Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 21.09.2017, 20:53

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением [18]
Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся [66]
Проектно-исследовательская деятельность учащихся [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исслед. деятельность в образовании » Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся

Организация проектной деятельности учащихся на уроках литературы
[ ] 01.12.2009, 14:21
Татьяна Михайловна Огородникова,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №20 г. Кирова
 
Проектная деятельность - это возможность организовать самостоятельную работу учеников по предмету не только во внеурочное время, но и на уроке. Выполнение небольшого по объёму проекта (мини - проекта) способствует мобилизации всех знаний и умений учащихся. В ходе работы над проектом приобретаются навыки межличностного общения и самоорганизации.
Знания и умения по теме «Рассуждение как один из типов речи» были использованы на уроке литературы в 8 классе по творчеству Д.С. Лихачёва для создания групповых мини-проектов (рассуждений на основе прочитанного). На уроке была предложена тема: «Заветное слово Дмитрия Сергеевича Лихачёва молодому поколению»

Цели и задачи урока:
1. Создать условия для формирования представления о личности Д.С. Лихачёва и его вкладе в русскую культуру.
2. Способствовать развитию умения строить рассуждение на основе прочитанных статей Д.С. Лихачёва.
3. Способствовать формированию потребности читать и задумываться над прочитанным, формированию понятий «доброта», «воспитанность».
Перед занятием была проведена предварительная работа по «погружению» в тему будущего речевого урока, которая включала следующие этапы:
  • Даны индивидуальные задания (по желанию): подобрать материалы и фотографии о жизни и творчестве Д.С. Лихачёва и подготовить презентацию.
  • Чтение на уроках литературы книги Д.С. Лихачёва «Заветное».
  • Для работы на уроке выбраны статьи Д.С. Лихачёва «Молодость-это вся жизнь», «О воспитанности», «Доброта», «Любите читать». Они прочитаны на уроках литературы.
  • Каждому предлагается распечатать одну из выбранных статей.
  • Класс перед уроком распределён на 3 группы.
  • Организована выставка книг Д.С. Лихачёва и статей о нём под названием «Мудрое слово Д.С. Лихачёва»
  • Организован подбор рабочих материалов к уроку: афоризмы, пословицы, поговорки о добре, о воспитанности, о молодости, о книге и чтении.
  • На этапе работы с биографией ребята представляют проект (домашнее задание) о Д.С. Лихачёве. Итогом стал вывод о том, что ребята многое знают о Д.С. Лихачёве и готовы к дальнейшей работе.
Работа над ключевыми словами. «Заветное слово» - что это значит? Подбор близких по смыслу слов (Доброе слово, завет, наставление, поучение, совет, ценное слово, мудрое слово, дорогое слово, может быть обращено к близкому, дорогому человеку)Затем идёт опора на уже изученный материал. Какое похожее произведение мы изучали в начале года? К какой литературе относится это произведение? (учащиеся вспоминают «Поучение Владимира Мономаха» из древнерусской литературы)
Актуализация знаний: Работа над составлением плана проекта.

План рассуждения
Используем слова и выражения
1.Тезис (то, что нужно доказать; в некоторых рассуждениях может отсутствовать чётко сформулированный тезис)
 
2.Доказательства (или аргументы, доводы, обоснования, объяснения).
3.Вывод (в некоторых рассуждениях может отсутствовать).
Для связи тезиса и доказательства.
Докажем это. Это можно доказать так (следующим образом). Почему? И вот почему. Это объясняется следующим.
Для введения доказательств. Во-первых,… во-вторых,… в – третьих,.. и т. д.
Для связи доказательства и вывода:
Обобщим всё сказанное. Таким образом,…Следовательно…

После этапа актуализации идёт закрепление знаний при работе в группах. Учащимсяпредлагается создать мини-проект в группах «Рассуждение на основе прочитанного»

1гр: Молодость- это …(капитал на всю жизнь,…)
2гр. Воспитанность-это …(умение считаться с другими,…)
3гр. Доброта – это…(подарок себе и другим,…)
Коллективная работа в группе ведётся в течение 7 минут, затем выступает один человек от группы.
Защита проекта-3 минуты.
Примеры мини-проектов.

Молодость - это фундамент нашей жизни. Во-первых, именно в молодости формируется характер человека. От характера зависит вся его жизнь. Во-вторых, именно в молодости нужно задумываться о своём будущем, о профессии, которой будешь заниматься. Это поможет выбрать верный путь .В-третьих, в молодости формируется окружение человека, круг его друзей. Это окружение повлияет на человека. Нужно помнить поговорку: «Береги честь смолоду». Таким образом, свою жизнь надо начинать строить с молодости.
Доброта делает нашу жизнь лучше. Во-первых, добрый поступок никогда не глуп, потому что он бескорыстен и не преследует цели, выгоды. Во-вторых, когда человек делает кому-либо добро, его настроение улучшается. В-третьих, добро всегда возвращается человеку добром. Поэтому, если хочешь жить лучше, совершай добрые поступки.

Воспитанность - это умение считаться с другими. Если мужчина открывает дверь в магазин незнакомой женщине, а дома не желает помочь жене по хозяйству, например, помыть посуду, то это невоспитанный человек. В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку. Чтобы все чувствовали себя хорошо и комфортно. Надо уметь не мешать друг другу. Необходимо уважать интересы других. Мудрый русский народ составил пословицу: «Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе». Эту пословицу можно считать девизом воспитанных людей. Если соблюдать это простое правило, жизнь станет гораздо приятнее и легче, ведь многие проблемы сразу исчезнут. Уважение к окружающим проявляется даже во внешнем виде человека. Аккуратный и опрятный – это человек, уважающий себя и окружающих. Таким образом, воспитанный человек – это человек, умеющий считаться с другими.

В качестве индивидуального задания учащимся предлагается самостоятельно сформулировать тезис и подобрать аргументы, т. е построить рассуждение по статье Д.С. Лихачёва «Любите читать». Выступает один человек от группы (с лучшим, по мнению группы, рассуждением) Работы сдаются учителю (на оценку).
Возможные тезисы: Чтение - вот лучшее учение. Книга - начало пути. Много читать – много знать. Книга или компьютер? Книга или телевизор? Книга - лучший друг.

Одно из созданных рассуждений:
Книга или компьютер? Я, как современный человек, выбираю компьютер. Значение книг очень велико, но в современном обществе они отходят на второй план. На первый план выходят новые информационные технологии. Художественная литература уже не может так заинтересовывать, как раньше. Школьники мало читают, потому что за компьютером им интереснее. Я думаю, что автор статьи «Любите читать» также оценил бы роль компьютера. (Владимир К.)
В качестве домашнего задания предлагается написать рассуждение на тему «Моё заветное слово…» (К кому будет обращено « заветное слово»- выбор самих учащихся).
 
Литература:
1. Котомина, Г. В. Дмитрий Сергеевич Лихачёв- хранитель русской культуры/ Г.В. Котомина //Школьная библиотека.-2006.-№8.-С.55-63.
2. Лихачёв, Д.С. Заветное. / Д.С. Лихачёв. - М.: «Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2006.
3. Лихачёв, Д.С. Земля родная: Кн. для учащихся. -М.: Просвещение, 1983.
4. Лихачёв, Д.С. Письма о добром. - СПб.: Издательство «Logos», 2007.
5. Никитина, Е.И. Русская речь: Пособие по развитию связной речи: 5 -7 кл. - М.: Просвещение, 1991.
6. Речевые уроки: как создавать, понимать и интерпретировать текст (высказывание). Сборник научно-методических статей учителей–филологов/ Е.А. Кобелева. - Киров, 2008.
Категория: Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся | Добавил: Администрация | Теги: сочинение-рассуждение, урок литературы, самостоятельная работа, межличностное общение, русская культура
Просмотров: 2423 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52841)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39773)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27972)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27869)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27059)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26790)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz