование; практическое оформление; экономическая и экологическая оценка проекта и технологии; защита проекта.

Основной целью моей работы, как руководителя детского объединения, является развитие творческих способностей воспитанников в процессе создания декоративных композиций, выполненных в технике «коллаж». Возраст воспитанников первого года обучения от 7 до 10 лет. Чтобы избежать стихийности, неорганизованности, бессистемной творческой деятельности необходимо научить детей планированию своей работы. В процессе педагогической деятельности мною был разработан алгоритм вовлечения детей в творческий процесс. Идея (возникает в голове ребенка в виде замысла) – эскиз (ясное представление предполагаемого результата труда) – цвет, форма, размер (первый этап проектирования продукта труда) – материалы (второй этап проектирования продукта труда) – инструменты (оснащение рабочего места) – технология изготовления (выполнение определенных операций) – готовое изделие (проведение самоконтроля в труде). Занятия по этому алгоритму фактически представляют собой процесс проектирования, будят интеллектуальную и творческую активность воспитанников, учат планировать свою трудовую деятельность, осуществлять собственные замыслы.

Начиная с первого года занятий, процесс обучения строится с соблюдением всех этапов проектирования от замысла до реального изделия, включает в себя поиск информации, ее обработку и осмысление, а также обязательный анализ полученного результата. Например, ставится проблема отсутствия подарка для мамы к празднику. В процессе обсуждения приходим к выводу, что всем женщинам нравятся цветы, а так как в детском объединении мы занимаемся коллажем, то сумеем изготовить панно с букетом цветов. Затем начинается исследовательская работа каждого воспитанника: какие цветы любит его мама, какая цветовая гамма ей больше нравится (на данном этапе вопросники и таблицы для записи результатов исследования предлагаются педагогом). С учетом результатов исследования выполняется эскиз. Затем выбираются материалы для изделия и технология его изготовления. Здесь каждый ребенок анализирует свои возможности, свои умения и интересы. Кто-то лучше работает с тканью, кто-то любит лепить из соленого теста или пластилина (и это у него хорошо получается), кому-то легче обрабатывать бумагу. Таким образом, процесс планирования и изготовления изделия превращается в процесс проектирования. Конечно, помощь педагога является необходимым условием для получения положительного результата, нужен направляющий контроль за процессом и педагог является важной его составляющей. По окончании работы над изделием проводится анализ выполненных работ. В процессе обсуждения выясняются причины различия конечных результатов.

Все материалы по планированию и изготовлению изделия хранятся в накопительной папке до окончания работы. В дальнейшем среди воспитанников проводится конкурс на лучшую разработку пособия для изготовления изделия. Каждый желающий оформляет материалы, собранные в накопительной папке. Таким образом получается проектная папка. Конечно, этот проект не будет детально проработан, но в нем отражены все этапы проектирования изделия. Постепенное усложнение заданий требует от ребенка увеличения творческой активности, самостоятельности. Результатом обучения становится разработка изделий по свободно выбранной учащимся теме от идеи, воплощенной в эскиз, до конечного результата. Ребенок сам ставит перед собой цель, сам планирует свою деятельность по разработке и изготовлению изделия, ищет и анализирует наиболее подходящие способы его изготовления и добивается поставленной цели.

Самое сложное – поддержать и сохранить интерес к творческому процессу у воспитанников на первом году обучения, в дальнейшем проектирование собственного изделия становится для них привычным и необходимым. Дети видят результат своей творческой работы и по праву гордятся им. К сожалению, воспитанники почти не имеют возможности продемонстрировать свои умения за пределами детского объединения. На выставках, как правило, оценивается конечное изделие, а не процесс его проектирования.

Считаю, что необходима разработка путей раннего внедрения проектно-исследовательского метода в образовательный процесс, что повлечет за собой активизирование самостоятельных исследований учащихся, их воображения и творческих способностей. Произойдет перенос акцента с «усвоения знаний» на формирование ряда компетентностей. Чем раньше мы внедрим в образовательный процесс росточек под названием «проектирование» тем интенсивнее, ярче и красивее будет процесс его развития и совершенствования.
Категория: Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся | Добавил: Администрация | Теги: проект, творческая активность, самостоятельность, планирование деятельности, процесс проектирования
Просмотров: 1849 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52842)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39774)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27977)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27870)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27060)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26791)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz