Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 21.11.2017, 07:22

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением [18]
Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся [66]
Проектно-исследовательская деятельность учащихся [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исслед. деятельность в образовании » Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся

Новый взгляд на обычный урок
[ ] 01.12.2009, 17:39
Наталья Владимировна Брендина,
учитель физики МОУ СОШ №56 г. Кирова,
e-mail: brennata71@mail.ru, brennata71@gmail.com
 
Не мыслям надобно учить, а учить мыслить.
                                            Э.Кант
 
Современная школа стоит на пути быстрого развития информационно-коммуникационных технологий, стремительно меняется и обновляется информация. Школьникам необходимо уметь свободно ориентироваться в потоке новых знаний, выбирать, обрабатывать, самим создавать знаниевые продукты, принимать самостоятельные решения. Акцент переносится на задачи, максимально приближенные к окружающей жизни, требующие для решения владения способами деятельности, которые применяются не только в учебном процессе, но и при решении житейских проблем. Ученики всё активнее осваивают Интернет, а у учителей возникает потребность в применении интерактивных форм организации познавательной деятельности. Именно интерактивное обучение позволяет ученикам не только получать от учителя, но и активно участвовать в создании нового знания, что невозможно без развития мышления.
В своей работе я применяю элементы технологии развития критического мышления, информационно-коммуникационной технологии и технологии проектного обучения. Считаю, что именно такой синтез создаёт  возможности для развития самостоятельности мышления ученика, позволяет раскрыть его творческие способности, сформировать и усовершенствовать исследовательские навыки посредством интерактивного включения учащегося в образовательный процесс.

Трение – друг или враг?
Дидактическая цель урока:
Создать условия для применения знаний о силе трения, выяснить полезно трение или вредно, способы уменьшения вредного воздействия трения.
Тип учебного занятия: комбинированный урок.

Цели по содержанию:
Образовательные:
·               Создать условия, пробуждающие самообразовательную активность учащихся при подготовке материалов урока.
·               Формировать умения анализировать и применять физические знания о явлении трения для объяснения окружающего мира.
Развивающие:
·               Формировать навыки критического мышления, понимание причинно-следственных связей.
·               Развивать умения находить, анализировать, обрабатывать, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и на различных типах медиаоборудования, развивать системность мышления
Воспитательные:
·               Содействовать осознанию научной картины мира.
·               Создать условия для проявления у учащихся самостоятельности, инициативы, активности;
·               Содействовать осуществлению мониторинга процесса освоения знаний и своих потребностей в обучении.
Форма организации обучения: фронтальная, групповая, сетевая.
Средства обучения (+ТСО): компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, инструкции по работе с сетевыми ресурсами, инструкция по работе на уроке.

Подготовка к уроку.

Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Готовит план  урока для проекции на интерактивной доске.
2.Подбирает ссылки на полезные ресурсы, литературные источники.
3. Делит учеников на группы.
4. Предлагает ученикам подготовить выступление по теме своей работы о проявлении трения в своей группе явлений, оформить материалы в любом удобном виде: презентация, буклет, бюллетень, карта знаний и разместить в открытом доступе на сайте Scribd.com.
5. Выдаёт ученикам инструкцию по размещению в открытом доступе материалов на сайте Scribd.com, по совместному редактированию документов в Google.
6. Готовит для совместного редактирования таблицу в документах Google.
7. Готовит форму для отзыва о работе группы.
 
1. Изучают инструкцию по размещению в открытом доступе материалов на сайте Scribd.com, регистрируются на сайте.
2. Выполняют домашнее задание к уроку:
  • Литературоведы ищут примеры трения в литературе, в пословицах, поговорках.
  • Автолюбители готовят материалы о проявлении явления трения в технике
  • Спортсмены-олимпийцы изучают роль трения в спорте
  • Путешественники готовят материалы о проявлении явления трения в природе разных климатических зон.
  • Любители животных готовят материалы по биофизике.
3. Все материалы анализируют, систематизируют, представляют наглядно и выкладывают на сайт Scribd.com.
4. Готовят выступление на 5 минут.
5. Изучают инструкцию по совместному редактированию документов в Google.
 
 
Технологическая карта урока

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационно-психологический  момент.
Подготовка рабочих мест к работе; приветствие друг друга.
Целеполагание и мотивация.
(фронтальная форма обучения)
Создаёт условия для активизации деятельности учащихся. Формулирует познавательную задачу урока: трение- друг или враг?
 
Включаются в деловой ритм урока,     готовятся к активной учебно-познавательной деятельности
Актуализация знаний и умений.
(индивидуальная, фронтальная формы обучения)
Предлагает вырастить «гроздья» на тему «Что я знаю о явлении трения?». Таким образом, актуализирует знания.
Выращивают «гроздья» на тему «Что я знаю о явлении трения?».
Осмысление: изучение нового, систематизация.
(сетевая, групповая форма обучения)
1.  Предлагает группам представить результаты своего исследования. Координирует выступление групп.
2. По ходу выступления групп остальным учащимся предлагает делать заметки о вредном и полезном трении и о способах уменьшения его вредного воздействия.
3. Организует заполнение формы-отзыва на работу группы.
4. Открывает страницу для совместного редактирования таблицы «Трение в природе и технике».
5. Предлагает заполнить таблицу, используя свои заметки и материалы групп, выложенные на сайте Scribd.com. Выдаёт инструкции, необходимые для работы. Модерирует и координирует сетевую деятельность учащихся.
Содействует проявлению у учащихся самостоятельности, инициативы и творческой активности.
1.Докладывают о результатах исследования в группе. Задают интересующие вопросы, делают заметки о вредном и полезном трении и о способах уменьшения его вредного воздействия.
2. Заполняют форму-отзыв на работу групп.
3.Совместная работа учащихся по систематизации полученных знаний. Оформляется общая таблица в документах Google.
Рефлексия.
Итоги урока.
 
1.Анализирует достижения, оценивает результаты работы в группах.
2.Благодарит детей за урок.
3. Д.з.: §30,32, Написать сочинение на тему «Мир без трения» или «Забастовка силы трения» (выложить на форум)
1. Осознают результаты своей работы, озвучивают решение учебной проблемы урока.
2. Записывают домашнее задание.
 
Приложение 1
Источники информации для исследования групп:
1. Лисовский Л.П., Саломонович А.Е. Трение в природе и технике . [Текст]/ Л.П. Лисовский, А.Е. Саломонович - Гостехиздат, 1948.
2. Силин А.А. Трение и мы. [Текст]/ А.А. Силин - М.: Наука, 1987.-192 с.
3. Шабловский В. Занимательная физика. [Текст]/ В. Шабловский – СПб.: Тригон, 1997 – 416с.
· Литературоведы ищут примеры трения в литературе, в пословицах, поговорках.
· Автолюбители готовят материалы о проявлении явления трения в технике
· Спортсмены-олимпийцы изучают роль трения в спорте
· Путешественники готовят материалы о проявлении явления трения в природе разных климатических зон.
· Любители животных готовят материалы по биофизике.
 
Приложение 2
Инструкция по размещению документов на сайте Scribd.com.
  1. В главном меню сайта нажмите кнопку Upload.
  2. Следуйте указаниям программы: укажите путь к загружаемому файлу, категории, тип, теги файла. По окончании нажмите кнопку Save Changes.
  3. В открывшемся окне появится URL адрес размещённого документа. Для использования в дальнейшем в качестве гиперссылки скопируйте его в память компьютера.
  4. Нажмите кнопку Finish, получите список файлов, загруженных в Scribd. При наведении указателя мыши на файл в нижней части окна высвечивается URL адрес документа.
Приложение 3
Инструкцияпо совместному редактированию документов в Google.
  1. Войдите в свой gmail и перейдите по ссылке Документы и таблицы, расположенной в левом верхнем углу.
  2. Откройте файл «Трение в природе и технике», кликнув левой кнопкой мыши.
  3. Литературоведы заполняют строку трение в технике.
Автолюбители заполняют строку трение в спорте.
Спортсмены-олимпийцы заполняют строку трение в природе
Путешественники заполняют строку трение в живой природе
Любители животных заполняют строку трение в литературе.
Если два человека одновременно попробуют внести информацию в одну ячейку, то может произойти конфликт редактирования, поэтому в своей группе договоритесь о своих столбцах для редактирования.
Приложение 4
Отзыв на работу группы.
Посмотрите на приведенные ниже характеристики и дайте свой отзыв на работу группы. Отметьте каждую характеристику:
+       отличная работа (трудно улучшить)
=       хорошая работа (хорошо, но вы видите способ улучшить)
       слабая работа (многое нужно улучшить)
Фамилия, имя         ______________________________ Дата: _________
Группа, которую наблюдал: _________________________________
 
 
Группа работала над темой: Исследование……………………………………
Выступление группы было понятным и визуально ясным - оно помогло мне лучше понять тему
Все члены группы участвовали в выступлении
Все участники отнеслись к исследованию серьезно
Группа подробно и детально отвечала на вопросы
Я узнал новые факты из выступления
Выступление хорошо отработано (без ошибок, каждый человек знает свою часть)
Выступающие говорят ясно и громко, так что всем слышно
 


 

Приложение 5
Таблица для совместного редактирования в документах Google
Трение в природе и технике.

ОБЛАСТИ
ПРОЯВЛЕНИЯ
ДРУГ
СПОСОБЫ УВЕЛИЧЕНИЯ
ВРАГ
СПОСОБЫ УМЕНЬШЕНИЯ ВРЕДА
 
 
техника
 
 
*движущая сила авто-сила трения его колёс о дорожное покрытие
*останавливает автомобиль при торможении
*сильное трение обеспечивает хорошую сцепляемость с дорогой, уменьшается тряска
*колёса поезда скользят по рельсам
*передача движения во фрикционных устройствах, например, в муфтах сцепления авто, тракторов, тепловозов, имеющих механическую силовую передачу от двигателей к движущим осям и колёсам.
*прокат металлов, вальцовка, волочение
*сварка трением
*заточка инструментов
*шлифовка и полировка материалов
*скрепление различных деталей, устройств.
*шипованная резина
*шины гоночных авто из специальной липкой резины, очень широкие для обеспечения максимального трения
*песок с солью на дорогу
*Снижает эффективность работы двигателя
*повышает расход топлива
*ускоряет износ деталей
 
*смазочные средства (моторные и трансмиссионные масла)
*подшипники
 
 
спорт
 
 
*помогает начать движение
*лыжероллеры - скольжение и отталкивание
*кручёные подачи в волейболе, в теннисе
*удары «сухой лист» в футболе
*прыжки в длину: мощный разбег и толчок, зависит от трения
 
*специальная обувь – бутсы с шипами
*трение конька о лёд тормозит движение
*сопротивление воды при плавании
*сопротивление воздуха при скоростном спуске на санях и горных лыжах
*нагревание рук при выполнении упражнений на брусьях
*нагреть конёк -вода = смазка
*гидрокостюмы со сверхгладким покрытием
*обтекаемое снаряжение
*использование талька
 
 
природа
 
 
*лианы, хмель, горох, бобы могут цепляться за опоры и тянуться к свету.
*корнеплоды силой трения удерживаются в почве
*распространение семян (репейник)
шероховатые поверхности растений
 
Семена гороха, ореха благодаря своей шарообразной форме и малому трению качения, перемещаются легко сами
 
 
Живая природа
 
 
 
*Змеи могут передвигаться ползком
*моржи и тюлени могут передвигаться по льду благодаря щетинистому покрову
*хватательные органы жуков, клешни рака
*Когти
*острые края копыт
*бугорки и чешуйки на теле
*сопротивление воды движению рыб
*трение между суставами
*мешает в глотании пищи
*тело рыб имеет обтекаемую форму и покрыто слизью
*жидкость в синовиальной оболочке сустава
*дробление, пережёвывание пищи, смачивание слюной
 
 
литература
*Лыжи скользят по погоде
* Ржавый плуг только на пахоте очищается
* Угря в руках не удержишь
*Нет такого человека, который хоть бы раз не поскользнулся на льду
* Из навощенной нити сеть не сплетёшь
*Ловкий человек и на дынной корке не поскользнётся
 
*Баба с возу-кобыле легче.
*Оттого телега запела, что давно дёгтю не ела.
* Пошло дело как по маслу
*Не подмажешь - не поедешь
* Колодезная верёвка сруб перетирает

*Что кругло - легко катится

 
Категория: Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся | Добавил: Администрация | Теги: интерактивное обучение, интернет, физика, критическое мышление, проект, трение, ресурс, исследование, сетевой урок
Просмотров: 2630 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52955)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39945)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (28048)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27936)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27160)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27120)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26921)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz