Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 21.09.2017, 20:48

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением [18]
Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся [66]
Проектно-исследовательская деятельность учащихся [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исслед. деятельность в образовании » Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся

Музыкотерапия как метод психокоррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста
[ ] 18.11.2009, 12:01
Наталия Юрьевна Виноградова
музыкальный руководитель МДОУ детский сад
общеразвивающего вида №55 г. Кирова
e-mail:nat-vinogr@yandex.ru

Эмоциональные нарушения детей являются одной из наиболее острых проблем не только для психологов, педагогов, но и для общества в целом. Происходит увеличение числа детей с эмоциональными нарушениями. Эмоции помогают познавать мир во всем великолепии. Эмоции обусловливают яркость и полноту наших восприятий, они влияют на скорость и прочность запоминания. Они стимулируют деятельность нашей фантазии, придают нашей речи убедительность, яркость и живость. Нарушения эмоциональной сферы не позволяют стать полноправной личностью.
Поэтому на современном этапе выдвигаются задачи изучения психологических условий, вызывающих эти явления. Особенно важным являются изучение эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте. Так как нарушения находятся на стадии своего становления, еще можно предпринять своевременные меры.
Недостаточное исследование агрессии и тревожности в дошкольном возрасте затрудняет определение их влияния на дальнейшее развитие ребенка. Например, тревожность, как устойчивая характеристика, диагностируется уже в трехлетнем возрасте, что и определяет необходимость создания эффективного метода ее коррекции. На наш взгляд, исследования в данном направлении помогут решить ряд проблем дошкольного возраста, в том числе развитие личности в период кризиса 7 лет, трудности принятия на себя новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, успешность учебы и т.п.
Именно в младшем возрасте, когда детская психика очень гибка и пластична, психологическая работа наиболее эффективна. В условиях работы ребенок получает возможность проиграть и прожить разнообразные роли, приобрести новый психологический опыт, научиться выстраивать гармоничные отношения с взрослыми и сверстниками.
Анализируя основы психокоррекционной работы с детьми, многие авторы отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов является музыкотерапия. Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений, включая и эмоциональную нестабильность.
О положительном эффекте воздействия музыкотерапии пишут многие специалисты. В России специальные исследования Л.С. Брусиловского, В.И. Петрушина, В.М. Бехтерева, И.М. Гриневой, С.В. Шушарджан, Г.П. Шипулина и многие другие выявили положительное влияние музыки на различные системы организма: сердечнососудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную систему. Российский врач М.Л. Лазарев, директор московского детского центра восстановительного лечения подтверждает, что под воздействием специально подобранной классической музыки дети (даже которые находятся в утробе матери) развиваются гармонично как в физическом, так и в духовном плане. Он рекомендует слушать спокойные мелодии Моцарта и Вивальди. А В.М. Бехтерев подчеркивал очень важную роль колыбельных песен для полноценного развития детей. Современные ученые и врачи выделили ряд произведений, положительно влияющих на эмоциональные состояния: для уменьшения чувства тревоги и неуверенности рекомендуют слушать «Мазурки» и «Прелюдии» Шопена, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна, произведения Шуберта; для уменьшения раздражительности – «Лунную сонату» Бетховена, «Грезы» Шумана, «Экспромты» и «Прелюдии» Шопена; для общего успокоения – «Колыбельные» Брамса, «Аве Мария» Шуберта, «Баркарола», «Сентиментальный вальс» Чайковского и мн. др.
Таким образом, изучение литературы по влиянию музыки на эмоциональные состояния детей и ее качественный анализ, способствовали разработке и реализации проекта «Музыкотерапия как метод психокоррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста».
 
Проект «Музыкотерапия как метод психокоррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста»

Цель проекта – изучить воздействие музыки на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.
Гипотеза проекта – использование дополнительных занятий по восприятию музыки в работе с детьми дошкольного возраста оказывает психокоррекционное воздействие на эмоциональную сферу.

Задачи проекта:
  1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме воздействия музыки на эмоциональное состояние детей.
  2. Выявить различия уровней агрессии и тревожности в различных группах детей.
  3. Организовать и провести экспериментальное исследование по проблеме воздействия музыки на эмоциональное состояние детей дошкольного возраста.
Объектом психологического исследования являлись дети 5,5 – 7 лет (всего 50 детей). В ходе психологического исследования применялись методы:
- метод тестирования («Тест тревожности» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен; «Тест тревожности ребенка» А.М. Прихожан; графическая методика «Кактус»);
- методы математической статистики (математическая обработка проводилась компьютерной программой SPSS – критерий Уилкоксона).

Этапы проектной деятельности:
Исследование включало в себя ряд этапов.
1. На первом констатирующем этапе проводилась диагностика тревожности и агрессивности детей дошкольного возраста двух групп. Дети контрольной группы слушали музыку только в рамках программы ДОУ, а дети экспериментальной группы впоследствии дополнительно занимались слушанием музыки. Результаты диагностики показали, что группы - идентичные по уровню эмоциональных состояний. У большинства детей был выявлен высокий или выше среднего уровень общей тревожности (67%) и агрессии (64%).
2. На формирующем этапе была составлена программа занятий по музыкотерапии, которые в течение трех месяцев проводились с детьми экспериментальной группы.
Программный материал строился на выявлении принципов взаимосвязи музыки и эмоциональных состояний, объединенных в проблемные блоки:
- формирование представлений о специфике восприятия произведений музыкального искусства;
- развитие навыков восприятия содержания музыкальных произведений;
- формирование навыков анализа музыкальных произведений через эмоции;
- стимулирование творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности;
- активизация воображения и ассоциативного мышления.
Эти занятия были направлены на снижение уровня тревожности и агрессивности детей.
3. На третьем контрольном этапе проводилось второе исследование эмоциональных состояний (тревожности и агрессии) у детей контрольной и экспериментальной групп. В результате чего было выявлено, что контрольная и экспериментальная группы стали различными по уровню эмоциональных состояний, в частности по уровню тревожности и агрессивности. Дети экспериментальной группы на контрольном этапе исследования показали лучшие результаты по уровню тревожности (высокий или выше среднего процент снизился на 36%) и агрессии (высокий процент снизился на 39%), чем дети контрольной группы (показатели не изменились) – что и следовало доказать.
Таким образом, в ходе реализации данного проекта цель выполнена, задачи решены. Гипотеза, состоящая из предположения - использование дополнительных занятий по восприятию музыки в работе с детьми дошкольного возраста оказывает психокоррекционное воздействие на эмоциональную сферу, подтвердилась.
Полученные данные помогут найти пути коррекции эмоциональных состояний у детей через произведения искусства и могут быть использованы педагогами и психологами при планировании учебной работы.
 
Список использованных источников
  1. Агрессивные дети//Дошкольное воспитание №4.
  2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М.: Изд-ий центр «Академия», 2001.
  3. Блинов О.А. Процесс музыкальной психотерапии: Систематизация и описание основных форм работы // Психол. Журнал. – 1998. - №3.
  4. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия: Руководство по психотерапии / Под ред. В.Е.Рожнова. – М., 1985.
  5. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. – М.: Изд-во института психотерапии, 2004.
  6. Дубровина И.В. и др. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И.В.Дубровина, А.Д.Андреева, Е.Е.Данилова, Т.В.Вохмянина. – М., 1998.
  7. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
  8. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика, - М., 1999.
  9. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. Пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К. Кирнарская Н.И. Киященко, К.В.Тарасова и др.; Под. ред. Г.М.Цыпина – М., Издат-ий центр «Академия», 2003.
  10. Слепневы А. и Дм. Руки в музыке искупай: Мелодии здоровья. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
Категория: Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся | Добавил: Администрация | Теги: тревожность, Детский сад, психокоррекция, музыка, эмоции, дети, Агрессия, музыкальные произведения, музыкотерапия, Восприятие
Просмотров: 7297 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.5/4 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52841)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39773)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27972)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27869)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27059)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26790)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz