Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 21.09.2017, 20:53

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением [18]
Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся [66]
Проектно-исследовательская деятельность учащихся [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исслед. деятельность в образовании » Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся

Исследовательская деятельность учащихся в объединении «Исследователи природы»
[ ] 04.12.2009, 18:03
Галина Федоровна Лютина,
педагог дополнительного образования
детского объединения «Исследователи природы»,
МОУ ДОД Детско-юношеский центр
Октябрьского района г. Кирова,
e-mail: duz@duz.kirov.ru

В новых социально-экономических условиях особую значимость для воспитания и развития подрастающего поколения приобретает учебно-исследовательская деятельность детей и подростков. В ходе ее осуществления происходит саморазвитие учащихся, создаются предпосылки для развития научного образа мышления и творческого подхода к собственной деятельности, создаются условия для самостоятельно получаемых знаний по теме, расширяются границы познаний, происходит углубление изучения темы, предмета. Учащиеся приобретают более прочные и осознанные знания, у них развивается познавательный интерес к исследовательской и научно-исследовательской работе, формируется готовность к выбору профессии. При проведении экспериментов совершенствуются умения наблюдать, выполнять измерения, фиксировать результаты, проектировать и проводить эксперименты и выявлять условия,  необходимые для постановки опытов.
Учебно-исследовательская  деятельность – средство личностного развития и формирования мировоззрения через сотрудничество учащегося и педагога.
Результат исследования выступает не как самоцель, а лишь как средство и способ познания. Четких руководств о том, как делать открытия, нет, и быть не может. Открытия чаще всего невозможно предвидеть. Это всё-таки дело случайное. Но для рождения открытия нужны научные предпосылки и хорошая интуиция, толкающая исследователя на пристальное изучение той или иной проблемы и проведения определённого комплекса исследований. Часто открытия делаются в результате целенаправленного поиска с вложением достаточно больших затрат. История открытия – научный детектив.
В современном мире поток информации огромен и ребёнок не успевает отрефлексировать, пережить и усвоить, т.е. превратить в личностные знания,  возникает технологическая и инновационная усталость. Развитие умений работать с информацией, формирование стиля мышления –  важное условие выживания и работы человека в информационном мире и овладение методом познания мира или так называемого исследовательского стиля мышления. Это способ обработки любой информации и формирования   выводов. Выделять факты из окружающего мира – будь то реклама, новости, сведения по специальности, анализировать эти факты, сопоставлять их – это должен уметь каждый человек 21 века.
Исследовательское мышление даёт каждому человеку шанс на самореализацию. Исследования – под этим типом деятельности подразумевается извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. По данным измерений в разных точках восстановить весь ход явления. Это является принципиальной особенностью организации мышления при исследовании, с которым сопряжены развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков, в отличие от проектного типа организации мышления, при котором нужно по заданным начальным условиям осмыслить конкретные результаты. Исследования в отличие от проектирования, конструирования и организации, есть самый «деликатный» по отношению к объекту вид деятельности, его главная цель – установление истины, «того, что есть», наблюдение за объектом по возможности без вмешательств в его внутреннюю жизнь. Развитие способности занимать исследовательскую позицию является важной задачей образования и воспитания как средства оценки своей деятельности, её возможных последствий.
Я работаю по модифицированной образовательной программе «Исследователи природы». Цель программы: создание оптимальных условий для развития активной, экологически грамотной личности учащихся с развитыми интеллектуальными способностями, сформированным исследовательским интересом и натуралистическими навыками. Одной из  задач является формирование умений и навыков исследовательской работы. В объединение принимаются дети с 7 до 15 лет, интересующиеся жизнью животных. Срок реализации программы 2 года.
Занятия в объединении проводятся на базе живого уголка ДЮЦ с включением в образовательный процесс экскурсий и походов на природу.
В объединении проводятся эксперименты на воздействие экологических факторов на рост, развитие и поведение животных. При изучении тем программы «Исследователи природы» учащиеся выбирают темы для исследований.

Темы исследований, и исследования,  проводимые в объединении «Исследователи природы»:
  • Влияние животных на здоровье человека
  • Влияние пейзажа на поведение животных
  • Влияние света на рост, развитие и поведение морских свинок, хомячков
  • Влияние кремния на рост, развитие животных
  • Влияние сезонных явлений на поведение и массу ежа, черепах
  • Роль условных стимулов в регуляции поведения животных
  • Влияние звуков на поведение животных
  • Антропогенное воздействие на маршруте экологической тропы
  • Влияние красного цвета на рост, развитие животных
  • Влияние зеркального отражения животного на его поведение
  • Влияние иллюстраций животных на их поведение
  • Влияние погоды на поведение животных уголка живой природы
  • Влияние музыки на поведение голубей
  • Влияние возраста животных на выработку условных рефлексов
  • Определение умственных способностей морских свинок
  • Влияние цвета тарелки на аппетит животного
  • Влияние ароматических веществ на поведение животных
Учащиеся 1 года обучения начинают с наблюдений за животными по предлагаемым схемам. Пишут реферат на тему «Наши питомцы». Ведут дневники наблюдений за животными. Учащиеся 2 года обучения проводят исследовательские работы по выбранным темам.
В работах детей содержатся элементы научного исследования: постановка цели, формулирование задач, выбор методов сбора и обработки фактического материала, проведение наблюдений  опытов и экспериментов, анализ и обсуждение полученного материала, в результате которых исследователь получает ответы на поставленные в задачах вопросы.
Учебно-исследовательские работы выполняются учащимися под постоянным надзором и контролем со стороны педагога и с использованием упрощённых методик сбора и обработки данных, или по некоторому набору последовательных заданий, разработанных с учётом возраста и опыта начинающего исследователя. Результаты, которые могут получиться  в процессе выполнения таких работ, известны руководителю заранее.
Таким образом, работы являются как бы упражнением на заданную тему, когда учащийся оттачивает преподнесённые ему умения и знания, необходимые для выполнения в будущем самостоятельного исследования. Исследовательские работы подразумевают большую самостоятельность учащихся,  как при выборе методик, так и при обработке собранного материала.  Педагог-консультант помогает на разных этапах выполнения исследования. Для выполнения исследовательских работ требуются хорошая техническая база и организация методически правильного руководства.  Учебно-исследовательская деятельность подразумевает ознакомление учащихся с различными методиками выполнения работ, способами сбора, обработки и анализа полученного материала, а также направлена на выработку умения обобщать данные и формулировать результаты.

При проведении исследовательских работ подразумевается, что учащийся уже познакомился с основными приёмами и методами сбора и обработки данных, освоил их и в состоянии сам оценить свои возможности в выполнении темы. Да и результаты, которые могут получиться, часто неизвестны даже педагогу.
В исследовательской работе 1/3 часть времени занимает правильное формулирование темы и цели работы и выбор или отработка методики проведения исследования, 1/3 затрачивается  на сбор материала во время наблюдений или при проведении опытов и 1/3 уходит на обработку материала, его анализ и обобщение, написание текста работы. Всякому исследованию должно предшествовать  возможно полное изучение по литературным, опросным или другим данным. Важнейшее условие для выбора темы исследования – наличие какого-либо противоречия или отсутствие объективных данных. Разработка научной  темы представляет собой разрешение противоречий, ведущее к развитию наших умений и к получению новых знаний. Успех любой работы зависит от того, насколько ясно сформулирована цель исследования и его задачи. Цель работы должна быть конкретной, чётко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ. Цель должна быть доступна для конкретного исследователя.
Формулировка задач – для чего делалась работа, что надо было наблюдать и выяснить, что хотелось бы узнать. Планирование работы подразумевает необходимость в выборе методов работы и в определении методики проведения исследования. Истину дают не предположения, а точно и правильно подобранные факты и их объяснения. Поэтому очень важна разработка методики сбора этих фактов, хорошо продуманный и подобранный метод исследования часто создаёт основу его успеха. Установление любых закономерностей начинается со сбора фактов, относящихся к теме исследования. Факты эти могут быть получены из опубликованной литературы и любых других источников. Но первоисточником, а нередко и единственным источником их получения в биологии служат непосредственные наблюдения в природе, или эксперименты, проводимые в лабораторных условиях.

Сбор научных фактов требует выполнения некоторых проверенных практикой правил:
1. Записи наблюдений должны фиксироваться в специальных журналах наблюдений или в полевых дневниках безотлагательно, как бы наблюдатель не надеялся на свою память, в записях допустимы общепринятые сокращения или условные знаки.
2. Всякое исследование должно по возможности документироваться не только записями, но и вещественными образцами, служащими для доказательства открытий, для контрольной проверки или для проведения более тщательного исследования в лабораторных условиях. Таковыми являются гербарий, коллекции, фото, видеоматериалы.
3. Результаты каждого наблюдения, опыты или эксперименты должны быть воспроизводимыми, т.е. при повторении любого из проведённых экспериментов должны быть получены сходные результаты. Необходимо учитывать, что любой опыт или описание нуждаются в контроле и повторе. И если результаты несколько отличаются, следует оценить их с помощью методов статистики.
4. Полученные результаты должны быть однозначными и не давать возможности различного толкования.
5. Если работа основана на выявлении видового состава, то это надо делать очень тщательно, чтобы обнаружить и учесть не только массовые, но и редкие виды.
Опыт работы в данной области и результаты диагностики и мониторинга убедительно свидетельствует о том, что исследовательская деятельность способствует развитию личностных качеств воспитанников: познавательного интереса, мышления, творческих способностей, коммуникативных умений и навыков, повышению их самооценки.
Категория: Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся | Добавил: Администрация | Теги: результат, наблюдения над животными, исследовательская работа, исследовательский стиль мышления, эксперимент, исследование, Открытие
Просмотров: 2613 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1  
This piece was cogent, wene-writtll, and pithy.

Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52841)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39773)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27972)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27869)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27059)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26790)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz