Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 21.09.2017, 20:43

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением [18]
Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся [66]
Проектно-исследовательская деятельность учащихся [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исслед. деятельность в образовании » Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся

Методические рекомендации к программе «Музыкальная эстетика» С.С.Масленниковой
[ ] 14.12.2009, 12:37
Светлана Анатольевна Елсукова,
музыкальный руководитель
МДОУ центр развития ребенка
детский сад № 235 г. Кирова.
e-mail: bog992@yandex.ru

В течение восьми лет в процессе проектно-исследовательской работе, нами создавался учебно-методический комплекс к курсу «Музыкальная эстетика» для приготовительных классов гимназии. При разработке методических рекомендаций учитывались многочисленные программы по музыкальному образованию. Это разные типы программ, акцентирующие свое внимание на пение, или на слушание и восприятие музыки (программа О. П. Радыновой), нацеленные на синтез музыки и изобразительной деятельности (программа О. А. Куревиной), а также на программы Н. А. Ветлугиной, Д. Б. Кабалевского, и др.
Отличие данной методической разработки в том, что в ней учитываются  концептуальные принципы составления авторских  программ дошкольного музыкального обучения (преемственность, амплификация, развивающее обучение и открытость), кроме того она основана на интеграции различных видов деятельности.
Еще одно отличие методической разработки в том, что на первое место выдвигается задача развития способностей ребенка на основе антропологического подхода в образовании. Используется возможность постепенного, плавного перехода от предпосылок и основ учебной деятельности к учебной. Условия плавного и постепенного перехода заключаются в том, что в приготовительных классах дети имеют возможность удовлетворить возникшую потребность учиться и вернуться «назад», удовлетворить свое «хочу», из школьной ситуации вернуться в дошкольный мир, погрузиться в игру, общение со сверстниками, самостоятельную творческую деятельность[2].
Актуальность разработки данных методических рекомендаций в настоящее время заключается в том, что в старшем дошкольном возрасте закладываются основы музыкального воспитания детей. Этот возраст не является подготовительным к освоению программы музыки в начальной школе, а представляет собой самоценное явление вхождения детей в музыкальное искусство. Следствием этого является то, что проблема музыкального воспитания в дошкольном возрасте рассматривается не как изолированная: ведь дети данного возраста, как и любого другого, живут в том же звуковом окружении и слышат самую разнообразную музыку.
Поэтому, цель музыкально-эстетического воспитания – сформировать художественную культуру старших дошкольников, как важную и неотъемлемую часть всей их духовной культуры.

Методические рекомендации:

Ⅰ. Главная тема «Искусство слышать»,которая разбивается на несколько подтем и блоков. В более конкретном варианте эту тему можно назвать «Как можно услышать музыку?» Слышать музыку в нашем понимании – это откликаться на нее эмоционально, вживаться в музыкальный образ, мысленно перевоплощаясь, испытывать нравственное переживание и, значит, духовно, нравственно совершенствоваться…
1 блок - «Музыка выражает настроение, чувства, характер людей» (Первоначальное ознакомление с характером, эмоциональным содержанием музыкальных произведений).
2 блок – «О чем рассказывает музыка» (Первоначальное ознакомление с художественными образами, воплощенными в музыке).
3 блок – «О чем рассказывает музыка».
4 блок – «Как рассказывает музыка» (Музыкально-образное содержание музыки, первоначальное ознакомление со средствами музыкальной выразительности). Все эти темы организуют общий процесс музыкального воспитания.

Ⅱ. Урок музыки – урок эстетики – урок искусства. Основная позиция занятия – это моделирование процесса творчества. С его помощью дети могут осознать процесс рождения музыки, смогли воссоздать его. Особенно удачно в этом плане знакомство с народными музыкально-поэтическими произведениями. Одна из главных проблем – как естественнее, логичнее ввести ребят в мир музыкальных образов. Наиболее эффективное решение этой проблемы связано с опорой на принцип образно-игрового вхождения в музыку. Он заключается в создании образно-игровых ситуаций (а шире – образно-игрового фона на протяжении всех занятий музыкой), требующих от детей перевоплощения, богатой фантазии, воображения.

Ⅲ.Ни одна методика не может обойтись без решения вопроса о месте знаний, умений и навыков в учебно-воспитательном процессе.  Каждый из трех основных методов – наглядный, словесный и практический применяется с нарастанием проблемности.

Ⅳ. Разрабатывая методические рекомендации, затрагиваем также и свободную музыкальную деятельность детей. Идея эта связана с попыткой формирования целостного представления о музыкальном искусстве, неделимом в сознании и чувствах детей на некую «обязательную» музыку, звучащую на музыкальных занятиях. Содержание этой работы  опирается на те же принципы, что и содержание занятий, это обогащение программы. Такое понимание свободной деятельности детей сосредотачивается на организации нетрадиционных праздников, творческих играх и других формах и методах ее организации. Переноситься акцент с результата на процесс и среди главных его характеристик выделяется импровизационность, неожиданность, которая вызывает у детей ощущение сделанного открытия, создаются условия для творческого созидания. Все это вытекает из специфики искусства, роднит свободную и деятельность на занятиях и связывает их с жизнь детей. Только в этом случае форма становится выражением содержания.

Ⅴ. Основание выбора педагогом тем и установление их последовательности заключается в следующем: главное условие общения детей с искусством:
1) пробуждение у них склонности к сопереживанию тех чувств мыслей, которые выражены в произведении.
2) важно, чтобы ребенок мог воспринять не только эмоциональную сторону произведения, но и художественный образ, программу, сюжет, развитие, построение и форму.
3) необходимо усвоение детьми музыкального языка.

Ⅵ. Данная методическая разработка рассчитан на один год обучения и состоит из следующих разделов: 1. Слушание музыки, а) восприятие музыкальных произведений; б) развитие слуха и голоса. 2. Пение. 3. Песенное творчество. 4. Игра на детских музыкальных инструментах. 5. Музыкально-ритмические движения.

Апробация учебно-методического комплекса осуществлялось на базе приготовительных классов Вятской гуманитарной гимназии с углубленным изучением английского языка в течение восьми лет. В начале и в конце каждого учебного года проводилась диагностика, которая выявляла результаты работы по данному курсу «Музыкальная эстетика». Таким образом, опираясь на положительную динамику в музыкально-эстетическом образовании детей, делаем вывод, что данные методические рекомендации способствуют обогащению мировосприятия ребенка, формированию основ музыкальной культуры детей.

Список литературы.
1. Воспитание музыкой. Из опыта работы. Составители: Т.Е.Вендрова, И.В. Пигарева. – М.: Просвещение, 1991.
2. Галицких А.А. Педагогические основы проектирования образовательной программы современной гимназии. – Москва – Киров, 2001.
3. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2000. - 128 с.
Категория: Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся | Добавил: Администрация | Теги: музыкальное развитие, воспитание, методические рекомендации, образование, способности, творчество, культура
Просмотров: 1951 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52841)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39773)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27972)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27869)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27059)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26790)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz