Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 22.09.2017, 07:32

Интернет-конференция

Поиск
Сайт организатора
Меню сайта
Категории раздела
Проектно-исследовательская деятельность руководителя в управлении образовательным учреждением [18]
Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся [66]
Проектно-исследовательская деятельность учащихся [3]
Статистика


Каталог файлов

Главная » Файлы » Проектно-исслед. деятельность в образовании » Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся

Использование проектного метода на уроке литературного чтения при работе над загадками
[ ] 04.12.2009, 17:11
Ирина Анатольевна Шахматова,
учитель начальных классов
МОУ СОШ №12 им. академика В.И. Кудинова,
Удмуртская Республика, г. Воткинск,

Проект – это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определенного результата, определенного продукта. Метод проектов, используемый в школе, - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Проектный метод входит в жизнь школ как требование времени. У учащихся появляется возможность использовать полученные знания на практике, что готовит их к взрослой жизни. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности. При организации проектной деятельности возможна индивидуальная, самостоятельная, групповая работа учащихся. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения. Включая младших школьников в проект, происходит формирование следующих умений: определение цели деятельности, планирование её, выполнение действий и операций, соотнесение результата деятельности и ее цели, контролирование своих действий, выполнение мыслительных операций, проведение наблюдений, умение ставить простые эксперименты, создавать простые модели и продукты своей деятельности.
Уроки литературного чтения дают богатый материал для использования проектного метода, позволяют создавать различные проекты: «Книга стихов о временах года», «Книга загадок», «Книга сказок», «Моя сказка», «Создание диафильма», «Спектакль» и многие другие. Каждый ребенок становится активным участником проекта, развивается познавательный интерес, творчество и самостоятельность.
Хочется рассказать о проекте «Книга загадок». Тип проекта – образовательный, творческий, долгосрочный, коллективный. Исполнители – учащиеся 2 класса и учитель. Характер проекта – учебно-исследовательская, творческая работа. Цель данного проекта: продолжить знакомство с устным народным творчеством, рассмотреть особенности построения, историю рождения загадки, раскрыть роль загадки в фольклоре и литературе, дать представление о видах загадок, познакомить с художественными средствами, обучать умению говорить образно, формирование нравственных ценностей через национальные традиции. Задачи: научить способам поиска информации, ее анализа, элементам поисковой работы, проявить творчество мышления, вызвать интерес детей к проектной деятельности. Актуальность темы: предметно-содержательная область проекта способствует расширению знаний учащихся об устном народном творчестве, об особенностях русского языка, о жизни наших предков. Практическая направленность проекта в том, что каждый ребенок попробовал побывать в роли исследователя, писателя, художника, сказителя. Целесообразность применения по данной теме метода проектирования заключалось в том, что присутствовала самостоятельная деятельность учащихся, этапность работы по данной теме, виден конечный результат, применялись исследовательские методы, сбор, систематизация, анализ и обсуждение результатов. Результат данного проекта – книга загадок. Продолжительность данного проекта - неделя.
Мною были выделены следующие этапы проекта: 1) погружение в проект, ознакомление и сбор информации; 2) поисковая и практическая практическая работа; 3) экспериментальная, творческая работа; 4) презентация и оценивание работы, составление книги.
На первом этапе учащиеся знакомились с загадкой как малым жанром устного народного творчества. Русский фольклор – богатейшая сокровищница народной мудрости. И загадка – одна из её ярчайших жемчужин. Жанр загадки отличается тем, что требует отгадать описываемый предмет. Поэтому загадка имеет большое значение в формировании интеллекта. Отгадывание загадки предполагает наличие знаний, представлений о целом ряде предметов, явлений окружающего нас мира, расширяет кругозор, приучает к наблюдениям, сосредотачивает внимание на отгадываемом предмете, на слове, которое описывает его, на звуке, который помогает отгадать загадку. Вводя детей в новую тему, предлагаю им вспомнить другие малые жанры устного народного творчества, разгадав кроссворд.

 
 
 
 
 
 
 
 
1
С
К
А
З
К
А
 
 
 
 
 
 
2
С
К
О
Р
О
Г
О
В
О
Р
К
А
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3
П
О
Г
О
В
О
Р
К
А
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
4
Ч
А
С
Т
У
Ш
К
А
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
5
Д
Р
А
З
Н
И
Л
К
А
 
 
 
 
 
 
6
П
О
Т
Е
Ш
К
А
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
7
П
О
С
Л
О
В
И
Ц
А
 
 
 
 
 
 
 
 

 
А теперь посмотрите на ключевое слово (по вертикали) — это тема нашего разговора.  Что же такое загадка? Сам народ придумал такую формулировку: «Без лица в личине». С.И. Ожегов толкует её так: «Изображение или выражение, нуждающееся в разгадке». Давайте обратимся к истории возникновения загадок. Как же появились загадки? Благодаря сбору информации, учащиеся сообщают, возникновение загадок связано довольно с распространённым явлением в жизни древних — с иносказательной, тайной речью, которая использовалась и в военных, и в дипломатических делах, и в повседневной хозяйственной жизни. Её необходимость обусловливалась многочисленными запретами, существовавшими в связи с верованиями древнего человека. Приводятся примеры слов – иносказаний: верховой – ворона, худая – змея, рыкума – корова, тонконогая – овца, низкоглядая – свинья.

На втором этапе я знакомлю учеников с видами загадок:

По форме:
1.Детские загадки – перечисление признаков загаданного предмета.
2.Отрицательное сравнение – открытое сравнение
3.Метафора – скрытое сравнение
По теме:
Явления природы, огород, сад, поле, лес, дом, инструменты, животные, школа и т.д.

Учащиеся знакомятся с особенностями построения загадок: двухчастотность (1 часть-загадка, 2-часть-отгадка), конкретность, рифма, поэтичность. Знакомлю и с художественными средствами: антитезой, отрицанием, гиперболой, эпитетом, сравнением, метафорой.
Делаем вывод о создателе поэтического чуда – русском народе. Загадки позволяют многое узнать о его быте, характере, понять, что он любит, ценит, над чем подшучивает, а над чем насмехается. Дома ищут и подбирают загадки каждого типа. Анализируя, ребята узнают, что к разным загадкам может быть одна отгадка, так как в каждой загадке подчеркиваются разные качества и свойства предмета. Оказывается, одна и та же загадка по-разному рассказывается. Дети объясняют, почему так. Узнают и о том, что у каждой загадки может быть много отгадок. На данном этапе ребята много занимаются поиском информации. В учебники даются сравнения. Задача детей найти загадки с такими сравнениями в книгах, спросить у взрослых и проанализировать что с чем так сравнивается. На этом этапе мы обращаемся к нашей литературе и видим, что поэты используют загадки в своем творчестве. Выполняя домашнее задание, дети находят в книгах писателей загадки и загадывают эти загадки на следующем уроке.
На третьем этапе, знакомясь с произведением Л. Каминского «Игра в загадки», ребята учатся составлять загадку, чтобы у неё была одна отгадка. И проводим такую игру на уроке, составляя загадки о предметах, находящихся в классе. Читая рассказы К. Ушинского «Васька», «Петушок с семьей», приходим к выводу: данные рассказы помогают составлять загадки. Коллективно пробуем составить свои загадки. Дома предлагаю выполнить творческое задание - составить каждому свою загадку любого вида, по любой теме, используя знания об особенностях построения загадок и художественные средства. На заключительном этапе каждый ученик представлял свою загадку. Старался оценить ее сам, оценку давали одноклассники и учитель. Для этого мною были разработаны критерии оценивания результата. По каждому критерию начисляется один балл. По сумме баллов  выставляется оценка.

Критерии оценивания
Самооценка
Оценка одноклассников
Оценка учителя
Рифма
 
 
 
Вид
 
 
 
Художественные средства
 
 
 
Выразительность
 
 
 
Оформление
 
 
 

Итоговая оценка: 12-15 баллов – отлично, 9-11баллов – хорошо, 6-9 баллов – удовлетворительно.
В результате обсуждения для книги были отобраны те загадки, которые набрали более высокие баллы. Книга загадок получилась следующего содержания.

1. Если мир вокруг бесцветный,
С настроением плохим,
Ты возьми нас разноцветных,
Мы с ним чудо сотворим.  
(Карандаши) Настя Мартюшева.
2. Жужжит, но не пчела.
Крутится, но не юла.
Положи мороженое, сок налей,
Получишь вкусненький коктейль. 
(Миксер) Сальников Данил
3. Его пинают, а он не плачет.
Его бросают, а он назад скачет.
(Мяч) Вострокнутов Никита
4. Он зеленый и с колючками.
Не погладить, не взять ручками.
(Кактус) Мартюшева Настя
5. Я не кран и не лейка,
У меня большая шейка.
Отгадать меня сумей-ка. 
(Жираф) Князев Артем
6. Идет по лесу, шум стоит.
Малинку любит, людей пугает,
Кабанов поедает. 
(Медведь) Князев Артем
7. С зубьями, а не расческа.
Есть ею можно, а не ложка. 
(Вилка) Вострокнутов Никита
8. Зеленый, но не крокодил.
Колючий, но не еж.
(Кактус) Акопян Тигран
9. Дупло имеет в дереве,
А меда не найдешь.
По веткам шустро прыгает,
Когда в лесу идешь.
(Белка) Резванова Анна
10. Он бывает и футбольный,
Волейбольный, баскетбольный.
Если хочешь поиграть,
Надо в руки его взять.
(Мяч) Лекомцев Владимир
11. Он, как елка, весь в иголках.
Ловит смело страшных змей.
И хотя он очень колкий,
Обижать его, не смей!
(Еж) Ложкина Настя
12. В красивой одежке
Сладка девица сидит.
Своим вкусом
Всех ребят она манит.
(Конфета) Выводцев Андрей
13. Она бывает разная:
Синяя, желтая, красная.
Любит на цветах сидеть,
Во все стороны смотреть.
Крылышками машет.
Будто она пляшет.
(Бабочка) Пермякова Полина
14. Он серый, голодный, худой
Красную шапочку съел с колбасой.
(Волк) Волынкин Данил
15. Ходит незаметный,
Ростиком неприметный.
А ношу больше себя носит.
(Муравей) Алёша Марасинский
 
В результате данного проекта предложенная учащимся идея осмысленна, принята и доведена до практической реализации. В ходе урока они получили опыт творческой деятельности, представили и проанализировали полученный результат. Т.о. метод проектов способствует развитию коммуникативных и рефлексивных умений школьников, навыков рациональной организации работы.
 
Литература:
1. Е.И. Коновалова. Чтение и литература. 2 класс. Поурочные планы по учебнику О. В. Джежелей. – Учитель-АСТ, 2007
2. Чтение и литература. Учебник. 2 кл.: Учеб.: В 2ч./Авт.-сост. О. В. Джежелей. – М.:Дрофа, 2007.

Ссылки:
Категория: Проектно-исследовательская деятельность педагога в обучении и воспитании учащихся | Добавил: Администрация | Теги: критерии оценивания, результат проекта, творческая работа, поиск информации, загадка, урок литературного чтения, анализ решения
Просмотров: 6218 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Новые материалы
Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста (52842)
Е.Н.Любимова
Обособленные определения и приложения (39774)
Соболева Галина Васильевна
Организация проектной деятельности в ДОУ (27977)
Пысина Светлана Павловна
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы (27870)
Гришина Татьяна Юрьевна
Организация сиcтемы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (27093)
Лучникова Е.В.
Народное изобразительное творчество в детском саду (27060)
О.В.Шиляева
Развитие речевого общения детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (26791)
Л.А.Логинова
Ключевые слова
Полезно помнить
Праздники России

Copyright МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова © 2017
Используются технологии uCoz