Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 22.09.2017, 07:39

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением [18]
Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся [66]
Проектно-исследовательская деятельность учащихся [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исслед. деятельность в образовании » Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся

Использование проектных заданий на уроках химии
[ ] 09.12.2009, 13:37
Наталья Николаевна Верхорубова,
учитель химии МОУ СОШ № 56 г. Кирова,
e-mail: verhorubova.nata@mail.ru
 
Задача современного образования – формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельности принятия решений, инициативность.
Технология классно-урочной системы эффективна лишь для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению и на сегодняшний день, в современных условиях является неконкурентоспособной. Реализовать развивающий потенциал школьного курса химии помогает метод проектов. Результатом применения метода проектов по химии является формирование нового типа учащегося, обладающего умениями и навыками самостоятельной работы, готового к сотрудничеству.
Предлагаем конспект урока по теме «Спирты» с использованием метода проекта в 10 класс. Раздел II: «Классы органических соединений» [учебник «Химия-10» под ред. Н.Е. Кузнецовой]. Тема 5: «Кислородсодержащие органические соединения».

Тема урока: «Спирты».
Ведущая идея урока: актуализация знаний и житейских представлений по проблеме. Формирование и развитие ключевых компетентностей (информационной и компетентности решения проблем) как основа качества образования.
Главная дидактическая цель урока: создание условий для решения учебных проблем, формирование системных знаний, развитие мотивации учения школьников.
Задачи урока:
1. Стимулировать у старшеклассников умения выделять проблему, ставить цели, определять задачи и находить пути их решения, используя творческий потенциал и элементы исследовательской деятельности.
2. Создать стимуляционно-мотивирующую проблемную ситуацию на уроке как необходимое условие для развития логического мышления учащихся методами сравнения, анализа, обобщения и конкретизации.
3. Актуализировать имеющие знания учащихся по теме.
4. На основе межпредметных связей химии, биологии, экологии познакомить учащихся со спиртами, их составом, строением, физическими свойствами, физиологическим действием на организм.
5. Развивать самостоятельность и практическую активность школьников, навыки грамотно излагать свою точку зрения и доказательно отстаивать её.
6. Развивать мотивацию изучения предмета при обращении к жизненному опыту школьников и раскрытии практического значения материала.
Ведущая учебная проблема (УП) темы: взаимосвязь состава, свойств, получения и применения спиртов.
Главная учебная проблема урока: Обзор темы: «Спирты».
Средства обучения и оборудование:
  • инструктивныекарточки с заданиями;
  • справочники "Физические свойства органических веществ”;
  • образцы органических спиртов;
  • пробирки;
  • колба с водой,
  • оценочные листы.
При подготовке к уроку формируется 6 групп учащихся. Роль учителя - консультант, эксперт.
Метод: метод проектов, проблемное обучение
Форма работы: групповая
Продолжительность урока: 135 минут

Этапы урока:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (1 мин)

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (10 мин)
Дидактическая задача: подготовка учащихся к работе на уроке, организация действий школьников, направленных на решение проблем и достижение целей урока. Актуализация знаний по теме.
Деятельность педагога:   Объявляю тему урока, формулирую цели, задачи.  Определяю место темы в курсе органической химии (в соответствии с программой). Акцентирую внимание на взаимосвязи ранее изученного материала с новой темой. Разъясняю этапы предстоящей работы учащихся, провожу инструктаж, указываю форму записи и представления изученного материала. Разъясняю форму оценивания работы групп.
Деятельность учащихся: Принимают, уточняют, цели и задачи. Работают с программой. Осмысливают и конкретизируют этапы работы. Уточняют в случае недопонимания.
Метод: репродуктивный, эвристический.
Форма организации деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Показатель результатов решения задачи: внимание учащихся и активность при ответах на поставленные вопросы, этапы работы определены.

III. ОСНОВНОЕ ДЕЙСТВИЕ
1 этап (7 мин)
Дидактическая задача: организация деятельности в группах, погружение в проект.
Деятельность педагога: Группам выдеются инструктивные карты – задания и необходимый дополнительный материал (справочники, реактивы). Провожу необходимый инструктаж для каждой группы в отдельности.
Деятельность учащихся: Получают задания – инструкции, знакомятся с их содержанием, осмысливают, уточняют группе или у учителя. Распределяют роли в группах (теоретики, аналитики, оформители, докладчики). Планируют работу.
Метод: проблемный.
Форма организации деятельности: групповая.
Показатель результата решения задачи: эмоциональное состояние школьников, ответы на вопросы, активное включение в работу.
2 этап (20 мин)
Дидактическая задача: организация поиска решения.
Деятельность педагога: Не участвую, но при необходимости консультирую учащихся. Оказываю дифференцированную помощь. Ненавязчиво контролирую работу проектных групп.
Деятельность учащихся: Активно работают в группах (каждый в соответствии со своей ролью и сообща). При необходимости консультируются. Продумывают форму презентации своего мини-проекта.
Метод: проблемный.
Форма организации деятельности: групповая.
Показатель результатов решения задачи: записи в тетрадях, активная учебная деятельность.
3 этап (25 мин)
Дидактическая задача: оформление мини-проектов.
Деятельность педагога: организует деятельность учащихся по воспроизведению ими новых знаний; организует умственную деятельность по применению полученных знаний.
Деятельность учащихся: готовят презентацию: оформляют опорные схемы, обсуждают текст выступления.
Метод: эвристический.
Форма организации деятельности: групповая.
Показатель результатов решения задачи: готовы к презентации.
4 этап (60 мин)
Дидактическая задача: оформление мини-проектов.
Деятельность педагога: Раздаю листы оценок в группы. Организую выступления проектных групп с презентациями. Побуждаю учащихся других групп участвовать в обсуждении вопросов. Задаю вопросы. Поправляю или сама даю ответ в случае затруднения учащихся. Даю пояснения.
Деятельность учащихся: Осуществляют презентацию своей деятельности. Отвечают на вопросы. Слушают выступающих, дополняют, поправляют в случае необходимости. Задают вопросы докладчикам.
Метод: эвристический.
Форма организации деятельности: групповая.
Показатель результатов решения задачи: представили свои презентации.

IV. РЕФЛЕКСИЯ СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (10 мин)
Дидактическая задача: мобилизация учащихся на рефлексию.
Деятельность педагога: Обобщаю и резюмирую полученные результаты. Даю оценку деятельности групп. Предлагаю оценить работу групп учащимся (в том числе дать оценку работы своей группы). Собираю оценочные листы. Делаю краткое обобщение по теме. Отвечаю на вопросы учащихся.
Деятельность учащихся: Слушают оценку эксперта. Анализируют и оценивают свою работу и работу других групп. Оформляют и сдают оценочные листы. Слушают сообщение учителя и задают в случае необходимости вопросы.
Метод: эвристический.
Форма организации деятельности: индивидуальная, групповая.
Показатель результатов решения задачи: записи в тетради, комментарии к выступлениям.

V. Домашнее задание (по учебнику)
Учащиеся после изучения темы должны знать /понимать:
  • понятия спирты, их состав, строение;
  • физические свойства спиртов;
  • физиологическое действие спиртов на организм.
Уметь:
  • характеризовать состав спиртов;
  • высказывать суждения по изучаемым вопросам;
  • приводить формулы веществ;
  • находить пути решения проблемных ситуаций;
  • обосновывать своё решение адекватно поставленной проблеме;
  • рефлексировать свою деятельность.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА № 1
Спирты: определение, классификация, гомологические ряды
  1. Напишите общую формулу для спиртов. Дайте определение понятию "спирты”.
  2. Напишите структурные формулы простейшего спирта и его ближайшего гомолога. Выделите функциональную группу.
  3. Напишите структурную формулу продукта окисления этилена перманганатом калия в кислой среде. К какому классу органических соединений относится это вещество? Напишите структурную формулу его ближайшего гомолога.
  4. Напишите структурную формулу одного из продукта, который образуется в результате гидролиза жиров. Напишите структурную формулу его ближайшего гомолога.
  5. На основании выполненных упражнений предложите классификацию спиртов, указывая признаки классификации. Выведите формулы их гомологических рядов.
  6. Оформите опорный конспект по вашей теме, подготовьте краткое сообщение на 5 минут.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА № 2
Спирты: номенклатура
  1. Какие названия спиртов по тривиальной номенклатуре вам уже известны? Каково в большинстве случаев, происхождение этих названий?
  2. Учитывая, что названия предельных одноатомных спиртов по систематической номенклатуре строят, добавляя суффикс "ол” к названию соответствующего алкана, дайте название следующему соединению:
  3. Н3С-СН(СН3)-СН2-СН(СН3)-СН2ОН
  4. Учитывая, что названия предельных двухатомных спиртов по систематической номенклатуре строят, добавляя суффикс "диол” к названию соответствующего алкана, дайте названия следующему соединению: НОН2С-СН23)-СН2ОН
  5. Учитывая правила составления названий непредельных углеводородов и предельных одноатомных спиртов, а также старшинство гидроксильной группы, попытайтесь назвать по систематической номенклатуре следующий непредельный спирт:
  6. Н3С-СН(СН3)-СН=СН-СН2ОН
  7. На основании выполненных упражнений обобщите номенклатуру спиртов.
  8. Оформите опорный конспект по вашей теме, подготовьте краткое сообщение на 5 минут.
-СН(СН
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА № 3
Спирты: изомерия
  1. Составьте все возможные структурные формулы органических соединений, соответствующие формуле С4Н10О. Сделайте вывод о видах изомерии предельных одноатомных спиртов. Назовите класс соединений, изомерных предельным одноатомным спиртам.
  2. Какие дополнительные виды изомерии появятся для спиртов, содержащих кратные связи? Приведите примеры.
  3. Какие дополнительные виды изомерии появятся для спиртов, содержащих ароматическое ядро? Приведите примеры.
  4. Какие дополнительные виды изомерии появятся для карбоновых кислот, содержащих более одной гидроксильной группы? Приведите примеры.
  5. На основании выполненных упражнений обобщите виды изомерии спиртов.
  6. Оформите опорный конспект по вашей теме, подготовьте краткое сообщение на 5 минут.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА № 4
Спирты: способы получения
  1. Вспомните и напишите уравнения реакций получения этанола из представителя: а) алканов, б) алкенов, в) альдегидов г) глюкозы. Укажите особенности условий протекания реакций. Какие окислители могут быть использованы в этих случаях?
  2. Вспомните, в каких еще реакциях при изучении предыдущих тем получались спирты? Приведите уравнения реакций.
  3. На основании выполненных упражнений обобщите способы получения спиртов.
  4. Оформите опорный конспект по вашей теме, подготовьте краткое сообщение на 5 минут.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА №5
Спирты: физические свойства
1. Ознакомьтесь с образцами выданных вам предельных одноатомных спиртов. Охарактеризуйте их физические свойства: а) запах, б) летучесть в) агрегатное состояние. Проанализируйте изменение их физических свойств с увеличением молекулярной массы. Поясните причины изменения.
2. Найдите в справочнике значения температур кипения и плавления предельных спиртов и выполните следующие задания :
А) Сравните агрегатное состояние первых членов гомологических рядов алканов и соответствующих им спиртов при обычных условиях. Поясните отличия и попытайтесь объяснить их причины.
Б) Ответьте на вопрос: почему температуры кипения спиртов выше, чем у алканов с тем же числом атомов углерода?
В) Сделайте вывод о способности предельных одноатомных спиртов к образованию межмолекулярных водородных связей. Попробуйте написать схемы их образования.
3. Проверьте растворимость этанола в воде. Сделайте вывод о растворимости предельных одноатомных спиртов  в воде. Объясните хорошую растворимость этанола в воде.
4. Исходя из практического опыта, охарактеризуйте физиологическое действие этанола.
5. На основании выполненной работы, обобщите физические свойства спиртов.
6. Оформите опорный конспект по вашей теме, подготовьте краткое сообщение на 5 минут.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА № 6
Спирты: строение функциональной группы, общая характеристика реакционной способности
  1. Напишите структурную формулу первого члена гомологического ряда предельных одноатомных спиртов. Охарактеризуйте виды связей между атомами (сигма-, пи-?).
  2. Напишите и проанализируйте электронную формулу молекулы с точки зрения электронных эффектов (индуктивный, мезомерный). Покажите стрелками распределение электронной плотности в молекуле, обозначьте частичные заряды на атомах и электронные эффекты (I и (или) М).
  3. Укажите геометрию молекулы, валентный угол и вид гибридизации атома углерода.
  4. Сравните полярность и поляризуемость связи С-О в молекуле метанола и метана. Сделайте вывод о способности спиртов к реакциям нуклеофильного замещения.
  5. Сравните полярность связи О-Н и подвижность атома водорода группы О-Н в молекуле метилового спирта и воды. Сделайте вывод о кислотных свойствах воды в сравнении со спиртами.
  6. Сформулируйте выводы о взаимном влиянии радикала и гидроксильной групп в молекулах спиртов.
  7. Основываясь на строении спиртов, определите наиболее реакционноспособные зоны в молекуле этанола и предположите основные типы реакций для предельных одноатомных спиртов.
  8. На основании выполненной работы обобщите информацию о строении и основных типах химических реакций предельных одноосновных спиртов.
  9. Оформите опорный конспект по вашей теме, подготовьте краткое сообщение на 5 минут.
В результате использования метода проектов на уроках химии учащиеся реализуют творческие идеи, развивают свои способности, предметные, коммуникативные, информационные, проектные компетентности.
 
Литература.
  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е.С. Полат и др. Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр "Академия”, 2001. – 272 с.
  2. Артеменко А.И.Органическая химия: Теоретические основы: Углубленный курс: Учеб. для общеобразоват. учреждений с углуб. изучением предмета. – М.: Просвещение, 2001. – 384 с.
  3. Вивюрский В.Я. "Вопросы, упражнения и задачи по органической химии с ответами и решениями: 10-11 кл. – М.: Гуманит.изд. цент ВЛАДОС, 2002. – 688 с.
  4. Кузнецова Н.Е. и др. Химия 10 класс. Учеб. Для общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2008.
  5. Современные педагогические технологии в процессе преподавания химии: развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии/Авт.-сост. С.В. Дендебер, О.В. Ключникова. – М.: 5 за знания, 2007.
  6. Химия: проектная деятельность учащихся/ авт.-сост. Н.В. Ширшина.-2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.
Категория: Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся | Добавил: Администрация | Теги: сотрудничество, коммуникативное общение, самооценка и самоанализ деятельност, лестница успеха, продукт
Просмотров: 11950 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52842)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39774)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27977)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27870)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27060)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26791)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz