Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 21.09.2017, 20:49

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением [18]
Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся [66]
Проектно-исследовательская деятельность учащихся [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исслед. деятельность в образовании » Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся

Метод проектов на уроках истории
[ ] 27.11.2009, 14:54
Елена Геннадьевна Швецова,
учитель истории и обществознания
МОУ СОШ № 8 г. Кирова
E-mail: elena61mm@mail.ru

В целевой установке Федерального Компонента Государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по истории важное место занимают цели исторического образования старшеклассников, направленные на развитие способностей «понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей среде…», а также на овладение необходимыми для этого умениями. Содержательный перечень этих умений представлен в другом разделе стандартов: «Требования к уровню подготовки выпускников». По сути, он является не простым набором интеллектуальных операций с разными видами источников исторической информации, а систематизированным алгоритмом действий, определяющим порядок и этапы познавательной и исследовательской деятельности школьников. Пройти этот путь школьники могут, выполняя проектные задания.
Метод проектов является наиболее очевидным способом формирования ключевых компетенций учащихся, поскольку он универсален по отношению к предметному содержанию и эффективен. Метод проектов может быть использован в рамках программного материала практически по любой теме, т.к. отбор тематики проводится с учетом практической значимости для учащихся
На уроках истории в профильных классах ученики способны осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации по теме проекта, ее творческое преобразование в материализованный продукт (плакат, реферат, веб-сайт и т.п.), его презентация и защита.

В работе над учебным проектом по истории школьники имеют возможность:
1) на основе темы и других данных в условии задания определиться с проблемой своей проектной деятельности;
2) в русле своей проблемной задачи определить круг источников, видов информации и мест ее нахождения, которые будут необходимы для выполнения проектного задания;
3) разработать план работы над проектным заданием, определив содержание каждого этапа и круг лиц, ответственных за их реализацию;
4) подготовить свои части проектного задания в микрогруппах, а потом сообща обсудить концепцию, макет и процедуру оформления проекта как продукта своей интеллектуальной деятельности;
5) подготовить сценарий презентации проекта;
6) провести защиту проекта в соответствии с заранее утвержденными и предъявленными участникам критериями (требованиями) качества.

Метод проектов по краеведческой тематике, в частности по истории Кировской области, оправдал себя как средство активизации учащихся на профильной ступени обучения, развития их творческих способностей, инициативы и самостоятельности, системы интеллектуальных и практических знаний, умений, навыков.
Тема проекта: «Кировская область в годы Великой Отечественной войны».
Главная цель проекта – воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
- познакомить учащихся с историей  края;
- сформировать у учащихся представление о различных сторонах жизни своего края и его жителей;
- развить у школьников стремление знать свой край;
- способствовать формированию личностного отношения учащихся к нему;
- способствовать развитию гражданских качеств учащихся, патриотического отношения к малой родине;
- способствовать становлению, развитию и упрочению учебно-воспитательных коллективов.

Сроки проведения: с сентября по январь
Возраст и количество участников проекта: учащиеся 11 классов, 12 человек.

Работа над проектом включала в себя 5 этапов:
•    целеполагание;
•    планирование (обсуждение идей, формирование групп, определение сроков работы);
•    сбор информации;
•    обобщение и систематизация;
•    представление полученных результатов работы.
Ученические проекты по данной теме («Город Киров в годы войны», «Кировские предприятия - фронту», «Помощь вятского села фронту» и другие) были представлены на научно-практической общешкольной конференции. Школьная научно – практическая конференция – основная и ключевая форма презентации достижений учащихся в исследовательской, проектной учебной и внеучебной деятельности.
Большое значение для развития интереса старшеклассников к проектной деятельности по краеведческой тематике, удовлетворения ее результатами имеет публичная форма представления и защиты. Факторы открытости, публичности, соревновательности, присущие таким занятиям, повышают у школьников чувство ответственности за качество своей работы, планку требований к проекту, к своим способностям самореализации в нем.

Требования к подготовке, презентации и оценке проекта, как правило, сгруппированы по четырем показателям и предъявляются вместе с проектным заданием:
•    требования к содержанию;
•    требования к оформлению;
•    требования к выступлению проектной группы;
•    требования к выступлению экспертов.

Во время презентации и защиты проекта они становятся критериями экспертизы, вносятся в карточки экспертов. Экспертами на время выступления одной группы становятся все остальные школьники. Тем самым расширяется коммуникативная и познавательная практика учащихся, снимаются проблемы с независимостью оценки проектов.

Не менее значимым в логике образовательной ценности проектной деятельности в краеведческой работе по истории является этап рефлексии, переносящий внимание участников с игровых, внешних результатов (лучшие – худшие проекты) на собственные новообразования. Обычно школьники в рабочих группах или индивидуально, письменно или устно, завершают фразы:
Я (мы) узнали, что ….. (предметные результаты проектной деятельности).
Я (мы) научились …. (метапредметные результаты проектной деятельности).
Я (мы) поняли, что ….. (личностные результаты проектной деятельности).
Работа учащихся над проектом «Кировская область в годы войны» позволила им максимально раскрыть свой творческий потенциал, узнать историю своего края, овладеть навыками представления итогов деятельности
Метод проектов нашел широкое применение в учебной деятельности по истории в профильных классах главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.
Категория: Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся | Добавил: Администрация | Теги: рефлексия, учебный проект по истории, профильная ступень обучения, историческая информация, научно-практическая конференция, краеведческая тематика
Просмотров: 8863 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52841)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39773)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27972)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27869)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27059)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26790)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz