Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 22.09.2017, 07:38

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением [18]
Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся [66]
Проектно-исследовательская деятельность учащихся [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исслед. деятельность в образовании » Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся

Исследовательская деятельность учащихся начальных классов на уроках литературного чтения
[ ] 15.12.2009, 09:24
Лариса Сергеевна Бушкова,
учитель начальных классов
МОУ СОШ №56 г. Кирова,
e-mail: larabush74@mail.ru

В современных условиях основной целью образования становится   общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».
Образование, полученное в начальной школе, служит фундаментом для последующего обучения. В связи с этим возникает необходимость его совершенствования. Каких результатов ожидают родители от обучения ребенка в начальной школе? Из ответов респондентов следует, что для большинства очень важно, чтобы в результате обучения ребенок сохранил здоровье, продемонстрировал высокий уровень знаний, развил желание и умение учиться [1]. Применительно к начальной школе осуществление данных требований предполагает формирование универсальных способов действия, желания и умения учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию; инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности. Всё это делает необходимым внедрение в школьную практику современных технологий.
В настоящее время в педагогике разработаны открытые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. К ним относят следующие технологии обучения: «Развитие критического мышления через чтение и письмо», «Дидактический цикл», «Метод проектов», «Дебаты», «Технология педагогических мастерских» и др. Перечисленные технологии личностно-ориентированы, универсальны: их можно применять на любом учебном предмете, для любого возраста. Они образовательны: развивают мотивацию, формируют умение работать с информацией, способствуют рефлексии и самоорганизации учащихся.
Общение учителя и ученика, как правило, происходит на уроке. Поэтому урок необходимо строить так, чтобы пробуждать у учеников интерес к поисковой деятельности. Организовать такие уроки помогает образовательная технология освоения нового учебного материала «Дидактический цикл». Её цель – научить школьников применять приобретённые знания и умения в разнообразных ситуациях, самостоятельно принимать решения и развивать готовность к самообразованию.
В основе этой технологии лежат идеи Л.Я. Зориной. По её мнению «Дидактический цикл – это некоторое целое, выполняющее функцию максимально полной передачи фрагмента содержания образования» [2].
Выделяют пять структурных элементов дидактического цикла процесса обучения: постановка дидактической цели и принятие ее учащимися; предъявление нового фрагмента учебного материала разными способами и его осознанное восприятие; организация и самоорганизация учащихся при применении нового знания; организация обратной связи, контроля за усвоением содержания учебного материала и самоконтроль; подготовка учащихся к самостоятельному использованию полученной информации.
Применение этой технологии на уроках побуждает учеников быть активными, самостоятельными в выборе решений, воспитывает умение вести диалог с самим собой (рефлексия), с партнёром, с педагогом.
Предлагаю конспект урока с использованием приёмов образовательной технологии «дидактический цикл».

Конспект урока литературного чтения в 3 классе.

Тема: К.Г. Паустовский. «Кот-ворюга»
Цели:
1.     Учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову;
2.     Развивать творческие способности детей, устную и письменную речь, расширять словарный запас;
3.     Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту, прививать интерес к литературе.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации учебной деятельности: парная, групповая; фронтальная.

Ход урока:   
                         

Эпиграф: добро всегда добром возвращается…

Ι Организационный момент
- Начнём наш урок. Я уверена, что постараетесь быть активными и организованными учениками.
ΙΙ Актуализация знаний
- Внимательно прочитайте слова в каждом столбике.
Д.Н. Мамин-Сибиряк
Детство
И.А. Крылов
Кот-ворюга
И.З. Суриков
Ворона и Лисица
К.Г. Паустовский
Приёмыш
- Что их объединяет? (автор, название)
- Установите соответствие между словами первого и второго столбика. (И.З. Суриков написал стихотворение «Детство» и т.д.)
ΙΙΙ Постановка учебной задачи
 
- Исключите уже изученные произведения и сформулируйте тему урока полностью.
(Произведение К.Г. Паустовского «Кот-ворюга»)
- Прочитайте эпиграф. Как вы понимаете эти слова? К концу урока нам предстоит выяснить, какая связь между произведением и эпиграфом…
- Зная тему урока, поставьте цель урока. Определите, в чём предстоит разобраться на уроке.
Определить…(главную мысль произведения, его жанр)
Учиться…     (выразительно, грамотно читать)
Развивать…   (речь и т.п.)
ΙV Решение учебной задачи
 
 
 
(Работа в парах)
Ученик, ответивший правильно, задаёт свой вопрос любому ученику класса и т.д.
 
 
- Чтобы определить жанр произведения, главную мысль, надо хорошо знать содержание произведения. Дома вы были в роли читателей. Проверим, кто был самым внимательным. Ответьте на вопросы одноклассников.
Диалог с партнёром (пример):
- Никита, ответь, пожалуйста, на мой вопрос: «Кто обворовывал жителей старого дома каждую ночь?» Дети отвечают на вопросы одноклассников.
- Это правильный ответ. Спасибо.
- На все вопросы вы ответили. Но чтобы добиться поставленных целей, недостаточно быть только внимательным читателем, надо уметь грамотно, вдумчиво читать.
На данном этапе надо ввести материал, чтобы организовать исследовательскую деятельность учащихся.
 
- Зачитайте начало рассказа. (Мы пришли в отчаяние)
- Как вы понимаете слово «отчаяние»?
- Есть ли отчего приходить в отчаяние?
- Зачитайте, какие проделки совершал кот.
- Чтобы выяснить, почему у кота были такие повадки, составим портрет главного героя.
- Что входит в понятие «портрет»? (Изображение внешности героя, характера и авторская оценка)
 
- Сейчас вы будете работать в группах, используя 1 и 2 часть текста до слов «Кот ждал, зажмурив глаза»
Исследовательская работа в группах.
 
 
 
Рисунки с изображённым котом дети подготовили в качестве домашнего задания
 
Ι группа
1) Найдите в тексте описание внешнего вида кота-ворюги. Почему он так выглядит? Какие чувства вызывает у вас это животное?
2) На каком рисунке, на ваш взгляд, наиболее точно изображён кот-ворюга? Объясните свой ответ.

ΙΙ группа
1)  Найдите в тексте описание действий и поступков главного героя. Почему он совершает их? Какие чувства у вас вызывают его поступки?
2) Установите закономерность. Какую картинку можно исключить?

ΙΙΙ группа
1) Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа.
2) Подберите однокоренные слова к слову ворюга. Какой оттенок имеет это слово в тексте? Почему автор называет кота ворюгой, а не вором или воришкой?
ΙΥ группа
Подготовить выразительное чтение по ролям эпизода, в котором люди решают, как поступить с котом.
Проверка результатов работы в группах
 
Ι группа (Возможные ответы)
Рыжий кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий, огненно-рыжий, с белыми подпалинами на животе.
Этот кот – задира, забияка, постоянно участвует в драках, бродяжничает, ворует, у него нет дома. У нас он вызывает чувство жалости.
ΙΙ группа
Обворовывал, ловко прятался, воровал всё, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.
Нам кот понравился: он смелый, решительный, самостоятельный. Иного выхода у него нет.
ΙΙΙ группа
Кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга, ворюга, бандитские проделки, босяцкие выходки, беспризорник.
Однокоренные слова вор, воришка, ворюга.
Кота назвали ворюгой, т.к. он обворовывал каждую ночь, с ним никто не мог справиться.
- Почему же у кота были такие повадки?
Физкультминутка
«Это про кота»
 
- Если вы согласны с утверждением, встаньте и поднимите руки вверх. Если не согласны с утверждением, то присядьте за парту.
·У него бесшумная походка…
·Прекрасный нюх…
·Умывается собственной лапой…
·Называют другом человека…
- Как кот попался? Зачитайте.
- Почему именно Лёнька смог выманить кота?
- Как хотели поступить с котом после того, как его поймали?
ΙΥ группа читает отрывок по ролям.
- Какое решение оказалось верным?
- Как изменились повадки кота?
- Кто и как помог в этом коту?
V Итог
Осмысление авторской идеи
- Прочитайте эпиграф нашего урока. Как связаны     произведение и эпиграф?
- Какова главная мысль этого произведения?
- Написав это произведение, Паустовский хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь:
Доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение в преданного, благородного кота.
- Каков жанр этого произведения? Обоснуй свой ответ.
VΙ Творческая работа
Включается личный опыт учащихся.
- Встречались ли вам в жизни подобные истории?
- Как вы поступали в таких случаях?
VΙΙ Домашнее задание
- Составить и написать письмо хозяину от лица кота. (Советы кота)
VΙΙΙ Рефлексия
- Продолжите фразу: «Сегодня на уроке …»
было интересно…                             было трудно…
я понял, что…                                    я почувствовал…
мне захотелось…                               я научился…
урок дал мне для жизни…                я смог…

Работа над домашним заданием предполагает занятие исследовательской деятельностью. Учащимся предстоит самостоятельно добыть знания о содержании домашних животных, разобраться в причинах поступков домашних любимцев, понять и признать собственные ошибки. На следующем уроке (на этапе пострефлексии) дети совершенствуют речевую культуру (произнесение монолога, ведение дискуссии), учатся отстаивать свою точку зрения.

Литература.
  1. Константиновский Д. Аналитический доклад «Запросы участников образовательного процесса в начальном общем образовании». [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=784
  2. Зорина Л.Я. Дидактический цикл процесса обучения и его элементы [Текст] / Советская педагогика №10. - Москва: «Педагогика», 1983.- С.31
  3. Прокофьева Л.Б. Открытые образовательные технологии: исследовательская деятельность школьников [Текст] / Школьные технологии №4. – Москва, 2006. –108 с.
Категория: Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся | Добавил: Администрация | Теги: исследовательский поиск, конспект урока, дидактический цикл, структурные элементы, образовательные технологии
Просмотров: 15036 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52842)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39774)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27977)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27870)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27060)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26791)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz