Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 21.11.2017, 07:13

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением [18]
Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся [66]
Проектно-исследовательская деятельность учащихся [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исслед. деятельность в образовании » Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся

Организация проектной деятельности при работе над созданием сочинений-рассуждений
[ ] 08.12.2009, 13:37
Зинаида Викторовна Береснева,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №70 г. Кирова,
beresneva-kirov@mail.ru

В государственном стандарте по русскому языку определены 3 задачи школьного курса русского языка. Это формирование языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции.
На мой взгляд, проектная деятельность даёт возможность реализовать данные задачи.
Хочется обратить внимание на формирование коммуникативной компетенции, в рамках которой основное умение направленно на создание текста как продукта речевой деятельности.
В своей практике я использую такую форму речевой деятельности учащихся как создание мини-проектов при работе над сочинением-рассуждением. Предложенные мною уроки на тему «Учимся рассуждать и доказывать» с использованием речевых ситуаций (приложения 1,2) дают основание считать, что в процессе работы над созданием мини-проектов у учащихся формируются коммуникативно-речевые умения, которые можно объединить в несколько групп:
1 группа – умения, связанные с построением текста, осознанием его структуры, например.
-делить текст на логически законченные части;
-составлять план готового текста, то есть определять главнуюмысль каждой части и выражать ее одним предложением, а также планировать собственные речевые высказывания;
-составлять вступительные и заключительные части своего речевого высказывания и выделять их в готовом тексте;
-перестраивать текст в соответствии с другими речевыми задачами.
2 группа – умения, связанные с языковыми средствами:
-пользоваться фонетическим, лексическим синтетическим богатством языка;
-отбирать языковые средства в соответствии с определенным типом текста (повествованием, описанием, рассуждением);
-отбирать языковые средства в соответствии с определенным стилем речи.
группа включает умения, связанные стекстом в целом, со всеми его сторонами:
-        совершенствовать собственный текст;
-прогнозировать возможные трудности при решении речевой задачи и намечать пути и способы их преодоления;
-прогнозировать несколько вариантов речевого высказывания на одну тему или в соответствии с одной и той же основной мыслью;
-организовать индивидуальную (самостоятельную) работу в соответствии с предложенным образцом (моделью, алгоритмом);
-организовать парную и групповую работу по решению речевых задач.
группа включает умения, связанные с пониманием речевого высказывания (текста):
-    понимать тему текста и определять ее границы;
-    догадываться по контексту о значении незнакомых слов;
-    отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой или основной мыслью;
-    умение прогнозировать содержание текста: тему, цель, дальнейшее продолжение текста по ключевым словам, заголовку;
-    умение «читать между строк», определять скрытый замысел текста;
-    понимать основную мысль текста и выражать ее в собственном речевом высказывании;
-    формировать вопросы по созданию текста и в связи с ним и т.д.
группа умений связана с интерпретацией текста, то есть с творческим стремлением читателя истолковать смысл текста:
-    умение понимать и оценивать эстетические особенности языка художественного текста;
-    умение видеть и понимать авторскую позицию;
-    умение формулировать свое отношение к прочитанному.
 
Таким образом, написанные учащимися мини-проекты на темы: «Зачем человек должен уметь делать добро?» «Зачем человек должен уметь трудиться?» «Почему человек должен раскаяться в совершённом?» (приложение №3) решают основные задачи изучения русского языка в школе, предусмотренные государственным стандартом образования.

Приложение №1
УЧИМСЯ РАССУЖДАТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ

Ситуация № 1. Обсуждаем вопросы, даем советы.
  • Назовите жизненные ситуации, когда необходимо доказывать свою точку зрения и убеждать.
  • В каких случаях мы одобряем или критикуем, оцениваем или отвергаем доказательства других людей?
  • Какой совет вы бы дали человеку, который хочет добиться успеха в отстаивании свой точки зрения?
Ситуация № 2. Вспоминаем структуру текста-доказательства. Приводим примеры.
Схема доказательства (аргументированного текста):
ТЕЗИС - АРГУМЕНТЫ - ВЫВОД
Тезис это умозаключение, положение, которое следует доказать.
Аргументы это факты (из жизни, из литературы, из истории) и ссылки на авторитеты, на истинные суждения (пословицы, поговорки, крылатые слова, правила, законы...). Аргументы помогают доказать высказываемую мысль.

Ситуация № 3. Аргументируем.
Дано (тезис) - ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН УМЕТЬ УДИВЛЯТЬСЯ.
Подбор аргументов и фактического материала – Почему? Зачем? Разве это так важно?
Для доказательства используем речевые стереотипы:
я убежден, что...; по-моему...; мне кажется, что...; я бы сказал, что...; я думаю, что...; я считаю, что...; я хочу убедить вас в том, что... .

Ситуация № 4. Находим другие доказательства.
- Прочитайте текст Л. Лиходеева «Попробуй удивиться».
- Проанализируйте текст-рассуждение: какова тема текста?, для чего автор рассказывает о скучных людях?
- Определите тезис рассуждения. Выпишите его.
- Проследите развитие основной мысли, приведите аргументы, факты, разъяснения.

Ситуация № 5. Пишем сочинение-рассуждение (или ...) Вариант 1 ... Вариант 2 ... Вариант 3 ...
 
Приложение №2
 [Image]
Приложение №3
 
Почему человек должен раскаяться в совершённом поступке ?

Герою рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» очень важно было раскаяться в том, что он обманул бабушку.
Мне кажется, если бы мальчик не раскаялся, то не понял бы совершённой ошибки, того, что нужно всегда думать своей головой, а не подчиняться воле глупого человека.
Раньше мальчик думал, что его бабушка только кричит на него и на деда. Но лишь раскаявшись, понервничав в ожидании наказания и выслушав свою бабушку, он понял, что это не так. Бабушка оказалась добра к нему, а дедушка поддержал в трудную минуту.
Мальчик очень удивился, когда увидел лежащий перед собой пряник. Я считаю, что если бы не произошло этого случая, если бы мальчик не раскаялся, то он не настолько бы сильно обрадовался и удивился замечательному прянику.
«Бабушка долго ругала внука. Он ещё раз раскаянно заревел. Бабушка ещё раз прикрикнула на мальчика».
В тот момент, я думаю, мальчик понял, что нужно всегда слушаться старших, а если не прав, то обязательно раскаяться в совершённом. По-моему, тогда тебе и тем, кого ты обидел, станет легче.
Этот случай преподнёс мальчику хороший урок, и он запомнил его на всю жизнь.
«Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!.. А я всё не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой».
Именно конь напоминал взрослому человеку о совершённом в детстве обмане, о раскаянии, которое было так важно для него.
Категория: Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся | Добавил: Администрация | Теги: чимся рассуждать и доказывать, тезис, аргументы, отвергаем, добиться успеха, критикуем, жизненные ситуации, вывод, Точка зрения, оцениваем
Просмотров: 5380 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.7/3 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52955)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39945)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28048)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27936)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27160)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27120)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26920)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz